Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 15:07, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение сущности рыночной экономики, определение ее основных достоинств и недостатков функционирования.
Для достижения цели можно обозначить ряд следующих задач:
1. определение сущности экономической системы в целом;
2. рассмотрение основных типов экономических систем;
3. изучение эволюции рыночной системы;
4. обозначение условий возникновения рыночной экономики;
5. рассмотрение экономической ситуации в России в период перехода к рыночным отношениям.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1. Понятие и сущность экономических систем
2. Основные типы экономических систем
3.Рыночная система и ее эволюция
ГЛАВА 2.РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛЬНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
1. Условия возникновения рыночной экономики
2. Модели рыночной экономики, на примере мирового опыта стран
3. Преимущества и недостатки рыночного механизма
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
1.Переход России к рыночной экономической системе
2. Путь российской экономики – смешанная экономика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Характерными чертами системы выступают:
– прямое управление предприятиями из центра;
– полный контроль государства за производством и распределением;
– управление с
помощью административно-
Централизованный план в условиях монополизма государственной собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных производств, включая сельское хозяйство.
Командно-административная система применялась в нашей стране в 30-е – конец 80-х гг. XX века. Государство полностью контролировало деятельность экономики. Все плановые задания предприятиям, колхозам, совхозам направлялись из центра, из министерств. Обмен товарами также планировался в центре и шел через систему предприятий государственной торговли к потребителю. При такой экономике отсутствовала конкуренция, а значит, не было обратной связи между производителем и потребителем. Это приводило к тому, что производителю можно было работать, невзирая на качество продукции, а государству необходимо было принимать меры, чтобы заставить предприятия думать об этом.
Противоположностью командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. Здесь все решения принимаются отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами в процессе их взаимодействия на рынке.
Рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку.
Инициатива сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением.
Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния.
Рыночной экономикой управляет, по меткому выражению великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающийся на нём спрос, предложение, цены, конкуренция8.
Рыночная экономика характеризуется такими признаками, как нерегулируемое предложение, т.е. производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве производить; нерегулируемый спрос (покупатель в зависимости от наличия собственных средств самостоятельно определяет, сколько и что ему купить); нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение. При таких условиях происходит самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.
В рыночном механизме действуют два закона: закон стоимости и закон спроса и предложения, из которых первый формирует уровень средних цен, а второй определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке. Суть закона стоимости - товары на рынке обмениваются в соответствии с их стоимостью, т.е. затраченным на их производство общественно необходимым временем, а также их товарно-рыночной ценностью, которая определяется спросом на рынке. Исходя из этого, становится понятен и закон спроса и предложения, под влиянием которого товар приобретает рыночную цену, имеющую денежное выражение стоимости товара.
В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.
Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательство государства в процесс регулирования экономических процессов. Причем усложнение механизмов рыночной системы ведет к расширению этого вмешательства, как методами экономического характера, так и административными методами.
Тем не менее, далее,
постараемся более полно
Для того чтобы понять, как функционирует рыночная система и что делает ее эффективной, необходимо разобраться, каковы критерии системы и почему, возникнув, она стала динамично развиваться.
Основные категории рыночной экономики - это рынок, обмен, специализация, товар, услуги.
Английский экономист XIX в. У.Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф.Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек (1899—1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов9.
Итак, рынок — это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.
Рынок — одна из самых распространенных в экономической теории категорий, одно из основных понятий хозяйственной практики и экономической теории.
Понятие «рынок» многогранно и многолико, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно менялось.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и начал приобретать форму товарного обмена. С развитием ремесла и городов торговля расширялась, за рынками закреплялись определенные места, рыночные площади. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства обменные отношения приняли всеобщий характер, и рынок стал особой формой хозяйствования.
Рынок представляет собой форму функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг.
Рынок как экономическая
категория тесно связан с обменом.
Обмен в этом смысле следует рассматривать
как процесс создания определенных
общественных отношений между
Объективная необходимость рынка вызвана следующими причинами: развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, выражающаяся в появлении частной собственности.
Разделение труда — это исторически определенная система общественного труда, складывающаяся в результате качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящей к обособлению и сосуществованию различных ее видов.
Специализация представляет собой сосредоточение усилий, знаний, навыков, квалификации на определенном виде деятельности. Специализация как результат углубления разделения труда характеризуется сужением сферы деятельности. С другой стороны, чем глубже специализация, тем сильнее взаимозависимость специализированных производителей и тогда формируются условия для развития кооперации трудовых усилий.
Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.
Товар — это исходная категория рыночного хозяйства, его «экономическая клеточка». Объясняется это тем, что огромное скопление товаров составляет вещественное содержание богатства общества. Товар — элементарная форма богатства и существует в виде благ и услуг.
Услуга — это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какую-либо потребность человека.
С точки зрения затрат труда различают услуги материального и нематериального характера. К материальным услугам относятся те их виды, на производство которых затрачивается труд, выполняющий функции по доведению продуктов, созданных в процессе производства, до потребителей и по обслуживанию процесса их потребления. Под нематериальными услугами понимают ту часть затрат труда, которая не принимает предметной формы. Также различают рыночные и нерыночные услуги. Рыночные услуги являются объектом купли-продажи, издержки их производства покрываются целиком. Например, услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые услуги, услуги здравоохранения, образования и др. Нерыночные услуги покрываются за счет государственного бюджета или добровольных взносов. Например, услуги органов государственного управления, социального обеспечения, обороны и др.
Согласно экономической теории, если благо не является продуктом труда, хотя при этом удовлетворяет какую- либо потребность, — это не товар (дикорастущее яблоко в лесу, воздух, солнечный свет). Кроме того, если благо не удовлетворяет потребность и никому не нужно, даже при условии, что оно является продуктом труда, — это тоже не товар. В то же время, если продукт труда потребляется внутри хозяйства, создан для внутреннего потребления, а не для обмена — он также не является товаром.
Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Экономическая теория выделяет два свойства товара: потребительную стоимость и стоимость.
Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять определенную потребность индивида. С этой точки зрения каждый товар индивидуален, ибо удовлетворяет индивидуальную потребность. Однако товар удовлетворяет потребность не производителя, а предназначен на обмен, значит, он удовлетворяет потребность покупателя или общественную потребность. Это означает, что потребительная стоимость является потребительной стоимостью для других, т. е. общественной потребительной стоимостью, поступающей в потребление через куплю-продажу товара10.
Стоимость — это второе свойство товара, ее величина определяется количеством общественно необходимого труда, затраченного на производство данного товара, Общественно необходимые затраты труда представляют собой затраты, которые осуществляются при средних в обществе условиях производства, при среднем уровне умелости и квалификации работника. Величина стоимости определяется количеством общественно необходимого рабочего времени на производство товара. Стоимость — историческая категория, существующая только в товарном производстве. Только при существовании обмена возникает потребность в исчислении величины общественно необходимого труда, заключенного в товаре, ибо с точки зрения стоимости все товары одинаковы — они затраты человеческого труда.
Потребительная стоимость является вещественным свойством товара, а стоимость — общественным свойством. Как потребительные стоимости все товары качественно различны, разнородны, несоизмеримы и не могут приравниваться друг к другу. Но акт обмена предполагает необходимость сравнения товаров по определенному критерию. Этим критерием и выступает стоимость. Поэтому как стоимости все товары качественно однородны и различаются лишь количественно, в зависимости от величины овеществленного общественного труда. Всякий товар есть единство потребительной стоимости и стоимости, поэтому стоимость и потребительная стоимость взаимосвязаны между собой.
Рынок, однажды возникнув, начинает формировать рыночную систему. Данная разновидность систем представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов и институтов для их функционирования. Хозяйствующий субъект не существует, а тем более не функционирует в вакууме. Для хозяйственных действий необходима специфическая среда, которую и образуют институты. А. Смит отмечал, что "без моральных сантиментов (читай "институтов" – Авт.), таких как справедливость и собственность, общество дегенерирует в "сцену кровопролития и беспорядка". Таким образом, для существования и развития рыночной системы нужны не только субъекты рынка в чистом виде - продавцы и покупатели, но и институты.
Информация о работе Достоинства и недостатки рыночной экономики