Доходы и издержки предприятия, и поиски путей повышения эффективности его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в обосновании дохода и издержек предприятия и поисков путей повышения эффективности его деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание издержек производства;
- дать определение понятию издержек производства;

Оглавление

Введение
Глава 1. Экономическое содержание издержек производства
1.1. Понятие издержек производства
1.2. Региональные особенности издержек и затрат предприятия
1.3. Издержки производства и доход
Глава 2. Издержки производства и резервы их снижения
2.1. Анализ издержек производства
2.2. Основные пути снижения издержек производства
Глава 3.Доходы и прибыль предприятия………………………………………21
1.1. Понятие дохода. Общий, средний и предельный доход………………….21
1.2. Прибыль предприятия и условия ее максимизации………………………24
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Доходы и издержки предприятия, и поиски путей повышения эффективности его деятельности.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов от поставщика до складов предприятия, от заводских складов до мест потребления, уменьшения расходов на транспортировку готовой продукции.

Определенные резервы снижения издержек производства заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т. п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Их можно выявить проведением специальных обследований и единовременного учета, при анализе данных нормативного учета затрат на производстве, тщательном анализе плановых и фактических затрат на производство.

3. Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению качества

продукции.

Изменение номенклатуры и ассортимента производимой продукции является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут проводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство.

4. Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений; объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.

5. Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы.

Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам. [10, с. 144]

Вывод:

1. Проблема стоимости и издержек производства была, пусть и в весьма примитивной форме, поднята еще в античные времена. Завершая данную работу, обращаю внимание на чрезвычайно важное обстоятельство. Дело в том, что на этапе формирования взглядов на природу стоимости и издержек проблема анализировалась не столько с экономических, сколько с философских позиций.

Напротив, на протяжении прошлого и    большей    части    нынешнего

столетия данная проблематика была полностью монополизирована экономической наукой, что привело не столько к более полному проникновению в сущность стоимости.

2. Издержки производства в отечественной литературе трактуются как фактические затраты общества на производство данного вида продукции с широким учетом элементов, включаемых в них (налоги и т.д.). Учет издержек производства во всех отраслях зарубежных стран основывается на тех же принципах, но наряду с этим уделяется внимание и альтернативным издержкам.

3. Несмотря на то, что, казалось бы, вопросы стоимости и издержек производства изучены достаточно подробно, проблема их оптимизации остается интересной для исследователей и по сей день. Как это показано в работе, сегодня она как нельзя более актуальна.

Особенно актуален вопрос управления затратами в вертикально-интегрированных компаниях, поскольку данная структура позволяет нацеливать все стадии производственной цепочки на нужды конечного потребителя.


Глава 3. Доходы и прибыль предприятия.

 

1.1.           Понятие дохода. Общий, средний и предельный доход

 

В рыночной экономике, представленной движением товарно-денежных потоков, доход всегда выступает в виде определенной суммы денег. Доход– есть денежная оценка результатов деятельности фирмы в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие в экономической жизни общества. Сам факт его получения есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия.

Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула массового повседневного предпринимательства.

Получение фирмой дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта.

Соответственно видам издержек подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доход.

Общий (валовой) доход– это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на его количество:

      TR= P*Q, где TR- total revenue (ревенью) - общий доход.

       В условиях чистой (совершенной) конкуренции фирма продает продукцию по постоянной цене. Следовательно, ее доход будет находиться в прямой  пропорциональной зависимости от количества проданной продукции. Поэтому кривая общего дохода (TR) имеет вид прямой восходящей линии (см. рис.1).

Средний доход(AR)- это выручка от реализации единицы продукции, т. е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.

Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле:

                                               AR= TR:

При постоянной цене средний доход AR равен цене реализации, что очевидно из приведенной формулы:

                                        AR= TR = P*Q = P

                                                  Q       Q

  Поэтому цена и доход в западной экономической теории выступают как одно и то же явление, которое лишь рассматривается с разных точек зрения. Расчет среднего дохода (AR) имеет смысл производить за определенный период только в том случае, если изменяются цены на выпускаемую однородную продукцию (или если фирма ориентируется на производство ряда моделей, изделий и т.д.).

       В условиях совершенной конкуренции (когда цена считается величиной постоянной) кривая среднего дохода имеет вид прямой линии, параллельной оси абсцисс (см. рис.2.).

Предельный (дополнительный) доход(MR) – это добавочный доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительной единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, т.к. показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.

Предельный доход (MR) позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

      Предельный доход определяется как разность валового дохода от продажи n+1 единиц товара и валового дохода от продажи n товаров:

 

   

    1.2.Прибыль предприятия и условия её максимизации

 

Прибыль – это разница между доходом и издержками производства. В экономической теории обычно предполагается, что предприятие стремится к получению максимальной прибыли, т.е. к максимизации разницы между доходами и издержками.

Экономическая прибыль не входит в издержки, так как она представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли, необходимой для сохранения заинтересованности предпринимателя в данной сфере деятельности. Экономическая прибыль рассматривается как плата за неопределенность и риск. Они порождаются, с одной стороны, внешними по отношению к фирме факторами – изменениями конъюнктуры вследствие циклического развития экономики. С другой стороны, это результат инноваций или инициативы предпринимателя. Следует также учитывать, что источником экономической прибыли может служить монопольный статус фирмы. Такая прибыль обусловлена способностью монополиста ограничивать производство продукции и, благодаря этому, устанавливать монопольно высокие цены. В этом случае чистая (экономическая) прибыль выступает как монопольная.

Термин «прибыль» используется также для обозначения разности между совокупным доходом и внешними издержками. Такая прибыль называется бухгалтерской, так как при ее расчете учитываются только внешние (денежные) платежи, отраженные в бухгалтерских документах. Валовая прибыль фирмы равна валовому доходу минус валовые издержки. Фирма, как правило, производит такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки. С ростом производства валовые издержки возрастают, так как увеличение продукции требует большего количества ресурсов. Однако степень увеличения валовых издержек меняется в зависимости от эффективности фирмы.

Данные об издержках отражают действие закона убывающей отдачи. Через некоторое время, однако, валовые издержки начинают увеличиваться все более возрастающими темпами вследствие неэффективности чрезмерного использования оборудования фирмы.

       Известно, что с увеличением производства на единицу продукции увеличиваются как валовой доход, так и валовые издержки. Это увеличение представлено предельным доходом (MR) и предельными издержками (MC). Если предельный доход больше предельных издержек (MR>MC), то каждая произведенная единица добавляет к валовому доходу величину больше той, которую она добавляет к валовым издержкам. В таком случае разница между валовым доходом и валовыми издержками (TR-TC), т.е. прибыль, увеличивается. И, наоборот, если предельные издержки больше предельного дохода, то прибыль уменьшается. Следовательно, максимум прибыли достигается тогда, когда предельные издержки равны предельному доходу (МС=МR).

На начальных стадиях производства, когда объем выпуска еще относительно небольшой, предельный доход, как правило, превышает предельные издержки. Стало быть, в пределах этого объема производства фирма будет увеличивать прибыль. Поэтому каждую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, следует производить. В этом случае на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу.

Но на последующих стадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, все повышающиеся предельные издержки будут превышать предельный доход. Это означает, что в интересах максимизации прибыли фирме придется избегать дальнейшего наращивания производства продукции, т.к. каждая дополнительная единица продукции будет добавлять больше к издержка, чем к доходам. Следовательно, такая единица продукции не будет окупаться.

Разделять эти два интервала производства (когда заканчивается повышение прибыли и начинается её снижение) будет особая точка, в которой предельный доход равен предельным издержкам. Эта точка-ключ к правилу, определяющему объем производства. По принципу максимизации прибыли «Правило MR=MC» является точным ориентиром для всех фирм на любом рынке.

Правило равенства предельного дохода и предельных издержек(MR=MC) означает: фирма будет максимизировать прибыль (или минимизировать убытки), если будет расширять производство продукции до той точки, где предельный доход равен предельным издержкам.

Для чисто конкурентного рынка правило максимизации прибыли имеет следующий вид: P=MR=MC. Цена равна предельному доходу и предельным издержкам, что представляет собой частный случай правила MR=MC.

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Заключение

                                                   

Таким образом, по итогам проведенной работы можно сделать общий вывод. Национальная экономика нашей страны в целом, а также региональные экономики в частности, переживают нелегкие времена. Спад добычи сырья и промышленного производства на естественном фоне роста издержек производства (в первую очередь за счет неизменяющихся постоянных затрат) характеризуют сегодня состояние отечественных и республиканских предприятий.

Положительным является то, что предприятиям предоставлена самостоятельность в решении вопросов снижения издержек. Кроме того, эти решения стимулируются, так как сегодня результаты предприятия оцениваются по реализации, а не по произведенной продукции, как это было при социалистическом способе производства.

Информация о работе Доходы и издержки предприятия, и поиски путей повышения эффективности его деятельности