Фискальная политика и ее роль в экономическом развитии России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. К основным видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную политику.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерации переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики………………..5
Цели, задачи и функции фискальной политики……………………………….5
Подходы к представлению фискальной политики в экономическом развитии…………………………………………………………………………..7
Глава 2. Основные инструменты фискальной политики и их влияние на экономическую деятельность субъектов………………………………..……….....9
Глава 3. Налоговая политика как основа государственного регулирования экономики и ее особенности в России……………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая по ЭТ Фискальная политика.docx

— 74.32 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «СГЭУ»

Самарский Государственный  Экономический Университет

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А

на тему

«Фискальная политика и ее роль

в экономическом  развитии России»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса ГМУ

Порошкина Анастасия

 

Научный руководитель:

к.э.н.

Трубецкая О.В.

 

 

 

 

 

Самара 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики………………..5

    1. Цели, задачи и функции фискальной политики……………………………….5
    2. Подходы к представлению фискальной политики в экономическом развитии…………………………………………………………………………..7

Глава 2. Основные инструменты фискальной политики и их влияние на экономическую деятельность субъектов………………………………..……….....9

Глава 3. Налоговая политика как основа государственного регулирования экономики и ее особенности в России……………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………...29

Список литературы……………………………………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. К основным видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную политику.

  Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерации переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

  В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики уделяется значительное внимание. В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью правильного принятия управленческого решения.

   Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним. И я соглашусь с ними. Тем не менее, в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться «депрессия». Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

   Любое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

 

Таким образом, целью курсовой работы является изучение бюджетно-кредитной политики, или так называемой фискальной политики государства и выявление ее роли в экономической развитии России.

 

Для достижения поставленной цели определим следующие задачи:

  1. рассмотрение фискальной политики государства; 2) изучение основных инструментов фискальной политики и их влияние; 3) а так же изучение налоговой политики и ее особенностей в России.

Объектом исследования является фискальная политика государства и особенности ее функционирования в России.

При изучении и написании  курсовой работы я использовала такие методы научного исследования, как анализ, синтез, сравнительный метод, изучение публикаций и статей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритические  основы бюджетно-налоговой политики.

    1. Цели, задачи и функции фискальной политики

В макроэкономике нет однозначной  формулировки термина фискальной политики. Рассмотрим некоторые из них.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фискальная политика представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей

Денежно-кредитная политика является одним из четырех основных макроэкономических инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной(антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции). Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение.

От правильно поставленных целей зависит определение задач.

 

Важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной экономики бюджетно-налоговой политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире.

 

Налоговая политика является основной составляющей фискальной политики. А налоги и государственные расходы являются основными инструментами. Таким образом, функции фискальной политики определенны налогами.  В современных условиях налоги выполняют три основные функции: фискальную, экономическую и социальную.

1)Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства. 

2)Экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности. Эту функцию иногда называют распределительной.

3)Социальная  функция направлена на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

 

Итак, фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

 

 

    1. Подходы к представлению фискальной политики в экономическом развитии.

Согласно классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике.

Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования экономики связано  с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен). С точки зрения кейнсианской теории, сущность фискальной политики состоит в управлении в определенных целях совокупным спросом посредством манипулирования налогами, трансфертами и правительственными закупками.  Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. При рассмотрении экономических вопросов кейнсианцы ставили спрос на первое место, считая, что именно он создает предложение. Поэтому, по их мнению, сокращение налогов приводит к росту совокупного спроса, одновременно с которым растет реальный объем ВНП и уровень цен, то есть ускоряется темп инфляции. Кроме того, происходит сокращение поступлений в бюджет, следствием чего является появление или нарастание бюджетного дефицита.

Монетаристы же, наоборот, верят в эффективность монетарной политики и сомневаются в эффективности фискальной политики, считая, что, наоборот, денежный спрос крайне нечувствителен к ставке процента. (Монетарная политика — стабилизационная политика государства с целью смягчить экономические циклы с помощью изменения Центральным банком предложения денег.)  Для проведения фискальной политики нередко требуется увеличить размеры государственных закупок товаров и услуг. Для этого государству нужны средства: возрастает спрос на заемные средства, что ведет к росту ставки процента. Монетаристы полагают, что последнее приведет к резкому снижению частных инвестиций в экономику, что, в свою очередь, значительно замедлит увеличение совокупного предложения. Подобный эффект называется эффектом вытеснения частных инвестиций. Таким образом, для монетаристов фискальная политика неэффективна.

Принципиальное отличие  монетаристского подхода от кейнсианского  заключается не в количественном увеличении элементов портфеля активов  с двух до пяти, а в том, что  в монетаристском портфеле представлен  весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага (предметы потребления длительного  пользования), факторы производства (человеческий капитал).

Итак, экономическая теория допускает существование конкурирующих между собой школ и направлений. Применение той или иной концепции зависит от конкретной экономической ситуации в стране и цели, поставленной перед национальной экономикой. Так  Дж.М. Кейнс и его сторонники придавали и придают фискальной политике главенствующую роль в воздействии на экономический рост, уровень занятости и динамику цен. А согласно классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций. В то время как для монетаристов фискальная политика считается неэффективной. Современные экономисты, даже подвергающие критике позиции кейнсианцев, в основном таким же образом подходят к сущности фискальной политики.

 

 

Глава 2. Основные инструменты фискальной политики и  их влияние на экономическую деятельность субъектов.

Фискальная политика в  государстве проводится с помощью  своих инструментов. Инструменты  фискальной политики государства - это  экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные  субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок.  Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Мультипликатор – показатель, характеризиющий отношение между первоначальным изменением расходов и результирующими изменениями в объеме производства. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов. [2, с.75]

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

- увеличение государственных  закупок;

- снижение налогов;

- увеличение трансфертов.

Такая политика применяется  при спаде, она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средств борьбы с безработицей.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

- сокращение государственных  закупок;

- увеличение налогов;

- сокращение трансфертов.

Такая политика используется при буме («перегреве» экономики), она направленна на содержание деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в экономическом развитии России