Факторы экономической устойчивости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:04, реферат

Краткое описание

Цель работы - заключается в теоретическом обосновании экономической устойчивости предприятия, выявление факторов, характеризующих устойчивость организаций.
Задачи:
- раскрыть теоретические аспекты понятия «экономическая устойчивость»;
- определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую устойчивость;
- отнести факторы экономической устойчивости предприятия на конкретный исследуемый объект.
- раскрыть теоретические аспекты понятия «экономическая устойчивость»;
- определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую устойчивость;
- отнести факторы экономической устойчивости предприятия на конкретный исследуемый объект.
В процессе работы были рассмотрены:
- основные понятия, связанные с экономической устойчивостью предприятия, факторы, влияющие на экономическую устойчивость предприятия, их роль в различных экономических структурах;
- конкретные предприятия, с целью определения их экономической устойчивости в зависимости от влияния тех или иных факторов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Признаки и структура экономической устойчивости 6
1.1. Факторы, определяющие хозяйственную устойчивость предприятия, и их характеристика 8
1.2 Особенности факторов в различных рыночных структурах 15
2. Факторы устойчивости на конкретных предприятиях 22
2.1. Факторы экономической устойчивости сельскохозяйственных предприятий 22
2.2. Факторы устойчивости естественной монополии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 81.17 Кб (Скачать)

При рыночной экономике, учитывая быстро меняющуюся обстановку на рынке, в системе управления, фирмами необходима своевременность принятия решений. Необходимо разработать стратегию развития предприятия, и периодически осуществлять корректировку в соответствии с происходящими в организационно-экономической среде изменениями.  Основной целью предприятия в рыночной экономике является максимизация прибыли. Исходя из этого, определяющим фактором будет являться финансово-хозяйственная устойчивость.

При оценке производственного  фактора необходимо учитывать, что  является технологически осуществимым при условии, что фирма работает эффективно, т.е. использует каждое сочетание  производственных факторов наилучшим  образом. При технологически эффективном  способе производства, ресурсы, снижающие выпуск продукции, не будут использоваться никогда.[№ 6; С. 201]

Следовательно, предприятие  должно быть:

-финансово устойчивым;

-экономически стабильным (иметь относительно стабильные  экономические показатели, пересчитанные  с учетом инфляции);

-иметь определенную производственную  мобильность  на действующих  производственных мощностях и резервы их использования;

-обладать определенной  рыночной устойчивостью.

Конкуренция является формой взаимного соперничества субъектов  рыночной экономики. Средство конкуренции  — это товары и услуги, с помощью  которых соперничающие предприятия  стремятся завоевать признание  и получить деньги потребителя.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке. Это  способность продукции отвечать требованиям данного рынка в  рассматриваемый период по сравнению  с аналогом-конкурентом.

Существуют факторы конкурентоспособности  предприятия, способствующие не только устойчивому производству, но и обеспечению  высокой конкурентоспособности  товаров. Эти факторы можно подразделить в основном на три группы: уровень  качества товаров; цена товара; оказание различных видов бесплатных услуг, сервисного обслуживания и др.

Для повышения экономической  эффективности предприятия, для  его экономической устойчивости все больше уделяется внимание качеству выпускаемых товаров, позволяющей  обеспечить производство конкурентоспособной  продукции.

Повышение конкурентоспособности  товаров за счет повышения их уровня качества и престижности является наиболее значимым для потребительского сегмента с высоким уровнем доходов. Стремление производителей повысить конкурентоспособность  товаров за счет повышения их качества будет способствовать общественному  прогрессу.  

Чем ниже уровень цен, тем  при прочих равных условиях выше конкурентоспособность  реализуемой продукции на рынке  и, значит, предпочтительнее позиции  ее изготовителя в соперничестве  с другими производителями аналогичной  продукции. И наоборот, более высокий  уровень цены снижает ценовую  конкурентоспособность товаров, сводя  ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая  политика в борьбе за повышение конкурентоспособности  производимых товаров.

Конкурентоспособность, являясь  категорией динамичной, зависит от характера и изменения потребностей, рыночной ситуации, платежеспособного спроса, сервисных условий и т.д.

Достижение конкурентных преимуществ должно строиться на четырех стратегических факторах: рыночной эффективности (максимальный охват  потребителей), эффективности издержек (минимизация затрат), экологической  эффективности и эффективности  организации производства.

Для оценки конкурентоспособности  продукции сопоставляют параметры  анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью предлагается рассчитать единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности  продукции.

Рыночные факторы характеризуют  уровень требований, объективно сложившийся  на рынке и во многом определяют уровень конкурентоспособности  продукции и самого предприятия.

Разработка механизма  устойчивого развития предприятия  – задача непростая. В зависимости  от воздействия внешней среды, внутренних факторов, стратегических задач, особенностей предприятия механизм устойчивого  развития может включать в себя множество  различных элементов.

Большинство российских предприятий, к сожалению, в совокупности таковых условий не имеют. Поэтому основной и первостепенной задачей построения стратегии для них является финансово-экономическая стабилизация, на основе которой возможно дальнейшее экономическое развитие. С учетом крайне высокого уровня нестабильности современной экономической ситуации в стране представляется, что временный период должен быть незначительным. Но это не означает, что предприятия не могут рассматривать в своих планах более далекую экономическую перспективу.

При разумном учете факторов финансовой устойчивости в процессе управления предприятием, повышаются уровни ликвидности, платежеспособности и финансовой независимости предприятия.

Постараемся проанализировать, с учетом влияния внешних и  внутренних факторов, такую рыночную структуру как совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция  характеризуется следующим [4 с. 87]:

- наличие большого числа  продавцов и покупателей, доля  каждого из которых на рынке  столь мала, что ни один из  участников рынка в отдельности  не обладает монопольной (рыночной) властью, т.е. не может влиять  на цену товара. Объём производства  отдельной организации является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой организацией товара;

-  однородность товаров,  предлагаемых конкурентами, т. е.  их идентичность с точки зрения  потребителя. Покупатели хорошо  информированы о ценах, и если  кто-то повысит цену на свою  продукцию, то потеряет покупателей; 

-  отсутствием барьеров  для проникновения новых организаций и ухода с него действующих организаций(свободным входом на данный рынок и выходом с него);

- доступностью для каждого  участника рынка совершенной  информации, т.е. информации, обеспечивающей  полное и достоверное знание  о настоящих и будущих условиях  рынка. Продавцы действуют независимо  друг от друга. 

Для фирмы невозможность  влиять на цену означает, что каждая дополнительная единица продукции, произведённая ею, реализуется по неизменной цене. Совершенная конкуренция  принуждает фирмы минимизировать средние  издержки и продавать свою продукцию  по цене, соответствующей таким издержкам, поскольку фирма увеличивает  выпуск до тех пор, пока цена превышает  предельные издержки.

Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

Следовательно, для обеспечения хозяйственной устойчивости предприятию необходимо, в первую очередь, проанализировать экономические и производственные факторы устойчивости. При совершенной конкуренции малую роль играют внешние показатели.

Унаследованной (генетической) устойчивостью обладают предприятия-монополисты, которые выпускают виды продукции, без которых ни общество, ни государство  не может обходиться.

Монополия объективно вырастает из рыночных отношений  свободной конкуренции как результат  процесса концентрации производства и  капитала. Монополия по форме определяется как рыночная власть, как господство на рынке, а по существу монополия  представляет собой новую, групповую (совместную) форму частного присвоения, соответствующую высокой степени обобществления процесса производства. [№ 5; С. 21]

Подчинив себе значительную часть мелких и средних  предприятий, монополии вместе с  тем способствуют их большей устойчивости благодаря тому, что стали заказчиками  для многих из них. Нередко на одну монополию работают сотни и даже тысячи мелких и средних предприятий, поставляя ей различные детали.

Экономическую устойчивость монополии определяют огромные размеры  капитала, высокая доля в производстве определенного вида продукции, высокая  норма прибыли. Монополия регулирует не только собственное производство, но и те сферы, в которых она занимает господствующие позиции. Монополия вводит в производство технические новшества, если они обеспечивают получение дополнительной прибыли и не ведут при этом к обесцениванию ее основного капитала.

Монополия в меньшей  степени зависит от стихий рынка. Монополии не приходится беспокоиться о конкурентах, которые назначив, более низкую цену, захватят большую  часть рынка.

 Оценивая  экономическую устойчивость предприятий в различных экономических структурах, мы в первую очередь оцениваем внутренние факторы. Но касаясь монополии, нельзя не учитывать внешних показателей (антимонопольное законодательство), так как в ситуации столь сильной монополизации экономики государство вынуждено осуществлять жесткий контроль за деятельностью естественных монополий.

Антимонопольное законодательство – законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Монополистическую конкуренцию  можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку.

Основные черты рынка  монополистической конкуренции:

- товар  каждой  фирмы,  торгующей  на  рынке,   является  несовершенным заменителем товара, реализуемого другими  фирмами;

- на рынке существует  относительно  большое  число   продавцов,  каждый  из    которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного    спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее  соперниками;

- продавцы на  рынке   не  считаются  с  реакцией  своих  соперников,  когда    выбирают, какую установить цену или сколько производить.  Это следствие    того, что количество продавцов большое и решение одного  из  них мало    влияет на положение других;

- на рынке есть условия  для  свободного  входа  и   выхода.  Свободно  могут    прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют  преимущество  и    вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию    новой торговой марке или новым услугам нелегко.

При монополистической  конкуренции так же, как и при  монополии, немаловажную устойчивости будут относиться, в первую очередь,  организационные факторы, а именно выбор ценовой и (или) неценовой политики.

Под  неценовой   конкуренцией   понимают   использование   экономических   и внеэкономических  методов  борьбы  на  рынке за  увеличение  и поддержание желательной величины спроса. Среди этих методов и приемов следует  выделить:

улучшение качества изделий, рекламу, маркетинг, лоббизм и  т.п.,  тогда  как

ценовая конкуренция –  это способы борьбы конкурентов  посредством снижения  и

повышения цен.

Учитывая то, что монополистический  конкурент действует на рынке  и как

монополист – способен влиять на цену производимого им товара, - и то, что

кроме него на рынке, в его  отрасли, присутствуют и другие производители

неценовая конкуренция становится основным способом борьбы и защиты своей

доли рынка.

Олигополия — это такая  рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. [№ 4; С. 249]

Одним из основных факторов устойчивости является производственный фактор, а именно высокая степень  концентрации производства на нескольких фирмах.

Вторым фактором являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства, которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного сохранения олигополистических структур.

Однако характерной чертой олигополии является взаимозависимость. Олигополия возникает лишь в том  случае, если число фирм в отрасли  настолько мало, что каждая из них  при формировании своей экономической  политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Таким образом, деятельность предприятий представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов, которые зависят от многочисленных и разнообразных факторов. Если какой-либо фактор выпадает из цепи рассмотрения, то оценка влияния других принятых в расчет факторов, а также выводы рискуют оказаться неверными.

Будучи тесно взаимосвязанными, эти факторы нередко разнонаправлено  влияют на результаты жизнедеятельности  организаций: одни – положительно, другие - отрицательно, заставляя экстренно менять свою стратегию и тактику на финансовом рынке. При этом необходимо учитывать тот факт, что отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других.

Для каждого типа рыночной структуры можно выделить только ему присущие признаки и особенности, а следовательно и устойчивость предприятия будет определяться различными факторами, в зависимости от того, какому типу рыночной структуры оно принадлежит.  Это говорит о том, что при определении устойчивости предприятия, необходимо, в первую очередь, понять какому типу рыночной структуры оно принадлежит, а уже после этого анализировать факторы, оказывающее влияние на его устойчивости\ь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы устойчивости на конкретных предприятиях

2.1. Факторы экономической  устойчивости сельскохозяйственных  предприятий

В аграрной сфере существует рыночный механизм хозяйствования, по своим признакам приближен к  совершенной конкуренции.

Информация о работе Факторы экономической устойчивости предприятия