Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 13:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение в логическом и историческом аспектах государственную систему социальной защиты при рыночной экономике.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать причины возникновения рыночной экономики.
2.Охарактеризовать этапы формирования рыночной экономики.
3.Рассмотреть основные черты современной регулируемой рыночной экономики.
4.Охарактеризовать государственную систему социальной защиты – ее состав и стратегию.
Введение 3
ГЛАВА 1. Формирование и функционирование рыночной экономики 6
1.1 Причины возникновения и этапы формирования рыночной экономики 6
1.2 Современная регулируемая рыночная экономика 13
ГЛАВА 2. Государственная система социальной защиты 21
2.1 Понятие и развитие государственной системы социальной защиты 21
2.2 Система и стратегия социальной защиты 26
Заключение 40
Список литературы 42
В этих условиях крупные и крупнейшие корпорации на основе своих стратегических и бизнес-планов регулируют процесс вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов всех видов за счет внутренних (национальных) и внешних (из других стран) источников. Организуют, координируют и контролируют деятельность подразделений малого и среднего бизнеса, часто в форме своих дочерних предприятий, связанных с ними прямо или опосредованно, через систему контрактов, договоров и соглашений.
Государство же через систему бюджетного финансирования воздействует на формирование приоритетов в развитии отраслей хозяйственной системы, приоритеты в области научно-технической, инвестиционной, инновационной, социальной и другой политики в стране.11
При всех своих преимуществах, в сравнении с ранее существовавшей стадией свободного рыночного капитализма, современный рыночный капитализм, даже при высокоорганизованной системе государственного регулирования национальной хозяйственной системы, имеет существенные недостатки.
Тем не менее, корпорация как основное звено рыночного хозяйствования в условиях функционирования государственно-корпоративного капитализма действует в форме общественного, а не индивидуального производства. Главное достоинство состоит в установлении и организационном закреплении в рамках крупных и крупнейших корпораций органической связи двух подразделений национального хозяйства (пусть даже пока только в рамках корпорации).
Этим корпорация создает реальные условия для регулирования производства промежуточного продукта в своих интересах и в соответствии с объемами и структурой спроса на конечный продукт.
Самое
главное — из корпоративного капитализма
вырастает государственно-
Основу государственно-корпоративного способа (модели) хозяйствования составляет более совершенный механизм хозяйствования. Он может быть представлен в виде следующей зависимости:
где M1,2 — суммарный размер прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности объектов I и II подразделений хозяйства корпорации;
К — фиксированный уровень (коэффициент) рентабельности деятельности предприятий I подразделения хозяйства корпорации.
Схема
функционирования механизма государственно-
Но стоимостные регуляторы строятся при этом, исходя из массы конечного продукта — продукции II подразделения. В данном случае стоимостная масса II подразделения служит резервуаром источников накопления и потребления в корпорации, а через систему налоговых и других обязательных платежей и взносов — резервуаром источников потребления и накопления в стране.
Одновременно она определяет:
Итак, при всей своей привлекательности и безусловных преимуществах по сравнению с национальными хозяйственными системами свободного капитализма современная регулируемая модель рыночного хозяйствования не способна эффективно регулировать экономику страны в целом. Поэтому она выступает лишь очередной стадией развития систем государственного регулирования национального хозяйства в целом, его сфер, отраслей и регионов.
ГЛАВА 2. Государственная
система социальной
защиты
2.1
Понятие и развитие
В
Конституции 1993 года Российская Федерация
квалифицирована как «
Правовую основу государственной социальной политики составляют такие законодательные акты, как Трудовой кодекс Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 года), Федеральные законы «О коллективных договорах и соглашениях» (11 марта 1992 года), «Об общественных объединениях» (19 мая 1995 года), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (23 ноября 1995 года), «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях”« (24 ноября 1995 года), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 года), «Об основах обязательного социального страхования» (16 июля 1999 года), «О прожиточном минимуме в РФ» (24 октября 1997 года), «О государственной социальной помощи» (17 июля 1999 года), «О занятости населения в РФ» (в редакции от 20 апреля 1996 года, с изменениями и дополнениями от 17 июля 1999 года).
Указанные
законы и некоторые другие несут
на себе основную нагрузку по регулированию
отношений в социальной сфере, поскольку
единого кодифицированного
Согласно
Конституции РФ в совместном ведении
соответствующих органов
Существующие пробелы в законодательстве РФ могут восполнять указы президента страны, имеющие нормативный характер, такие, например, как «О компенсационной выплате малообеспеченным категориям пенсионеров» от 8 октября 1999 года.
Правительство РФ и правительства субъектов Федерации своими многочисленными постановлениями по самым различным вопросам детализируют и разъясняют процедуру исполнения принятых законов, наполняя ее конкретным содержанием. Среди них, например, постановление «Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» (от 29 сентября 1999 года) или «Об утверждении правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска» (от 31 августа 1999 года).
Кроме того, федеральное правительство в принимаемых постановлениях намечает и стратегические направления социальной защиты граждан. Так, в постановлении от 24 июля 1998 года утверждена Федеральная целевая программа содействия занятости населения РФ, в постановлении от 11 сентября 1998 года — Программа государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.
Некоторыми
функциями нормотворчества
Главные же задачи Минтруда заключаются в реализации государственной политики в области труда, занятости и социальной защиты населения, осуществлении управления в этих областях и координации деятельности других органов исполнительной власти, как федеральных, так и региональных, затрагивающей данную сферу.
Министерство
труда и социального развития
РФ было образовано 14 августа 1996 года путем
слияния Министерства труда РФ, Министерства
социального защиты населения РФ
и Федеральной службы занятости
РФ. В результате последующих очередных
государственноадминистративных перемен
в ведении Минтруда сосредоточились
практически все вопросы
В феврале 1998 года к нему отошла от МЧС функция социальной защиты граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий. Тогда же другим постановлением правительства ему были переданы функции упраздненного Российского бюро по вопросам международной гуманитарной и технической помощи.
В структуре Минтруда — 14 департаментов и 7 управлений. В их числе департаменты комплексного анализа, прогнозирования и мониторинга; по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства; доходов населения и уровня жизни; государственной службы занятости; по делам семьи, женщин, детей и молодежи; по делам ветеранов и граждан, уволенных с военной службы; по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов; по вопросам пенсионного обеспечения; управление рынка труда.
Согласно
утвержденному правительством Положению
о Министерстве труда РФ (с изменениями
на 6 сентября 2001 года), министерство представляет
в правительство доклады о
положении дел в
Информация о работе Государственная система социальной защиты