Доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной работы являются:
- определить источники и структуру доходов населения России;
- раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов и бедности населения России;
- охарактеризовать современные направления социальной политики государства.

Оглавление

Введение 3
1 Доходы населения и их дефицит 5
1.1 Определение, виды и показатели доходов 5
1.2 Формирование доходов населения 10
1.3 Дифференциация доходов. Кривая Лоренса 14
2 Бедность как экономический феномен 18
2.1 Сущность и причины бедности, ее показатели 18
2.2 Методы борьбы с бедностью 27
3 Пути преодоления бедности 29
3.1 Система социальной защиты 29
3.2 Меры выравнивания доходов населения 32
Заключение 39
Список использованных источников 41

Файлы: 1 файл

доходы населения-курсовая.doc

— 330.50 Кб (Скачать)

1.  разработать комплексные стратегии.

2.  улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре. 

3.  стремиться к удовле­творению основных потребностей человека во всех слоях населения.

4.   укреп­лять и расширять законодательство для уси­ления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий лю­дей.

В общей постановке все эти вопро­сы имеют непосредственное отношение к стратегическому курсу российского Пра­вительства. Правительства декла­рировали необходимость создания в новой России государства с социально ориентиро­ванной экономикой.

В таком государстве в центр развития ста­вится, разумеется, человек, решение его проблем при постоянном росте уровня и улучшении качества жизни, безусловном со­блюдении прав каждой личности, а дости­жение целей социального развития не явля­ется вторичным по отношению к целям эко­номического развития.

Для более точного и систематического наблюдения за всеми со­циальными процессами Программой разви­тия Организации Объединенных Наций с 1995 г. готовятся по Российской Федерации и другим странам СНГ ежегодные доклады о развитии человеческого потенциала. Для определения общего уровня социального развития на основе человеческого потенци­ала в докладах используется так называе­мый индекс человеческого развития, кото­рый все чаще в нашей стране начинает ис­пользоваться не только исследователями, но и политиками и позволяет проводить лю­бые международные сопоставления и про­водить классификацию стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути преодоления бедности

3.1 Система социальной защиты

 

Го­сударственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах. (В бывших странах «государствен­ного социализма» около 70% средств таких программ формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств – за счет прибылей предприятий).

Через каналы государственных программ помощи удов­летворяются потребности в воспитании юных членов об­щества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей оп­ределяется сложившимся в данных условиях уровнем эко­номического развития и ценностными установками, сло­жившимися в обществе.

Распределение средств по линии программ помощи осу­ществляется по трем направлениям.

Первое направление характеризуется тем, что часть по­ступлений, получаемых населением, находится в зависимо­сти от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

Второе направление характеризуется тем, что проводи­мые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охваты­вают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от ко­личества детей и уровня доходов родителей.

Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной фор­ме через соответствующие учреждения непроизводствен­ной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интереса­ми и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государствен­ной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицин­ской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений – тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и куль­турного уровней, доступного здравоохранения, пенсионно­го обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальные справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, ибо незачем эффективно работать ни "бедному" (все равно общество поддержит), ни "богатому" (все равно общество отнимет).

Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества.

Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической эффективностью»

Конечно, «рыночное» распределение доходов несправедливо, но оно хотя бы в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт в размерах достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ (это и есть «социально-ориентированное рыночное хозяйство»).

«Справедливое» же распределение доходов означает подрыв стимулов к эффективной работе и завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего. Это хорошо подтвердил так называемый «Шведский социализм», в результате стремления правительства к социальной справедливости экономическая эффективность экономики значительно упала и страна оказалась на пороге экономического кризиса.

Таким образом, социальная политика государства в ры­ночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструмен­том, с одной стороны, она призвана способствовать соци­альной стабильности и смягчению социальной напряжен­ности, а с другой – никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму[8].

С этих позиций приходится признать, что «несправедливая экономическая эффективность» сегодня имеет объективное преимущество перед «неэффективной социальной справедливостью» И хотя их сближение составляет содержание социально-экономического прогресса, в обозримый исторический период названная альтернатива сохраняет свою жесткую однозначность.

 

3.2 Меры выравнивания доходов населения

 

Целью уменьшения дифференциации общества является образования некоего “среднего класса” как приспособления общества – большинства населения – к рыночным условиям.

Наличие, рост среднего класса в любой стране рассматриваются как сви­детельство эффективности проводимых преобразований, как критерий того, что реформы идут в правильном направлении и при­обретают необратимый характер. Большой удельный вес среднего клас­са в системе социальной стратификации является одним из суще­ственных признаков общества, определяемого как "развитое", "циви­лизованное". В то же время отсутствие среднего класса после десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто настаивает на радикаль­ном изменении политического курса.

Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дис­куссиям о среднем классе. Так, нередко звучит мысль о том. что в дореформенном, постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был "размыт", погублен курсом реформ, а его мес­то заняли полукриминальные “элементы”. Согласно противополож­ной точке зрения, средний класс неизбежно должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило, ограничиваются указанием на наличие некоторых известных кри­териев отнесения к среднему классу (уровень образования, соци­ально-профессиональный статус).

Однако делать однозначные выводы о наличии сред­него класса в социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных признаков отнесения к этому тезису, есть и "класси­ческие" признаки и функции среднего класса в обществе. Прежде всего – это основной экономический донор: бюджет страны склады­вается из налогов широкого слоя налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы конт­роля, типа "народного контроля". К тому же система уравнительного распределения доходов предусматривала совершенно иные принци­пы формирования налоговой базы о том, что у страны есть бюджет, принятие которого на полгода становится главным делом парламента, страна узнала сравнительно недавно.

Другая важнейшая функция среднего класса – его ведущая роль в процессе вертикальной мобильности. Основные социальные переме­щения в обществе происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами социальной структуры. Именно свобод­ные каналы восходящей вертикальной мобильности, ясные перспекти­вы социального роста, базой которого выступают образование и уро­вень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень благосос­тояния представителей среднего класса. В СССР, безусловно, был вы­сок престиж образования, его уровень обеспечивал достижение отно­сительно высоких профессиональных позиций. Но карьерный рост имел предел, преодоление которого было связано с вступлением в партию, другими демонстративными проявлениями лояльности к режиму, то есть факторами, лежащими в иной плоскости, нежели про­фессионально-квалификационные.

В "экономике дефицита" величина дохода напрямую не определя­ла характер потребления. Уровень престижного потребления достигал­ся с помощью "блата", связей или определялся статусом должности в виде пайков, ордеров и т. л. Таким образом, была закреплена зависи­мость соответствующего социального слоя от власти, не означавшая, впрочем, полной поддержки советского режима. Речь, конечно, идет о внутренней поддержке, поскольку при формальной и безальтернативной системе выборов внешняя поддержка была обеспечена на 99,9%. Поэтому существовавшая в СССР прослойка, хотя и обладала некоторыми черта­ми классического среднего класса, не являлась им по своим социальным функциям. Это был класс, который в плановой экономике не имел никаких шансов превратиться в настоящий средний класс.

Каковы же перспективы формирования среднего класса в на­шей стране сегодня? Во многом они зависят от успешной адапта­ции населения, формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения, адекватных сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация населе­ния на собственные силы и возможности. Жестко заданные и огра­ниченные типы социально-экономического поведения уступают мес­то разнообразию типов социального действия. На смену прямому и непосредственному властному хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты поведения обус­ловлены различными источниками формирования, хотя часто они не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми санкциями.

В общественном мнении сформиро­валось вполне определенное понимание законов вертикальной мобиль­ности: путь наверх невозможен без нужных связей и денег, причем деньги часто являются производной от связей. Трудолюбие и нали­чие профессии, пользующейся спросом, – факторы второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым услови­ем продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных.

Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность только при наличии нужных связей деформирует цепоч­ку: образование – квалификация – доходы – долгосрочные сбереже­ния – уровень потребления, обеспечивающую формирование и разви­тие среднего класса. Образование не гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: зарплата у пред­ставителей одной профессии в частном и государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует статус, поскольку мно­гие источники высоких доходов незаконны. А противоречивость за­конодательства, несовершенство налоговой системы превращают прак­тически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают вла­дельцев предприятий при найме работников обращать внимание не столько на их профессиональные и деловые качества, сколько на фак­торы, подтверждающие их безусловную "надежность". При этом дове­рие со стороны нанимателя и лояльность со стороны работника под­держиваются жесткими санкциями в виде "отлучения" от источни­ков дохода или потери рабочего места.

Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой политики, в экономической политике имеет место "чехарда зако­нов", "законы непоследовательны и противоречат друг другу", "су­ществующая система не стимулирует легальную деятельность". От­сутствие доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления.

Информация о работе Доходы населения