Достоинства и недостатки рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение сущности рыночной экономики, определение ее основных достоинств и недостатков функционирования.
Для достижения цели можно обозначить ряд следующих задач:
1. определение сущности экономической системы в целом;
2. рассмотрение основных типов экономических систем;
3. изучение эволюции рыночной системы;
4. обозначение условий возникновения рыночной экономики;
5. рассмотрение экономической ситуации в России в период перехода к рыночным отношениям.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1. Понятие и сущность экономических систем
2. Основные типы экономических систем
3.Рыночная система и ее эволюция
ГЛАВА 2.РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
1. Условия возникновения рыночной экономики
2. Модели рыночной экономики, на примере мирового опыта стран
3. Преимущества и недостатки рыночного механизма
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
1.Переход России к рыночной экономической системе
2. Путь российской экономики – смешанная экономика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 274.50 Кб (Скачать)

Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция  желательна, она больше  всего  досаждает индивидуальному производителю  своей безжалостной  действительностью. Свободной, индивидуалистической среде в капиталистической  системе  якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении  улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от  ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - всё это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от её  регулирующего воздействия. Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот  тезис следующим образом: "Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними  завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены"22.

Во-вторых, некоторые  экономисты утверждают, что сам технический  прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции. Новейшая  технология, как правило, требует: использования очень больших количеств  реального капитала; крупных рынков; комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка; богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология  означает необходимость в существовании фирм - производителей, являющихся  крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого  числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких. Эти экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная  система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по  мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная  система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

Но существуют и другие доводы против признания  эффективности рыночной системы.

Например, неравное распределение дохода. Критики-социалисты, в числе прочих, утверждают, что рыночная система позволяет  наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество  материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот  процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на  рынке23.

По  мере ослабления конкуренции подрывается  суверенитет потребителя, утверждается суверенитет монополиста.

Научно-технический  прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией  монополистов.

Потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в целом.

В результате этого  образуется нестабильность, неустойчивость экономики, выражающаяся в цикличности экономического развития, чередовании подъема и упада производства, смены периодов экономического подъема экономическими кризисами, отражающимися на уровне жизни членов общества.

Отсутствуют полная занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей.

Рыночный механизм так же не в  состоянии решить проблему инфляции.

Инфляция  представляет собой одну из самых тяжелых болезней экономики в современном мире. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной системой.

Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.

Рыночная экономическая  система способствует развитию индивидуализма, эгоистических наклонностей, проявляющихся  в различного рода негативных явлениях, ограничивающих полную свободу личности. Негативное влияние недостатков механизма рынка на экономику и социально-экономическую стабильность явилось причиной модернизации "чистого капитализма", его системного совершенствования, формирования постиндустриальных экономических систем.

Однако, не смотря на ряд существенных недостатков, данная система экономических отношений  на сегодняшний день является наиболее эффективной, при этом, применяя элементы командной системы государственного регулирования, перерождается в смешанную экономическую систем.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

1. Переход России к  рыночным отношениям

На рубеже 1980-х и 1990-х гг. почти  во всех социалистических странах сменился политический строй. Перед новыми общественными силами, пришедшими к власти, встала задача проведения глубоких реформ, направленных на преобразование социалистических стран в демократические предприятия с рыночной экономикой.

Понятие периода «перехода к  рыночной экономике» появилось в  СССР в июле 1990 г. в решениях съезда КПСС, ставшего последним. Началось свёртывание плановой системы. В октябре 1990 г. было опубликовано постановление Верховного Совета СССР «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рынку», а в декабре 1990 г. новый «Закон о собственности» юридически закрепил понятия «частная собственность граждан и юридических лиц».

Точкой отсчета демократических  рыночных реформ в России принято  считать начало 1992 г., когда новое  российское правительство после  подавления августовского путча 1991 г. и распада СССР приступило к радикальным преобразованиям общественно-политического устройства и экономики нашей страны24.

Время от начала преобразований политико-экономической  системы бывших социалистических стран  до формирования устойчивых и эффективных институтов демократического общества и рыночной экономики называют переходным периодом.

Переходный период в  экономике – это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отрезок времени часто называют ещё периодом постсоциалистической, или посткоммунистической, трансформации.

Начало переходного периода  чаще всего связано с утратой  государственной власти прежними коммунистическими партиями, прекращением Функционирования прежних законодательных и исполнительных органов и приходом к власти новых, некоммунистических политических сил. (Под новыми силами имеются ввиду новые организации – партии, правительства, парламенты, - хотя в них может быть представлено немало деятелей старого режима). Таким образом, началом переходного периода является смена политического строя, которая служит необходимым условием для осуществления принципиальных рыночных преобразований в экономике.

Демонтаж большинства механизмов и организаций административно-командной  системы происходит довольно быстро и обычно приходится на первые месяцы после смены политического строя.

Одной из основных и относительно простых форм демонтажа прежней  системы выступает либерализация. Это, например, либерализация цен, означающая разрешение предприятиям самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, или либерализация внешней торговли, то есть отмена прежней государственной монополии внешней торговли.

В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противоречащие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая – «шоковая терапия».

Градуализм – это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.

«Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, который исходит из того, что рынок – это самая эффективная форма экономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтому монетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства25.

В России радикальную экономическую  реформу начало в 1992 г. либеральное  правительство, исповедовавшее идеи монетаризма и «шоковой терапии». Но подлинной «шоковой терапии» в нашей стране никогда не было. Как отмечалось выше, «шоковая терапия» предполагает бездефицитный бюджет, тогда как на протяжении 1992 – 1998 гг. бюджет ежегодно сводился с дефицитом 5-10% ВВП. С середины 1992 г. государство увеличило эмиссию денег и расширило кредитование народного хозяйства. Всё это растянуло финансовую стабилизацию в России на четыре года, что, естественно, совершенно не укладывается в концепцию «шоковой терапии».

Главная закономерность переходного периода – утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.

Это ведёт к принципиальным изменениям положения государства в экономике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к  такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным  им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям – подобно частным компаниям и гражданам.

Вторым аспектом изменения положения  государства является формирование нового инструментария для воздействия государства на экономику. В любой, даже самой либеральной экономике, государство не должно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управление осуществлялось за счёт принудительных и адресных распоряжений, то в рыночной экономике государство располагает более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идёт о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость  компенсации фиаско, или провалов, рынка. Это заставляет государство  заниматься некоторыми производственными функциями, а также финансировать социальную сферу, фундаментальную науку, охрану окружающей среды.

Вторая закономерность переходного периода – бюджетный  кризис. Он тесно связан с изменением положения государства в экономике. После начала реформ высокие обязательства государства сохранились. Но доходная часть бюджета резко сократилась за счёт спада производства более чем в два раза по сравнению с началом 1990-х годов, неудачной системы налогообложения, огромного развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицит государственного бюджета в годы реформ ежегодно составлял огромную цифру – 5-10% ВВП26.

Третья закономерность переходного периода – это  трансформационный спад. В переходный период экономика переживает глубокий кризис, вызванный отсутствием координации между экономическими агентами. Это связано с тем, что прежние, плановые механизмы координации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы координации ещё слабы или отсутствуют вообще.

Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация.

Приватизация – это платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам.

Как процесс изменения отношений  собственности, приватизация привела  к изменению самой природы  российской экономики. Она перестала быть государственной, плановой экономикой, и превратилась в рыночную экономику, опирающуюся на деятельность независимых экономических субъектов.

Значение приватизации состоит ещё и в том, что она позволяет привлечь частные инвестиции и сформировать так называемого эффективного собственника. Эффективный собственник – это физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятие, заинтересованное в его развитии и способное осуществлять необходимые для этого инвестиции.

Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики