Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 13:39, курсовая работа
Цель курсовой работы - закрепление и углубление знаний в области
экономики, а также изучение особенностей функционирования фирмы как
основного субъекта рыночной экономики, рассмотрение показателей
эффективности работы фирмы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИРМА, ЕЕ ДВИЖУЩИЕ МОТИВЫ, МЕСТО И ЦЕЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Фирма как субъект современного рыночного хозяйства 4
1.2. Организационно - правовая классификация фирм 7
1.3. Цели деятельности фирмы 13
1.4. Жизненный цикл фирмы 16
2. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ
ФИРМЫ 24
2.1. Понятие и показатели эффективности работы фирмы 24
2.2. Факторы повышения эффективности работы фирмы 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
|Работники
наемного труда |Занятость
|
|Уровень оплаты
|
|Досуг
|
|Условия труда
|
|Удовлетворение от работы
|
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью,
которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на
себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного
максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами:
- диверсификацией (производство различных видов продукции и
распределение капиталовложений по разнообразным видам
деятельности);
- страхованием собственности; максимизацией информации о
выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической
привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений;
- использованием новейших технологий, товаров и услуг,
обладающих научно-технической новизной;
- правильным выбором организационной формы бизнеса, которая
обеспечит эффективность использования факторов производства
в конкретном виде деятельности.
Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их
различными
путями и способами.
1.4. Жизненный цикл фирмы
1. Возникновение фирмы
Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более
эффективный метод организации производства. На первом этапе своего развития
фирма ведет себя как "серая мышка" - подбирает зернышки, которые упускают
из виду более крупные рыночные структуры.
На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию
конкурентной борьбы.
Существует четыре основных типа стратегий конкурентной борьбы. [2]
Первая стратегия - силовая, действующая в сфере крупного производства
товаров и услуг. Вы занялись крупномасштабным бизнесом. Это автоматически
означает, что у вас должны быть сравнительно доступные цены и невысокие
издержки. Если вы ориентированы на массового покупателя, цены должны быть
для него приемлемыми. При этом вы обеспечиваете средний уровень качества.
Если качество вашего товара низкое, бизнес становится ненадежным.
Потребитель сразу же отворачивается от низкокачественного продукта, если у
него либо возросли доходы, либо появилась лучшая альтернатива. Очень
высокое качество продукции требует увеличения издержек и как следствие -
продажной цены. Круг потенциальных потребителей в этом случае сужается.
Таким образом, вы сосредотачиваетесь на производстве продукции среднего
качества и средних (и даже немного ниже) ценовых параметров. В результате
вы попали в ситуацию очень высокой конкуренции с фирмами, занимающими эту
же позицию. Так как обслуживаете один и тот же массовый сегмент рынка.
Вторая стратегия. Если вы сосредоточились в сфере мелкого бизнеса
(маленькие мастерские, кафе и т. д.), то вам необходимо придерживаться
приспособительной стратегии. Достоинства вашей фирмы будут принципиально
иные, чем у крупных предприятий. Задачи таких фирм: удовлетворять
индивидуальные потребности конкретного человека. Преимущества такой формы
бизнеса - гибкость. Если товар или услуги такой фирмы не совпадают с
серийным, тиражным производством, то крупные фирмы никогда не будут
заниматься такими пустяками и, соответственно, никогда не будут вашими
конкурентами.
Третья стратегия нишевая. Есть два принципиальных пути вырваться за
пределы локального бизнеса. Первый путь - глубокая специализация
производства. Ваша фирма обслуживает редкие специальные запросы
потребителя, которые есть только у одного слоя, но зато вы умеете это
делать лучше всех. Узкий слой потребителей определяет средние размеры
фирмы. При этом клиент заинтересован именно в данных характеристиках
продукта, что дает возможность свободного отношения к ценам. Вы
пожертвовали массовостью продукции, ушли в какую - то специфику, но это
ваша специфика, и конкуренту проникнуть в нее очень сложно. Вы относительно
защищены от конкуренции.
Четвертая стратегия - инновационная. Не вы приспосабливаетесь к рынку,
а рынок становится совсем иным после вашего прихода. У вас большие
потенциальные возможности расширения. Основная трудность на этом пути: как
ее сделать, эту прорывную инновацию. Плата за осуществление прорыва -
высокая степень риска.
Возможны переходные стратегии, и возможны смеси стратегий разных по
принципу: если вы в рамках своей фирмы выделяете структурное подразделение,
обладающее значительной самостоятельностью, оно вполне может подчиняться
другим принципам, чем фирма в целом. Но самой фирме быть и крупной и
специализированной, и еще какой - либо невозможно. Фирмы могут сочетать в
себе признаки разных стратегий, но та как это делается в коктейле «Кровавая
Мэри» - компоненты не смешиваются.
2 Становление фирмы
Для становления крупной фирмы нужны три направления инвестиций - в
крупное производство, в сбытовую сеть и в дееспособный менеджмент.
Отношение к сбыту - очень важный вопрос для развития фирмы. Функции
сбыта - подведение реального питания к фирме. Задача: собрать как можно
больший спрос с территории и направить его в данную фирму. Контролируемая
сеть сбыта у российских предприятий развита плохо. Стандартная цепочка:
производитель, оптовик, розница. Мотивы производителя - продвинуть свой
собственный товар, мотивы оптовика - продвинуть тот товар, который окажется
более выгодным. Для крупного производителя контролируемая сбытовая сеть -
составляющая успеха.
Главная проблема в области менеджмента на крупном предприятии состоит
в том, что теряется единство рискующего и принимающего решение. Часто
конкретное решение принимает специалист, не являющийся владельцем фирмы. В
ряде случаев фирма не может принимать рискованные быстрые решения. У
хозяина главный мотив - интересы компании, у менеджера - его собственная
репутация, он может скрывать свои ошибки.
Главный риск крупного предприятия - решиться вложить крупный капитал в
рассмотренные нами три сферы. Классический пример с органической химией.
Компании «BASF» «Byer» и «Hehst» стали лидерами в конце 19 века, несмотря
на то, что анилиновые красители были изобретены в Англии. Однако германские
фирмы вложили мощные инвестиции и заняли ведущие позиции на рынке.
Английские фирмы не решились на крупные капиталовложения. Пропорции
капиталовложений зависят от конкретных отраслей. Например, в фармацевтике,
идут равные доли в производство и менеджмент и вдвое большие доли в сеть
сбыта. [7]
3. Развитие фирмы
Фирмы не только воюют. Сотрудничество фирм плодотворно в сфере сбыта,
если они выпускают стандартную или смежную продукцию взаимное усиление.
Когда началось продвижение продукта, ищите союзников, тех, кто своим
корыстным интересом поможет вашему успеху.
Питер Друкер в своей последней книге "Задачи менеджмента в XXI веке"
подразделил фирмы на несколько групп:
1) Фирма - лев
В чем проблемы фирмы льва? К сожалению, счастье не вечно. Даже, если
вы вышли на рынок с динамичным продуктом, у каждого продукта есть цикл
жизни. Через некоторое время продукт перестает быть динамичным. Существует
ли лекарство от этого? Создание технологической платформы позволяет
продлить цикл жизни производства. До определенного момента вы выпускаете
разные продукты в рамках единого направления. Направление будет жить
дольше, чем конкретный товар, но не бесконечно. В результате в жизни фирмы
– льва наступает момент, когда она начинает диверсифицироваться. Само по
себе это не опасно. Лев просто превращается в слона, который обладает двумя
видами диверсификации - в области выпуска продукта и географической.
Диверсификация продуктовая (выпуск разных продуктов) позволяет
застраховаться от полного провала, так одновременно все продукты в полосу
спада попасть не могут. Крупное предприятие сильно тем, что раскладывает
постоянные издержки по разным продуктам. Однако когда изделия совершенно
разные, например выпуск таблеток и шампуней, то издержки на выпуск каждого
товара будут разные. Диверсификация продуктовая хороша тем, что помогает
избежать убытков, связанных с циклом жизни продукта, но плоха тем, что
подрывает стратегические преимущества крупного предприятия. Диверсификация
Информация о работе Функционирования фирмы как основное субъекта рыночной экономики