Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:02, курсовая работа
Основной задачей государства на всех этапах его развития является стабилизация экономики. К основным видам вмешательства государства в рыночную экономику можно отнести бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную политику.
Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как экономика Российской Федерации переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы бюджетно-налоговой политики………………..5
Цели, задачи и функции фискальной политики……………………………….5
Подходы к представлению фискальной политики в экономическом развитии…………………………………………………………………………..7
Глава 2. Основные инструменты фискальной политики и их влияние на экономическую деятельность субъектов………………………………..……….....9
Глава 3. Налоговая политика как основа государственного регулирования экономики и ее особенности в России……………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………...29
Список литературы……………………………………………………………….31
Немного иной перечень инструментов фискальной политики представлен в учебнике «Экономика» академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы, инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.
К инструментам автоматической (недискриционной) фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам. Такая политика основана на действии встроенных(автоматических) стабилизаторов. [3, с. 404]
Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.
Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. [3, с. 405].
Налоги выполняют три основные функции [3, с. 394]:
1)фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;
2)экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;
3)социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
В современной экономике существуют различные виды налогов.
Прямыми являются налоги на
доход или имущество
Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.
В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.
В зависимости от характера ставок различают налоги [3, с. 394, 395]:
1)твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;
2)регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;
3)пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;
4)прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.
Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера, представленной на рисунке 1.
Рис. 1 Кривая Лаффера.
Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику [1, с. 167].
Однако во многих государствах
ставки налогов значительно выше
оптимального уровня, и это объясняется
действием других факторов, не учитываемых
в теоретической модели. Например,
в странах, тяготеющих к сильному
государственному регулированию, будет
преобладать стремление к увеличению
бюджета через доходную часть. Налоговые
ставки в таких странах высоки.
И наоборот, если страна тяготеет к
либеральному рыночному устройству,
к минимальному государственному вмешательству
в экономику, налоговые ставки будут
ниже. Кроме того, стремление иметь
социально ориентированную
Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.
Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики - государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков - юридических лиц.
В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства [3, с. 347].
Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.
Рассмотрим государственные расходы на примере.
В ноябре 2010 года на заседании президиума правительства РФ Владимир Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011 - 2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов[14].
Год |
Расходы федерального бюджета, млрд руб. |
2006 |
211,9 |
2007 |
294,6 |
2008 |
329,7 |
2009 |
387,9 |
2010 |
386,4 |
2011 |
552,4 |
2012 |
603,5 |
2013 |
558,9 |
2014 |
499,5 |
Табл.1. Государственные расходы на образование в Российской Федерации.
5 декабря 2011 года Дмитрий Медведев заявил, что «консолидированные расходы на образование - 2 100 миллиардов рублей. При этом в 1999 году они (расходы) были около 10 миллиардов рублей». Планировалось, что в 2011 году объем средств федерального бюджета по разделу "Образование" составит 495,8 миллиарда рублей[13].
Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.
Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.
Государственные расходы выступают в форме:
- государственного заказа,
который распределяется на
- строительства за счет капитальных вложений;
- расходов на оборону, управление и т.д.
Основная часть
Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.
Расходы показывают направление
и цели бюджетных ассигнований и
выполняют функции
Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. [3, с. 671]. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% [3, с. 409].
Трансферты из федерального бюджета субъектам РФ осуществляются в форме дотаций, субвенций, субсидий и др. межбюджетных трансфертов, а государственным внебюджетным фондам в форме межбюджетных трансфертов. Для получения трансферта из федерального бюджета субъекты РФ обязаны соблюдать бюджетное и налоговое законодательство РФ. Дотации из федерального бюджета выделяются с целью уравновешивания бюджетов субъектов федерации. Субсидии из федерального бюджета предназначаются для софинансирования функционирования правительств субъектов федерации и муниципального самоуправления. Субвенции из федерального бюджета обеспечивают выполнение обязанностей, входящих в компетенцию федеральной власти, правительствами субъектов федерации и муниципального самоуправления.
На фоне глубокого экономического
кризиса возрастает потребность
в социальной поддержке все большего
числа людей, оказавшихся в тяжелой
жизненной ситуации. Это бремя
становится непосильным для российской
экономики, его дальнейшее увеличение
вступает в противоречие с возможностями
экономического роста. В настоящее
время в России действует более
1000 нормативных актов, предусматривающих
256 тех или иных социальных льгот
для 200 категорий населения. Число
претендующих на различные льготы,
выплаты и компенсации
Итак, инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.
Информация о работе Фискальная политика и ее роль в экономическом развитии России