Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:02, курсовая работа
Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. К основным видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную политику.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерации переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики………………..5
Цели, задачи и функции фискальной политики……………………………….5
Подходы к представлению фискальной политики в экономическом развитии…………………………………………………………………………..7
Глава 2. Основные инструменты фискальной политики и их влияние на экономическую деятельность субъектов………………………………..……….....9
Глава 3. Налоговая политика как основа государственного регулирования экономики и ее особенности в России……………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………………………….31
Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой.
Одним из главных инструментов фискальной политики выступают налоги. Они являются главным источником доходов бюджетов всех субъектов РФ. Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.
Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. На примере государственных расходов на образования до 2012 года наблюдается тенденция к увеличению расходов, а к 2014 планируется снижение.
Структура государственных расходов имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.
Что касается трансфертных платежей, то они безусловно улучшают доходы семей и организаций. Но доля получающих очень мала по сравнению с развитыми странами и отличается на 30-40%. Необходимо увеличение доли получающих социальные трансферты и достичь зарубежного уровня и улучшения благосостояния.
Каждый инструмент по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой.
Глава 3. Налоговая политика как основа государственного регулирования экономики и ее особенности в России.
В качестве важнейшей составляющей
финансовой политики на уровне государства
выступает налоговая политика. Налоговая
политика является одной из наиболее
острых проблем современного государства,
а ее разработка требует решения
все более сложных задач. На настоящем
этапе налоговая политика Российской
Федерации нацелена на повышение
конкурентоспособности
Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества. Налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.
Налоги – это один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной.
Для пополнения своей
казны современные государства
используют и другие виды
Налоговая конкуренция в российских условиях лишь отчасти проявляется в снижении законодательно установленных номинальных ставок налогов и предоставлении иных официальных льгот по уплате налогов.
Анализируя налоговую политику необходимо акцентировать внимание на понятие субъекта налоговой политики.
Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.
Налоговая конкуренция в российских условиях лишь отчасти проявляется в снижении законодательно установленных номинальных ставок налогов и предоставлении иных официальных льгот по уплате налогов.
Налоговая ставка является важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.
Рассмотрим ставки налогов.
Например, ставку налога на прибыль в 2012году. В Российской Федерации налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций». Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, ставка налога а прибыл в 2012 году по сравнению с 2008 снизилась а 4% и составляет 20%.
Рассмотрим другой пример.
Ставки транспортного налога, установленного на территории Самарской области.
Статьей 14 Налогового кодекса РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам. Согласно части второй статьи 356 вводя данный налог, законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, а также порядок и сроки его уплаты. В Самарской области ставки данного налога утверждены статьей 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области". В статье 3 указанного Закона, предусмотрен порядок и сроки уплаты транспортного налога.
Наименование объекта |
2009 Налоговая |
2010 Налоговая |
2011 Налоговая |
Автомобили легковые с мощностью
двигателя (с каждой |
|||
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
12,5 |
14 |
14 |
свыше 100 л.с. до 120 л.с. (свыше 73,55 кВт до 88,32
кВт) |
18,5 |
21 |
21 |
свыше 120 л.с. до 150 л.с. (88,32 кВт до 110,33 кВт) |
25 |
29 |
29 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1
кВт) |
32 |
37 |
37 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9
кВт) |
57 |
66 |
66 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
133 |
150 |
150 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью
двигателя (с каждой |
|||
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно |
5,5 |
6 |
6 |
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до
25,74 кВт) |
10 |
12 |
12 |
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) |
25 |
29 |
29 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|||
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно |
25 |
27 |
27 |
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) |
64 |
74 |
74 |
Грузовые автомобили с мощностью
двигателя (с каждой |
|||
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
18,5 |
21 |
21 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33
кВт) |
31 |
36 |
36 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1
кВт) |
44 |
50 |
50 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9
кВт) |
58 |
65 |
65 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) |
76 |
85 |
85 |
Другие самоходные транспортные средства,
машины и механизмы |
25 |
25 |
25 |
снегоходы, мотосани с мощностью
двигателя (с каждой |
|||
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно |
25 |
25 |
25 |
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) |
50 |
50 |
50 |
катера, моторные лодки и
другие водные транспортные |
|||
до 30 л.с. (до 22,07 кВт) включительно |
25 |
29 |
29 |
свыше 30 л.с. (свыше 22,07 кВт) до 100 л.с. (до 73,55
кВт) |
38,5 |
44 |
44 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
50,5 |
58 |
58 |
яхты и другие парусно-моторные
суда с мощностью двигателя |
|||
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
50,5 |
58 |
58 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
101 |
116 |
116 |
гидроциклы с мощностью |
|||
до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно |
38,5 |
44 |
44 |
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) |
64 |
74 |
74 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для
которых определяется |
50,5 |
58 |
58 |
Самолеты, вертолеты и иные
воздушные суда, имеющие |
18,5 |
21 |
21 |
Самолеты, имеющие реактивные
двигатели (с каждого |
100 |
100 |
100 |
Другие водные и воздушные транспортные
средства, не имеющие |
506 |
582 |
582 |
Табл.2. Ставки транспортного налога.
Таким образом, абсолютно
по всем объектам налогообложения в
2011 году по сравнению с 2009 годом наблюдается
тенденция к повышению
Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.
Например, льготы по транспортному налогу на 2011:
-Ст.7Льготы, предоставляемые общественным организациям инвалидов. Освобождение от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств.
-Ст.15 Льготы, предоставляемые образовательным учреждениям. Уменьшение ставки транспортного налога на 50 процентов, кроме автомобилей легковых, водных и воздушных транспортных средств.
Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России. Под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.
Особенностью современной
российской налоговой системы является
то, что при ее формировании ставилась
в первую очередь фискальная задача.
Преобладание фискальной направленности
в налогообложении обусловлено
тем, что создание налоговой системы
РФ и первые этапы ее развития проходили
в условиях системного экономического
кризиса, и главной задачей выдвигалось
максимально возможное
На новую качественную
ступень налоговая система
Сформированная в настоящее
время налоговая система
Рассмотрим фискальную политику, проводимую в России.
По оперативным данным
Федеральной налоговой службы, в
консолидированный бюджет Российской
Федерации в 2008г. поступило налогов,
сборов и иных обязательных платежей,
администрируемых ФНС России, (без
учета единого социального
В 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 7265,3 млрд.рублей (91,5% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 403,5 млрд.рублей (5,1%), местных налогов и сборов - 90,7 млрд.рублей (1,1%), налогов со специальным налоговым режимом - 184,7 млрд.рублей (2,3%) [12].
Итак, основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2008г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 31,6%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,5%, налога на доходы физических лиц - 21,0%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 12,6%.
Итак, нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 70 до 90 % всех бюджетных поступлений. Таким образом, главным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач.
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Налоговая политика является составной частью социально-экономической политики государства.
Налоговые льготы и ставки налогов служат проявлением налоговой политики. Из рассмотренных примеров налоговой ставки на прибыль по стране в целом и логовой ставке на транспортный налог по Самарской области а сегодняшний день мы наблюдаем четкую тенденцию к повышению ставки %.
Я считаю, что налоговая политика государства должна способствовать не только реализации фискальных задач, но и формированию сознательного отношения налогоплательщика к его обязанности уплачивать законодательно установленные налоги. Неукоснительно должен соблюдаться принцип "Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать платежи, обладающие признаками налога и сбора, но не установленные Налоговым кодексом РФ".
Информация о работе Фискальная политика и ее роль в экономическом развитии России