Государственная система социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение в логическом и историческом аспектах государственную систему социальной защиты при рыночной экономике.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать причины возникновения рыночной экономики.
2.Охарактеризовать этапы формирования рыночной экономики.
3.Рассмотреть основные черты современной регулируемой рыночной экономики.
4.Охарактеризовать государственную систему социальной защиты – ее состав и стратегию.

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. Формирование и функционирование рыночной экономики 6

1.1 Причины возникновения и этапы формирования рыночной экономики 6

1.2 Современная регулируемая рыночная экономика 13

ГЛАВА 2. Государственная система социальной защиты 21

2.1 Понятие и развитие государственной системы социальной защиты 21

2.2 Система и стратегия социальной защиты 26

Заключение 40

Список литературы 42

Файлы: 1 файл

рыночная экономика.docx

— 75.69 Кб (Скачать)

     В этих условиях крупные и крупнейшие корпорации на основе своих стратегических и бизнес-планов регулируют процесс вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов всех видов за счет внутренних (национальных) и внешних (из других стран) источников. Организуют, координируют и контролируют деятельность подразделений малого и среднего бизнеса, часто в форме своих дочерних предприятий, связанных с ними прямо или опосредованно, через систему контрактов, договоров и соглашений.

     Государство же через систему бюджетного финансирования воздействует на формирование приоритетов в развитии отраслей хозяйственной системы, приоритеты в области научно-технической, инвестиционной, инновационной, социальной и другой политики в стране.11

     При всех своих преимуществах, в сравнении  с ранее существовавшей стадией свободного рыночного капитализма, современный рыночный капитализм, даже при высокоорганизованной системе государственного регулирования национальной хозяйственной системы, имеет существенные недостатки.

  1. Одним из условий нормального функционирования корпорации выступает необходимость превращения конечного продукта II подразделения в натурально-вещественный носитель основной массы прибыли корпорации. Однако корпоративная форма организации хозяйствования не дает такого превращения в масштабе всей национальной хозяйственной системы, а лишь подводит к нему.
  2. Корпоративная форма хозяйствования по сравнению со стадией свободного рыночного капитализма кроме снижения издержек производства способствует еще и экономии от роста качества промышленной продукции, работ и услуг производственного назначения. Но при этом корпорация имеет «традиционный» для всех стадий капитализма набор недостатков: рост цен, инфляцию, безработицу, кризисы и спады производства, банкротства, обесценивания капитала в его реальной (здания, сооружения, предприятия, например) и стоимостной (акции, облигации, векселя и т. д.) формах.

     Тем не менее, корпорация как основное звено рыночного хозяйствования в условиях функционирования государственно-корпоративного капитализма действует в форме общественного, а не индивидуального производства. Главное достоинство состоит в установлении и организационном закреплении в рамках крупных и крупнейших корпораций органической связи двух подразделений национального хозяйства (пусть даже пока только в рамках корпорации).

     Этим  корпорация создает реальные условия  для регулирования производства промежуточного продукта в своих интересах и в соответствии с объемами и структурой спроса на конечный продукт.

     Самое главное — из корпоративного капитализма  вырастает государственно-корпоративный  капитализм как более высокая  стадия современного рыночного хозяйствования.

     Основу  государственно-корпоративного способа (модели) хозяйствования составляет более совершенный механизм хозяйствования. Он может быть представлен в виде следующей зависимости:

                                                   (C1+V1)*(1+K)=Q1,                                        (3)

                                                   (C2+V2)+M1,2=Q2,                                          (4)

     где M1,2 — суммарный размер прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности объектов I и II подразделений хозяйства корпорации;

     К — фиксированный уровень (коэффициент) рентабельности деятельности предприятий I подразделения хозяйства корпорации.

     Схема функционирования механизма государственно-корпоративной  модели хозяйствования показывает, что продукция I подразделения сохраняет свою роль в процессе реализации народнохозяйственной технологической цепочки, т. е. от начала (добывающие предприятия) до конца (обрабатывающие предприятия и отрасли) производства и потребления в стране.12

     Но  стоимостные регуляторы строятся при  этом, исходя из массы конечного продукта — продукции II подразделения. В данном случае стоимостная масса II подразделения служит резервуаром источников накопления и потребления в корпорации, а через систему налоговых и других обязательных платежей и взносов — резервуаром источников потребления и накопления в стране.

     Одновременно  она определяет:

  • размер и долю инвестиций;
  • направления и приоритеты, а также формы вложения инвестиций;
  • размер и формы дотаций государства;
  • налоговую, таможенную и прочую политику в стране.

     Итак, при всей своей привлекательности и безусловных преимуществах по сравнению с национальными хозяйственными системами свободного капитализма современная регулируемая модель рыночного хозяйствования не способна эффективно регулировать экономику страны в целом. Поэтому она выступает лишь очередной стадией развития систем государственного регулирования национального хозяйства в целом, его сфер, отраслей и регионов.

 

ГЛАВА 2. Государственная система социальной защиты 

     2.1 Понятие и развитие государственной  системы социальной защиты 

     В Конституции 1993 года Российская Федерация  квалифицирована как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7.1). Однако критерии «достойной жизни» до сих пор не определены в законодательстве, в котором также не прописаны нижние границы социальной защищенности граждан.13

     Правовую  основу государственной социальной политики составляют такие законодательные  акты, как Трудовой кодекс Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 года), Федеральные  законы «О коллективных договорах и соглашениях» (11 марта 1992 года), «Об общественных объединениях» (19 мая 1995 года), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (23 ноября 1995 года), «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях”« (24 ноября 1995 года), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 года), «Об основах обязательного социального страхования» (16 июля 1999 года), «О прожиточном минимуме в РФ» (24 октября 1997 года), «О государственной социальной помощи» (17 июля 1999 года), «О занятости населения в РФ» (в редакции от 20 апреля 1996 года, с изменениями и дополнениями от 17 июля 1999 года).

     Указанные законы и некоторые другие несут  на себе основную нагрузку по регулированию  отношений в социальной сфере, поскольку  единого кодифицированного закона применительно к данной области  не существует.

     Согласно  Конституции РФ в совместном ведении  соответствующих органов федерального уровня и субъектов Федерации  находится координация деятельности по вопросам здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение. Выходящие за пределы  совместного ведения вопросы  могут стать предметом самостоятельного правового регулирования со стороны  субъектов РФ при условии соответствия принимаемых местных законов  и нормативных актов федеральному законодательству.

     Существующие  пробелы в законодательстве РФ могут  восполнять указы президента страны, имеющие нормативный характер, такие, например, как «О компенсационной выплате малообеспеченным категориям пенсионеров» от 8 октября 1999 года.

     Правительство РФ и правительства субъектов  Федерации своими многочисленными  постановлениями по самым различным  вопросам детализируют и разъясняют процедуру исполнения принятых законов, наполняя ее конкретным содержанием. Среди  них, например, постановление «Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» (от 29 сентября 1999 года) или «Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска» (от 31 августа 1999 года).

     Кроме того, федеральное правительство  в принимаемых постановлениях намечает и стратегические направления социальной защиты граждан. Так, в постановлении  от 24 июля 1998 года утверждена Федеральная  целевая программа содействия занятости  населения РФ, в постановлении  от 11 сентября 1998 года — Программа  государственных гарантий обеспечения  граждан бесплатной медицинской  помощью.

     Некоторыми  функциями нормотворчества обладает и Министерство труда и социального  развития РФ (Минтруд России) — центральный  орган федеральной исполнительной власти в области социальной защиты и социального обеспечения населения. Совместно с исполнительными  органами субъектов Федерации Минтруд  разрабатывает предложения по совершенствованию  законодательства о социальной защите граждан РФ, готовит по поручению  правительства РФ заключения по проектам социальных законов, нормативных актов  министерств и ведомств, обобщает соответствующую практику применения законодательства, в том числе  и на предмет соответствия федеральным  законам.

     Главные же задачи Минтруда заключаются в  реализации государственной политики в области труда, занятости и  социальной защиты населения, осуществлении  управления в этих областях и координации  деятельности других органов исполнительной власти, как федеральных, так и  региональных, затрагивающей данную сферу.

     Министерство  труда и социального развития РФ было образовано 14 августа 1996 года путем  слияния Министерства труда РФ, Министерства социального защиты населения РФ и Федеральной службы занятости  РФ. В результате последующих очередных  государственноадминистративных перемен  в ведении Минтруда сосредоточились  практически все вопросы социального  характера.

     В феврале 1998 года к нему отошла от МЧС  функция социальной защиты граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф или принимавших  участие в ликвидации их последствий. Тогда же другим постановлением правительства  ему были переданы функции упраздненного  Российского бюро по вопросам международной  гуманитарной и технической помощи.

     В структуре Минтруда — 14 департаментов  и 7 управлений. В их числе департаменты комплексного анализа, прогнозирования  и мониторинга; по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального  партнерства; доходов населения  и уровня жизни; государственной  службы занятости; по делам семьи, женщин, детей и молодежи; по делам ветеранов  и граждан, уволенных с военной  службы; по вопросам реабилитации и  социальной интеграции инвалидов; по вопросам пенсионного обеспечения; управление рынка труда.

     Согласно  утвержденному правительством Положению  о Министерстве труда РФ (с изменениями  на 6 сентября 2001 года), министерство представляет в правительство доклады о  положении дел в подведомственной сфере, предложения к государственным  прогнозам социального развития на долгосрочную, среднесрочную и  краткосрочную перспективу, проекты  социальных программ (подготовленные совместно с министерствами экономики  и финансов). В положение включен  перечень закрепленных за Министерством  труда более конкретных вопросов, насчитывающий около 100 пунктов. В  задачи Минтруда, в частности, входит совершенствование тарифного регулирования  оплаты труда работников бюджетных  организаций; разработка межотраслевых  правил по охране труда и федеральных  программ улучшения условий труда; подготовка предложений по совершенствованию  системы социального партнерства, участие в подготовке проекта  генерального соглашения между общероссийскими  объединениями профсоюзов, общероссийскими  объединениями работодателей и  правительством РФ; проведение анализа  занятости на федеральном и региональном уровнях, обеспечение занятости  оставшегося без работы населения, включая его переобучение, содействие созданию новых рабочих мест, оказание материальной помощи; разработка проекта  бюджета Государственного фонда  занятости населения РФ, организации  федерального банка вакансий; разработка предложений по развитию системы  государственного социального и  добровольного социального страхования, о размерах тарифов страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды; методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате  и доставке государственных пенсий, контролю за их назначением и выплатой, целевому расходованию средств на эти  цели; контроль за реализацией установленных  законодательством социальных гарантий, а также федеральных программ социальной поддержки и улучшения  положения семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов.

Информация о работе Государственная система социальной защиты