Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 20:15, реферат
Экономика, не добившаяся положительных структурных сдвигов и сохраняющая значительный удельный вес устаревших производств, не может отказываться от промышленной политики как самостоятельной категории макроэкономического регулирования. В субъектах федерации приняты региональные законы или концепции промышленной политики, не увязанные между собой и с перспективами развития страны. Содержанием промышленной политики должна стать поддержка промышленных кластеров - точек экономического роста территории.
Поэтому содержанием промышленной политики должна стать организация и поддержка промышленных кластеров - точек роста будущей конкурентоспособности экономики территории, которые, согласно Майклу Портеру, представляют группу географически соседствующих компаний и организаций, связанных общей сферой деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластеры возникают по инициативе "снизу", исходящей от крупных предприятий или сообществ предприятий, или "сверху" - от органов власти и управления территорией.
Принципиальные отличия кластера от других территориальных образований, значимые для промышленной политики, следующие:
географически сконцентрированное сочетание компаний, в том числе из смежных отраслей. Фундамент кластера - сильные компании, проверенные рынком;
широкий состав участников. Это - как правило: поставщики, сервисные организации, научные центры, центры компетенций, специализированные банки, учебные заведения, курсы повышения квалификации, государственные структуры, малые предприятия;
бизнес-климат территории (тесные связи, интенсивный обмен идеями и информацией о новых технологиях, использование лучшей управленческой практики).
Эффективность функционирования кластера во многом определяется его организационным оформлением. Например, создание лесного кластера в Пермском крае в ближайшие пять лет потребует освоения 1 млрд. долл. внешних инвестиций, подготовки инвестиционных площадок, изменения бизнес - климата. Для этого в регионе образована отраслевая ассоциация, координирующая деятельность компаний и органов власти по становлению и развитию кластера. В другом случае таким центром может стать стратегический комитет, объединяющий представителей промышленности, науки, власти. Он может контролировать специально созданную для ведения программы развития кластера координирующую фирму.
Мировой опыт показывает, что создание кластеров - затратный процесс, в котором примерно половину финансирования принимает на себя государство (за счет федерального и регионального бюджетов). Но это не исключает развитие новых механизмов финансирования. Например, возможно привлечение банками средств населения с длительными сроками заимствования, а также развитие механизмов аутсорсинга, субконтрактинга.
Для организации промышленных кластеров необходимо наличие на территории крупных современных исследовательских университетов, способных составить конкуренцию зарубежным образовательным учреждениям на рынке образовательных услуг и инновационных разработок. Правительством Свердловской области в 2004 г. принято решение о создании Евразийского университета в Екатеринбурге
Основа кластеризации промышленности территории - модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Структурно он охватывает технические, технологические, организационно-управленческие и институциональные нововведения. Кластерные принципы промышленной политики наиболее применимы к технологической модернизации. Под технологическим кластером предлагается понимать сообщество различных предприятий и организаций на определенной территории, объединенных задачей опережающего роста приоритетных видов экономической деятельности в условиях повышения инновационной активности. Такие сообщества, на наш взгляд имеют существенную отличительную особенность: они используют высокие технологии в разных видах деятельности, что способствует становлению инновационного процесса не в отдельной фирме, а в целевом секторе промышленности территории.
Выбор технологических кластеров - методически не простая и пока слабо проработанная проблема. Решение этой задачи, видимо, должно увязываться с наличием предпосылок для развития территориального потенциала критических технологий, а также сервисных видов деятельности, обслуживающих высокие технологии и создающих на их основе новое оборудование. Базовыми компаниями кластера на территории могут рассматриваться крупные национальные компании - операторы глобальных рынков (например, для Уральского федерального округа - ОАО "Лукойл", ОАО "УГМК", ОАО "ТМК" и др.), а также предприятия крупных финансовых, производственных, торговых и инновационных бизнес - сетей.
Пока промышленные и технологические кластеры возникают и формируются спонтанно. В Свердловской области, например, по такой схеме, строится машиностроительный кластер на базе предприятий Екатеринбурга - Уралмашзавода, Уралэлектротяжмаша, машиностроительного завода им. М.И. Калинина, Уральского турбомоторного завода. Предполагается, что он будет способствовать активизации процессов оказания связанных услуг. С этой целью обособляются направления региональной поддержки внутри кластера - развитие консалтинга, образовательных услуг, научно-исследовательских работ. Но еще Майкл Портер отмечал, что кластерная политика территории должна проводиться в формате общей стратегии регионального развития. Основным методом ее реализации является программный подход. Разработка областных программ модернизации промышленности по опыту Татарстана, Чувашской Республики, Свердловской области и других является наиболее эффективным способом стимулирования промышленной кластеризации территории.
Центральное внимание в реализации кластерного подхода в развитии промышленности необходимо уделить формированию горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между участниками процесса производства товаров и услуг и субъектами инновационной деятельности.
Преимущества
кластерной промышленной политики многообразны.
В результате ее реализации администрации
территорий лучше видят сильные и слабые
стороны промышленного развития, усиливается
их партнерский диалог с бизнесом, диверсифицируется
региональная экономика. Все это ведет
к росту числа налогоплательщиков и налогооблагаемой
базы, снижению зависимости бюджетов от
отдельных бизнес - групп. Кластерный подход
сулит выгоду и бизнесу: он более полно
использует кадровый потенциал и инфраструктуру
территории, имеет доступ к исследованиям
и рекомендациям научных центров, благодаря
которым снижаются издержки, обеспечивается
выход на новые рынки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корнаи Я. Системная парадигма//Вопросы экономики. - 2002. - № 4. - С.4.
2. Гребенкин А.В. Трансрегрессивный подход к региональной промышленной политике. Научный доклад. - Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2007.
3. Смирнов Е. Инновационный вектор промышленной политики Европейского Союза//Международная экономика. - 2007. - № 2. - С. 58.
4. Шаккум М. Национальная промышленная политика в свете присоединения России к ВТО - "Промышленная политика в Российской Федерации". - 2007. - № 1. - С. 4.
5. Долгосрочный
прогноз развития экономики России на
2007-2030 гг. (по вариантам). Под ред. академика
РАН В.В. Ивантера и д.э.н. М.Н. Узякова. -
М.: ИНХП, 2007. - С. 10, 11, 49.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация о работе Государственная промышленная политика РФ