Функции денег и роль наличных расчётов в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

Деньги — историческая и экономическая категория. Как историческая категория деньги являются продуктом цивилизации. Как экономическая категория деньги представляют собой самостоятельную форму меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления. Развитие товарного обмена привело к тому, что из массы всех прочих товаров выделился специфический товар, за которым закрепилась общественная функция всеобщего эквивалента.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
1.1. Что такое деньги. Виды и функции денег ………………………………………..5
1.2. Денежная масса и ее структура ………………………………………………….10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И РОЛЬ БАНКА РОССИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ
2.1. Назначение и содержание прогнозирования кассовых оборотов коммерческих банков …….………………………………………………………………………………13
2.2. Роль расчетно - кассовых центров территориальных управлений Банка России в проведении эмиссионно-кассового регулирования …………...………………………20
2.3. Проблемные вопросы организации налично-денежного обращения ……….......25
Заключение ………………………………………………………………………………30
Список использованной литературы …………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

Функции денег и роль наличных расчетов в России.docx

— 74.00 Кб (Скачать)
  • организация кассовой работы;
  • учет эмиссионных операций;
  • анализ и обеспечение платежного оборота денежной наличностью;
  • вопросы технической укрепленности кассовых узлов;
  • организация экспертизы денежных знаков;
  • механизация кассовых операций.

    Начальник управления несет персональную ответственность  за выполнение функций и задач, возложенных  на управление (отдел). Работники управления (отдела) эмиссионно-кассовых операций проверяют работу каждого РКЦ  не реже одного раза в год. В ходе проверки они оказывают практическую помощь в правильной постановке кассовой работы, добиваясь устранения выявленных недостатков и нарушений.13

    Для выполнения функций по кассовому  обслуживанию клиентов и обработке  денежной наличности в структуре  каждого РКЦ создается отдел кассовых операций, состоящий из следующих подразделений: приходных, расходных, приходно-расходных, разменных касс и касс пересчета.

    Отдел кассовых операций возглавляет заведующий кассой (при наличии более трех подразделений вводится должность  начальника отдела).

    Для осуществления операций с наличными  деньгами и другими ценностями должностные  лица, ответственные за сохранность  ценностей, снабжаются металлическими печатями и ключами от кладовых, пломбирами и штампами; кассовые работники - ключами от индивидуальных средств  хранения, пломбирами, клише, именными и другими штампами. Все это  регистрируется в отдельной книге, выдача осуществляется под расписку.

    В рабочее время двери кабин  операционных касс должны быть закрыты  на ключ. Кассирам запрещается при  временных отлучках с рабочего места  оставлять в открытом виде деньги, кассовые документы, штампы, клише, пломбиры, ключи. Кассиры приходных и расходных касс снабжаются образцами подписей операционных работников, уполномоченных подписывать приходные и расходные кассовые документы, и наоборот.

    С каждым работником, осуществляющим операции с денежной наличностью и другими  ценностями, заключается договор  о полной материальной ответственности.

    Персональную  ответственность за полную сохранность  всех ценностей в резервных фондах и кассах, состояние кассовой работы несут:

  • руководители территориальных учреждений Банка России по подчиненным РКЦ в целом;
  • начальники РКЦ - непосредственно по этим расчетно-кассовым центрам;
  • заведующие кассами (начальники отделов кассовых операций).

    Кассовые  работники несут полную материальную ответственность за недостачу денет/ и ценностей в сформированных ими пачках, корешках и в другой упаковке за их подписями, а также  за обнаруженные среди отсортированных  и упакованных ими денег неплатежные  и поддельные банкноты и монету, независимо от того, в каком учреждении Банка России это обнаружено.

    Все работники РКЦ, которым поручается работа с ценностями, обязаны знать  и строго соблюдать установленный  Банком России порядок работы с денежной наличностью.

    Взаимоотношения учреждений Банка России с кредитными организациями строятся на основе законов  Российской Федерации и нормативных  документов Центрального банка. При  этом главным направлением такого взаимодействия является организация работы учреждений Банка России по выдаче подкреплений операционным кассам кредитных организаций, с одной стороны, и по принятию от них излишков денежной наличности - с другой.14

    Порядок кассового обслуживания кредитных  организаций расчетно-кассовыми  центрами устанавливается Положением Банка России «О порядке ведения  кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» № 56 и Инструкцией «По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России»  № 31.

    Кассовое  обслуживание кредитных организаций  проводится расчетно-кассовыми центрами на основе договоров о корреспондентских  отношениях, заключенных территориальными учреждениями Банка России или РКЦ  с кредитными организациями. РКЦ  не взимают с клиентов плату за кассовое обслуживание.

    В договоре предусматривается применение кредитной организацией единого  порядка обработки, формирования и  упаковки денежных билетов и монеты, правил приема, передачи денег, формы  доставки, предусмотренных нормативными документами Банка России. Доставку денег кредитные организации  могут осуществлять как собственными силами, так и через инкассаторов Росинкассо. Важным условием договора выступает ответственность сторон по излишкам и недостачам денег. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов но вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой» кредитной организации и Их «филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня и осуществляют контроль за ее соблюдением. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается с учетом:

  • объёма оборота наличных денег, проходящих через касс;
  • графика поступления денежной наличности от клиентов;
  • порядка обработки денежной наличности и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы.
  • Поступления и выдачи наличных денег из касс РКЦ отражаются по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитной организации в день совершения операций. Расчетно-кассовые центры Банка России обязаны удовлетворять потребность кредитных организаций в денежной наличности в необходимой им сумме и купюрном составе, который удобен кредитным организациям для ведения операций по выдаче наличных денег своим клиентам. При этом необходимым условием получения денег является наличие требуемой суммы на корреспондентском счете кредитной организации в день выдачи. Выдача денег может производиться по предварительной заявке кредитной организации на основании денежного чека, полученного операционным работником РКЦ от кредитной организации накануне дня выдачи. Кредитные организации, передающие учетно-операционную информацию по каналам связи для получения наличных денег с корреспондентского счета (субкорсчета), представляют в РКЦ накануне дня выдачи платежные поручения на перечисление денежных средств с корреспондентских счетов (субкорсчетов) на специальный счет. На практике может случиться так, что в момент составления заявки на получение денег средства на корреспондентском счете кредитной организации в РКЦ имеются, а в день получения их либо оказывается недостаточно, либо образуется дебетовое сальдо. В результате заявка не может быть удовлетворена. Поэтому Департамент эмиссионно-кассовых операций Банка России рекомендует при совершении подобных операций оформлять их платежными поручениями. В этом случае кредитная организация накануне или за несколько дней до получения наличности перечисляет необходимую сумму денег со своего корреспондентского счета на счет РКЦ.

    Преимущества  такого порядка совершения операции:

  • гарантируется получение наличных денег;
  • заранее точно определяется сумма выдаваемой денежной наличности;
  • РКЦ имеет возможность заблаговременно подготовиться к выдаче наличных денег, а кредитная организация - к их получению.

    В настоящее время Банк России не устанавливает  жестких правил, сроков и порядка  составления предварительной заявки на получение денежной наличности в  РКЦ. Эти условия определяются в  каждом конкретном случае по договоренности между РКЦ и кредитной организацией и, как правило, закрепляются в договоре на кассовое обслуживание.15

    2.3. Проблемные вопросы организации налично-денежного обращения

     Эффективным способом уклонения от уплаты налогов  является широкое использование  операций как с рублевой, так и  с валютной наличностью, не фиксируемой  в бухгалтерском учете и отчетности. Подобное явление принято именовать  «черным налом». Даже относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяет предприятию практически полностью уйти от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и отчислений на социальное страхование. Степень распространенности неофициальных наличных расчетов может рассматриваться также в качестве одного из индикаторов развития теневой экономики. Традиционная схема. Налогоплательщик продает часть товара или оказывает какие-то услуги нелегально - не выставляя счетов. При этом объем продаж и уровень валового дохода занижается. Выручку налогоплательщик получает наличными. Используют данную схему чаще всего либо «независимые профессионалы» (типа нотариусов, врачей, адвокатов и т.д.), либо индивидуальные владельцы малых предприятий. Базовая схема («обналичивание»). Основная ее идея состоит в замещении тех элементов валового дохода, которые в наибольшей степени подпадают под налогообложение (прежде всего, зарплата и прибыль), такими элементами, которые облагаются по минимальным ставкам (материальные затраты, относимые на себестоимость). Налогоплательщик-»клиент» переводит свои деньги в безналичной форме на банковский счет фирмы-»однодневки» в обмен на некий фиктивный отчет о проделанной работе. А затем получает их назад, но уже в форме неучтенных («черных») наличных. За что фирме – «однодневке» выплачиваются комиссионные, обычно не превышающие 2 - 3% от первоначального банковского платежа. В результате такой сделки предприятие - «клиент» существенно сокращает свои налоговые платежи, но его финансовая отчетность остается чистой. Получается, что он просто потратил свои средства на некоторые товары или услуги.

     Напротив, фирма-»однодневка» не смогла бы объяснить, куда делись деньги, возвращенные в  виде неучтенных наличных. Поэтому  она действует только два или  три месяца до конца очередного квартала, когда налоговые органы должны получить ее первый отчет. Налоговые органы вследствие трудоемкости не ведут поиск организаторов  самоликвидировавшихся фирм-однодневок. Обратная схема («обезналичивание»). Смысл этой схемы можно пояснить на простом примере: у розничного торгового предприятия, регулярно и в больших объемах занижающего свою выручку от реализации, возникает объективная потребность в обмене неучтенных наличных («черного нала») на официальные безналичные. Она может быть связана, например, с тем, что крупные оптовые фирмы, как правило, предпочитают продавать свой товар сугубо официальным образом по безналичному расчету. При этом по выставленным ими счетам легко идентифицировать покупателя. В этой ситуации розничная фирма будет сталкиваться с двумя проблемами. Во-первых, в случае одновременной «встречной» проверки оптовой фирмы и ее покупателей налоговая инспекция может обратить внимание на то, что розничная фирма регулярно закупает больше товаров (по данным оптовика), чем продает (по данным собственной отчетности розничного торгового предприятия). Во-вторых, при реализации товаров преимущественно за неучтенные наличные у такой розничной фирмы на ее банковском счете не будет достаточных средств для возобновления товарных закупок у оптовиков, ориентирующихся на безналичные расчеты. Обе эти проблемы эффективно решаются в рамках применения обратной схемы («обезналичивание»). Благодаря ей официальным покупателем товара (по документам оптовика) оказывается та же фирма-однодневка». И одновременно для реально существующей розничной фирмы, реализующей товары преимущественно за неучтенные наличные и представляющей в налоговые органы отчеты с минимальными оборотами, обеспечивается регулярное поступление неучтенного товара.

     В случае тесных контактов между оптовиком  и несколькими розничными покупателями возможно изменение схемы. В частности, оптовик может сам получать от покупателей неучтенные наличные и  затем, используя контракт с фирмой-»однодневкой», менять их на официально полученные безналичные  средства на своем банковском расчетном  счете. Таким образом, с одной  стороны, все сделки оптового поставщика остаются легальными, с другой - в  розничной торговле почти все  операции могут быть нелегальными, «невидимыми» для налоговой инспекции. Участие коммерческих банков в деятельности по обналичиванию денег. Большая часть фирм-»однодневок» обеспечивается наличными группой мелких и средних коммерческих банков. Это достаточно прибыльный бизнес. Рассмотрим базовую схему участия банков в обналичивании.

     Как правило, банки не имеют непосредственных контактов с фирмами-»однодневками». Каждый банк, вовлеченный в схему, обычно связан с финансовой или инвестиционной компанией, которая отвечает за создание и ликвидацию фирм-»однодневок», а  также за контакты с клиентами. Эта  компания открывает счет в банке  и регулярно получает наличные на вполне законных основаниях (например, для покупки акций или векселей у физических лиц). Нормальная цена легальных наличных на межбанковском  рынке, измеренная в безналичных  рублях, не превышает 100,1%. Финансовая же компания платит банку за получение  наличных 101%. В результате банк получает 0,9% в день на вложенные средства. Далее финансовая компания покупает векселя у неких физических лиц. Отметим, что сейчас в России можно  приобрести «мусорные» векселя или  акции за 0,1 - 0,2% от их номинальной стоимости. Естественно, что при этом цена, фиксируемая в контракте между финансовой компанией и физическими лицами, будет близка к номиналу - например - 98%. После этого финансовая компания продает означенные векселя фирме-»однодневке» по безналичному расчету за 100% от номинала. Тем самым финансовая компания, во-первых, выводит в неучтенный наличный оборот сумму, необходимую реальному предприятию-клиенту, уходящему от налогов, и, во-вторых, на вполне легальных основаниях получает на свой расчетный счет те безналичные средства, которые клиент первоначально перечислил фирме-»однодневке» по фиктивному договору. Основной риск выявления данной схемы связан с возможностью проверки физических лиц - в случае внешней ревизии деятельности финансовой компании. Поэтому в договорах на приобретение ценных бумаг часто используются данные, взятые из потерянных паспортов или из документов умерших людей. Эти же паспорта нередко используются при регистрации фирм-»однодневок».

Информация о работе Функции денег и роль наличных расчётов в России