Доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной работы являются:
- определить источники и структуру доходов населения России;
- раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов и бедности населения России;
- охарактеризовать современные направления социальной политики государства.

Оглавление

Введение 3
1 Доходы населения и их дефицит 5
1.1 Определение, виды и показатели доходов 5
1.2 Формирование доходов населения 10
1.3 Дифференциация доходов. Кривая Лоренса 14
2 Бедность как экономический феномен 18
2.1 Сущность и причины бедности, ее показатели 18
2.2 Методы борьбы с бедностью 27
3 Пути преодоления бедности 29
3.1 Система социальной защиты 29
3.2 Меры выравнивания доходов населения 32
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

доходы населения-курсовая.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

Также о кризисном характере адаптации говорит и несба­лансированность взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социаль­ной идентичности, что "выливается" в неустойчивые формы социально­го поведения. Невозможность реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержания социального статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное напряжение, препятствующее нормальному функционированию систе­мы социальных институтов, замедляющее формирование социальной структуры с прочной фиксацией социальных ролей и функций.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация заключается прежде всего в делегировании власт­ных полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен сделать "осознанный выбор" в пользу политической организа­ции, в наибольшей степени выражающей его интересы. В условиях, ког­да не "работает" традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска "работающего" индикатора политической иденти­фикации. На наш взгляд, прослеживается определенная взаимосвязь между степенью адаптированности населения и существующим спект­ром политических взглядов различных групп населения. В этой связи жизнеспособность каждого из вариантов социально-экономического развития страны, предлагаемых различными политическим силами, фактически детерминируется успехом адаптации населения к новым условиям жизни. Размах и темп социально-экономических реформ также объективно диктуются адаптационным потенциалом населения.

Хотя в целом тенденции адаптации населения свойственны кри­зисные черты, в обществе имеется социальный слой, характеризую­щийся сформированными специфическими образцами социального поведения, обладающий устойчивостью, которую он стремится закре­пить и легитимизировать. Созданы жизненный стиль, социально-куль­турное поле, элементы которого активно представлены в обществе. Однако следует учитывать два существенных момента: во-первых, относительную немногочисленность этого слоя (примерно 7% всего населения); во-вторых, его замкнутость, ориентацию на социальное взаимодействие преимущественно в "сво­ей" среде, своеобразную кастовость, символом которой является "де­монстративное потребление" (по Т. Веблену).

Таким образом, реально можно говорить о высшем слое, которо­му присущи все основные черты сформированной социальной страты: нормы и санкции, поддерживающие ее устойчивость, культурные символы взаимодействия, практически завершившийся процесс офор­мления групповой идентичности и связанный с последней образ жизни.

Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, для которого характерна дисгармония отношений между типом идентичности и занимаемой статусной позицией. Можно выделить несколько причин, по которым формирование масштабного среднего класса оказалось заблокированным. Прежде всего это связано с механизмом привати­зации. способствовавшим созданию крупных, но не средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была поставлена в качестве основной "архитекторами" приватизации,

Вторая причина – торможение восходящей социальной мобильно­сти. Потенциальное ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает примерно 15-20% населения, характеризуется адаптационны­ми навыками, реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть общества "классом в себе", поскольку, хотя и имеются важные предпо­сылки формирования среднего класса, практически отсутствуют, во-пер­вых, стереотипы массового социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая самоидентификация, которая должна быть обеспечена идео­логической поддержкой, выступающей в виде признания особого досто­инства, символической оплаты за издержки адаптационных усилий.

Тем более нельзя говорить о "классе для себя", так как сегодня средние слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэконо­мические и политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие последовательности и предсказуемости в дей­ствиях властей, значимых горизонтальных связей, реальной поддерж­ки авторитетных общественных организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система, стимулирую­щая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью со стороны налогоплательщиков.

Структурное оформление среднего класса возможно при нали­чии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутрен­них и внешних факторов. К числу внутренних можно отнести разви­тие автономной активности, четкое очерчивание круга социальных ин­тересов, групповую идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу внешних – стабилиза­цию социально-экономических и политических институтов и способ­ность общества к воспроизводству этой стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего порядка, а предска­зуемость и открытость действий власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

              Политика распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан.

В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход заложен в Федеральном законе «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.

В этой связи, целесообразно рассмотреть вопрос о введении обязательного страхования работодателей на случай неспособности ими своевременно оплатить труд наемных работников. Активная государственная социальная политика позволит остановить процесс обнищания основной массы населения такой великой державы, как Россия, и создать предпосылки для преодоления социального кризиса в стране.

Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

Государство ведет борьбу с бедностью, назначая различные социальные пособия и выплаты малоимущим, поощрением трудовой деятельности, укреплением законодательства о социальной защите и т.д.

         Бедность по-прежнему остается важной проблемой у нас в стране и во всем мире. Её, я думаю,  нельзя искоренить,  но можно  уменьшить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Социологический энциклопедический словарь, под. ред. Г.В. Осипова.- М., 2005

2 Социс - 2003.- №6.- с.88-95

3 Словарь гендерных терминов  (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной)

4 Власть- 1999.- №9.- с.30-43

5 Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 120-133.

6 Денисов Н. Расходы и доходы населения России // Экономика и жизни 2001 .№6. С. 3.

7 Красильникова М. Личные сбережения населения // Вопросы статистики. 2001 №9 с. 70.

8 М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2006. С. 173.

9 Максимова В.Ф. Микроэкономика. Распределение дохода. М.: ИНФРА. 2001. С. 297.

10 Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е годы. //Проблемы прогнозирования, 2004, № 4. С. 23-34.

11 Сбережения средних слоев населения России // Экономика и организация промышленного производства. – 2002. – №6. – С. 125-141.

12 Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 2000, № 6. С. 53

13 Уровень жизни населения и структура доходов. // Экономист, 2005, №10. С. 43-51.

14 Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 2003. С. 140.

15 Экономическая теория. Учебник для вузов под ред. Добрынина А.И. – Спб.: ПИТЕР, 2001. С. 216-227.

 

 

 

 

 

 

2

 



[1] Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 120-133.

[2] Красильникова М. Личные сбережения населения // Вопросы статистики. 2001 №9 с. 70.

[3] Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е годы. //Проблемы прогнозирования, 1997, № 4. С. 23-34.

[4] Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 1999, № 6. С. 53.

[5] Социологический энциклопедический словарь, под. Ред. Г.В. Осипова.- М.- 1998.

[6] Социс. - 2003г.- №6 .

[7] Словарь гендерных терминов  (Интернет-версия под ред. В.И. Калабихиной)

[8] Максимова В.Ф. Микроэкономика. Распределение дохода. М.: ИНФРА. 2001.С. 297.


Информация о работе Доходы населения