Фискальная политика и ее роль в экономическом развитии России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. К основным видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную политику.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерации переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики………………..5
Цели, задачи и функции фискальной политики……………………………….5
Подходы к представлению фискальной политики в экономическом развитии…………………………………………………………………………..7
Глава 2. Основные инструменты фискальной политики и их влияние на экономическую деятельность субъектов………………………………..……….....9
Глава 3. Налоговая политика как основа государственного регулирования экономики и ее особенности в России……………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЭТ Фискальная политика.docx

— 74.32 Кб (Скачать)

Государственные закупки  товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой.

Одним из главных инструментов фискальной политики выступают налоги. Они являются главным источником доходов бюджетов всех субъектов  РФ. Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

Под государственными или  правительственными расходами понимаются расходы на содержание института  государства, а также государственные  закупки товаров и услуг. На примере государственных расходов на образования до 2012 года наблюдается тенденция к увеличению расходов, а к 2014 планируется снижение.

Структура государственных расходов имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Что касается трансфертных платежей, то они безусловно улучшают доходы семей и организаций. Но доля получающих очень мала по сравнению с развитыми странами и отличается на 30-40%. Необходимо увеличение доли получающих социальные трансферты и достичь зарубежного уровня и улучшения благосостояния.

Каждый инструмент по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой.

 

 

 

 

 

Глава 3. Налоговая  политика как основа государственного регулирования экономики и ее особенности в России.

В качестве важнейшей составляющей финансовой политики на уровне государства  выступает налоговая политика. Налоговая  политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения  все более сложных задач. На настоящем  этапе налоговая политика Российской Федерации нацелена на повышение  конкурентоспособности российской налоговой системы, в том числе  на международном уровне. 

Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества.  Налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоги – это один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной.

 Для пополнения своей  казны современные государства  используют и другие виды поступлений  и платежей. Однако на первое  место среди них по своему  значению и объему выступают  налоги.

Налоговая конкуренция в  российских условиях лишь отчасти проявляется  в снижении законодательно установленных  номинальных ставок налогов и  предоставлении иных официальных льгот  по уплате налогов.

Анализируя налоговую  политику необходимо акцентировать  внимание на понятие субъекта налоговой  политики.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

Налоговая конкуренция в  российских условиях лишь отчасти проявляется  в снижении законодательно установленных  номинальных ставок налогов и  предоставлении иных официальных льгот  по уплате налогов.

Налоговая ставка является важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Рассмотрим ставки налогов.

 Например, ставку налога на прибыль в 2012году. В Российской Федерации налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций».  Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 %  — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, ставка налога а прибыл в 2012 году по сравнению с 2008 снизилась а 4% и составляет 20%.

Рассмотрим другой пример.

Ставки транспортного  налога, установленного на территории Самарской области.

Статьей 14 Налогового кодекса  РФ транспортный налог отнесен к  региональным налогам. Согласно части  второй статьи 356 вводя данный налог, законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, а также порядок  и сроки его уплаты. В Самарской  области ставки данного налога утверждены статьей 2 Закона Самарской области  от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области". В статье 3 указанного Закона, предусмотрен порядок и сроки уплаты транспортного  налога.

Наименование объекта налогообложения           

2009

Налоговая   
ставка,    
в рублях  

2010

Налоговая   
ставка,    
в рублях  

2011

Налоговая   
ставка,    
в рублях  

Автомобили  легковые  с  мощностью  двигателя   (с   каждой 
лошадиной силы):                                          

     

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно                   

12,5    

14

14

свыше 100 л.с. до 120 л.с. (свыше 73,55 кВт до  88,32  кВт) 
включительно                                              

18,5    

21

21

свыше 120 л.с. до 150 л.с. (88,32 кВт до 110,33 кВт)        
включительно                                              

25     

29

29

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1  кВт) 
включительно                                              

32     

37

37

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до  183,9  кВт) 
включительно                                              

57     

66

66

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)                          

133    

150

150

Мотоциклы и мотороллеры с  мощностью  двигателя  (с  каждой 
лошадиной силы):                                          

     

до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно                     

5,5    

6

6

свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7  кВт до  25,74  кВт) 
включительно                                              

10     

12

12

свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)                           

25     

29

29

Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): 

     

до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно                   

25     

27

27

свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)                          

64     

74

74

Грузовые  автомобили  с  мощностью  двигателя   (с   каждой 
лошадиной силы):                                          

     

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно                   

18,5    

21

21

свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33  кВт) 
включительно                                              

31     

36

36

свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1  кВт) 
включительно                                              

44     

50

50

свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до  183,9  кВт) 
включительно                                              

58     

65

65

свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)                          

76     

85

85

Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы 
на пневматическом и гусеничном  ходу  (с  каждой  лошадиной 
силы):                                                    

25     

25

25

снегоходы,  мотосани  с  мощностью  двигателя   (с   каждой 
лошадиной силы):                                          

     

до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно                    

25     

25

25

свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)                           

50     

50

50

катера,  моторные  лодки  и  другие   водные   транспортные 
средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): 

     

до 30 л.с. (до 22,07 кВт) включительно                    

25     

29

29

свыше 30 л.с. (свыше 22,07 кВт) до 100 л.с. (до 73,55  кВт) 
включительно                                              

38,5    

44

44

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)                          

50,5    

58

58

яхты и другие парусно-моторные суда с  мощностью  двигателя 
(с каждой лошадиной силы):                                

     

до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно                   

50,5    

58

58

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)                          

101    

116

116

гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):

     

до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно                      

38,5    

44

44

свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)                          

64     

74

74

Несамоходные (буксируемые) суда, для  которых  определяется 
валовая вместимость (с  каждой  регистровой  тонны  валовой 
вместимости)                                              

50,5    

58

58

Самолеты,  вертолеты  и  иные   воздушные   суда,   имеющие 
двигатели (с каждой лошадиной силы)                       

18,5    

21

21

Самолеты,   имеющие   реактивные   двигатели   (с   каждого 
килограмма силы тяги)                                     

100    

100

100

Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие 
двигателей (с единицы транспортного средства)             

506    

582

582


 Табл.2. Ставки транспортного налога.

Таким образом, абсолютно  по всем объектам налогообложения в 2011 году по сравнению с 2009 годом наблюдается  тенденция к повышению транспортного  налога.

 

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые  льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, льготы по транспортному налогу на 2011:

 -Ст.7Льготы, предоставляемые общественным организациям инвалидов. Освобождение  от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств.

-Ст.15 Льготы, предоставляемые образовательным учреждениям. Уменьшение ставки транспортного налога на 50 процентов, кроме автомобилей легковых, водных и воздушных транспортных средств.

 

Реализация государственной  налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России. Под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

Особенностью современной  российской налоговой системы является то, что при ее формировании ставилась  в первую очередь фискальная задача. Преобладание фискальной направленности в налогообложении обусловлено  тем, что создание налоговой системы  РФ и первые этапы ее развития проходили  в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось  максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей становится практическая реализация объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценное использование налогов как инструмента экономического регулирования.

На новую качественную ступень налоговая система России поднялась с введением первой части Налогового кодекса РФ и  принятием первых глав второй его  части. Современный этап налоговой  реформы характеризуется дальнейшим совершенствованием налогового законодательства, продолжением работы над новыми главами  Налогового кодекса РФ. Но главное - активизируется налоговое администрирование, заработали юридические службы налоговых  органов, что позволило повысить эффективность борьбы с незаконным уклонением от уплаты налогов. Наконец, ведется серьезная работа с налогоплательщиками - как организациями, так и физическими  лицами, по повышению их налоговой  культуры, ответственности перед  обществом.

Сформированная в настоящее  время налоговая система Российской Федерации в целом создала  принципиальную возможность для  выработки единой политики и построения устойчивой доходной базы бюджета.

Рассмотрим фискальную политику, проводимую в России.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без  учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 7948,9 млрд.рублей, что на 14,3% больше, чем в 2007 году. В декабре 2008г. поступления в консолидированный бюджет составили 528,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 36,6%.

В 2008г. в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  федеральных налогов и сборов 7265,3 млрд.рублей (91,5% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 403,5 млрд.рублей (5,1%), местных налогов и сборов - 90,7 млрд.рублей (1,1%), налогов со специальным налоговым режимом - 184,7 млрд.рублей (2,3%) [12].

Итак, основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 31,6%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,5%, налога на доходы физических лиц - 21,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 12,6%.

Итак, нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 70 до 90 % всех бюджетных поступлений. Таким образом, главным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач.

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Налоговая политика является составной частью социально-экономической политики государства.

Налоговые льготы и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Из рассмотренных примеров налоговой ставки на прибыль по стране в целом и логовой ставке на транспортный налог по Самарской области а сегодняшний день мы наблюдаем четкую тенденцию к повышению ставки %.

Я считаю, что налоговая политика государства должна способствовать не только реализации фискальных задач, но и формированию сознательного отношения налогоплательщика к его обязанности уплачивать законодательно установленные налоги. Неукоснительно должен соблюдаться принцип "Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать платежи, обладающие признаками налога и сбора, но не установленные Налоговым кодексом РФ".

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в экономическом развитии России