Доходы и издержки предприятия, и поиски путей повышения эффективности его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в обосновании дохода и издержек предприятия и поисков путей повышения эффективности его деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание издержек производства;
- дать определение понятию издержек производства;

Оглавление

Введение
Глава 1. Экономическое содержание издержек производства
1.1. Понятие издержек производства
1.2. Региональные особенности издержек и затрат предприятия
1.3. Издержки производства и доход
Глава 2. Издержки производства и резервы их снижения
2.1. Анализ издержек производства
2.2. Основные пути снижения издержек производства
Глава 3.Доходы и прибыль предприятия………………………………………21
1.1. Понятие дохода. Общий, средний и предельный доход………………….21
1.2. Прибыль предприятия и условия ее максимизации………………………24
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Доходы и издержки предприятия, и поиски путей повышения эффективности его деятельности.doc

— 195.50 Кб (Скачать)


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                                                    Факультет РГБиУ

                                                     Курс 1

                                                     Группа 13

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория» на тему №39:

Доходы и издержки предприятия, и поиски путей повышения эффективности его деятельности

                         

 

                    Работу выполнил студент:

                                                    Зуниев             

                                                    Абдукадыр

                                                    Дельмуратович

 

                                                 

                                                    Научный руководитель:

                                                    К.ф.н., доцент Емельянов Р.А.

                                                    Балабанова О.Д.

 

 

 

 

 

     Москва 2010

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Экономическое содержание издержек производства

1.1. Понятие издержек производства

1.2.  Региональные особенности издержек и затрат предприятия

1.3. Издержки производства и доход

Глава 2. Издержки производства и резервы их снижения

2.1. Анализ издержек производства

2.2. Основные пути снижения издержек производства

Глава 3.Доходы и прибыль предприятия………………………………………21

1.1. Понятие дохода. Общий, средний и предельный доход………………….21

1.2. Прибыль предприятия и условия ее максимизации………………………24

Заключение………………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях — максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. В конкретных случаях (завоевание места на рынке, конкурентная борьба и т. п.) фирма может «идти на временное снижение прибыли, и даже убытки. Но длительное время существовать без прибыли фирма не может, ибо она не выстоит в конкурентной борьбе. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции и к переходу на новые изделия.

Основой всякой хозяйственной деятельности является стремление к получению наибольшего дохода с наименьшими затратами. В условиях рыночных отношений любому предпринимателю становится объективно необходимым устраивать свое хозяйство как экономически выгодное предприятие, с оптимальными размерами и соотношением объемов и элементов издержек производства. Поэтому очень важно и актуально с этой точки зрения познание закономерностей спроса и предложения, а, следовательно, определение целевой установки что производить, в каком количестве, по каким ценам реализовывать продукцию и при этом получать максимальную прибыль, а также иметь устойчивое положение на рынке.

Цель исследования состоит в обосновании дохода и издержек предприятия и поисков путей повышения эффективности его деятельности.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть экономическое содержание издержек производства;

- дать определение понятию издержек производства;

- изучить региональные особенности издержек и затрат предприятия

- раскрыть издержки производства и доход;

- провести анализ издержек производства;

- выявить основные пути снижения издержек производства.

Цель и задачи работы определили ее предмет и объект.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды основоположников австрийской школы в политэкономии, классиков экономической теории, работы современных отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме.

В работе использованы монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный и социологический методы исследования.

Научная новизна результатов исследований состоит в следующем:

- исследована классификация издержек производства с разделением их на постоянные, переменные, что позволяет решать ряд практических задач, а именно: при рассмотрении динамики доли постоянных затрат можно принимать управленческие решения, а также выявлять возможные резервы снижения издержек производства.


Глава 1. Экономическое содержание издержек производства

 

1.1. Понятие издержек производства

 

Прежде чем начать говорить об экономическом содержании издержек производства, необходимо уяснить, какую экономическую категорию в последующем будем называть издержками производства. На протяжении всего существования экономической теории как науки все теоретики с различной степенью принципиальности и упорства доказывали состоятельность либо несостоятельность той или иной трактовки издержек. Эти споры неизбежны и в дальнейшем. И это вполне справедливо, поскольку экономическая мысль находится в непосредственной связи с постоянно меняющейся экономической ситуацией. Поэтому многие понятия и термины приобретают новую окраску. Можно рассмотреть зависимость степени ценочувствительности покупателя промежуточного товара от доли затрат на этот товар в общей сумме затрат на получение конечного результата. Если сделать следующий шаг в рассуждениях, то он приведет к тому, что на удорожание любого промежуточного товара (скажем, сырья) покупатель отреагирует тем большим сокращением объемов закупок, чем больше доля затрат на этот товар в общей их величине и соответственно — чем существеннее это удорожание скажется на величине затрат на производство, на прибыли и объемах продаж конечного товара. Этот эффект Липсиц И.В. назвал эффектом оценки товара через конечный результат, который он определил следующим образом: «чем покупатель более чувствителен к общей величине затрат на достижение некоего конечного результата и чем большую долю в ней составляет какой-то промежуточный товар, который ему надо приобрести для достижения конечного результата, тем он будет более чувствителен к цене такого промежуточного товара». Уже это обстоятельство доказывает непреходящую   актуальность     заниматься

вопросами издержек производства.

Роль издержек в определении ценовой политики фирмы неоспорима. Логика коммерческой деятельности состоит в том, что цены прямо связаны с определением объемов продаж. Между тем сумма, которую покупатели готовы уплатить за товар, никак не связана с издержками, которые необходимы для его изготовления. Эти издержки прямо влияют лишь на решения изготовителей о том, какие товары и в каком количестве стоит выпускать.

Для этого необходим эффективный подход к ценообразованию. Он состоит в том, чтобы сначала сопоставить цены, которые можно получить за свои товары, с издержками, которых потребует производство этих товаров, а уж затем решать, — что именно стоит производить и кому продавать. Нетрудно заметить, что и в такой логике издержки существенно влияют на цены и коммерческую политику фирмы. [6, с. 112]

По роли в процессе производства издержки делят на основные и накладные. К основным издержкам относят те, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции, принимают в нем главное участие и являются преобладающими в общей величине издержек. Так, при исчислении издержек при производстве продукции к основным затратам относят затраты на содержание и эксплуатацию основных фондов, заработную плату. К накладным относят затраты по организации производства и управлению производством.

По способу отнесения на производимую продукцию и включения в издержки производства затраты подразделяют на прямые и косвенные. Прямые издержки непосредственно связаны с производством отдельных видов продукции и их относят на издержки прямым путем на соответствующие виды продукции. Косвенные (распределяемые) издержки связаны с производством нескольких видов продукции, в силу чего распределение их между отдельными видами продукции осуществляется косвенным путем, пропорционально какой-либо условной базе.

Издержки производства и альтернативные издержки. И общественные, и

частные издержки могут быть представлены двумя способами. Во-первых, как ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. И, во-вторых, как ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных направлении использования тех же ресурсов. Первый подход подразумевает затратный метод, и поэтому издержки такого рода принято называть «бухгалтерскими». Второй подход — «экономический» в чистом виде. Если в первом случае говорят об издержках производства, то во втором — об издержках, благоприятных возможностей, или ценности наилучшей из отвергнутых альтернатив, или, наконец, просто об альтернативных издержках.

По своей экономической природе переменные издержки — это затраты на реальное осуществление целевой деятельности, ради которой была создана фирма, т.е. затраты на сырье и материалы, комплектующие и детали, заработную плату производственного персонала.

Постоянные издержки, напротив, по своей экономической природе являются затратами на создание условий для осуществления целевой деятельности. Важнейшими их элементами являются затраты на аренду помещений, оплату труда административного персонала, налоги на заработную плату, страховые платежи и т.д. И поскольку величина этих издержек не меняется в прямой связи с изменениями объемов производства, то, решая задачу о рациональности того или иного изменения цены на конкретный продукт фирмы, мы не можем полностью отнести эти издержки к категории приростных.

Величину постоянных издержек можно изобразить на графике. Так как это неизменная величина, то на графике постоянные издержки будут изображаться в виде прямой линии:

По горизонтальной оси отложим величину выпуска, производимого данной фирмой.

По вертикальной оси - затраты, необходимые для производства этого выпуска.

Примерами переменных издержек на производственном предприятии являются издержки на приобретение сырья, рабочей силы и энергии, необходимых в процессе производства.

График переменных издержек будет представлен в виде кривой, которая сначала будет выпуклой по отношению к вертикальной оси, а после определенной величины выпуска продукции - выпуклой по отношению к горизонтальной оси

 

 

1.2.  Региональные особенности издержек и затрат предприятия

 

Одним из фактических результатов череды перестроечных и постперестроечных реформ, вроде бы продиктованный необходимостью резко повысить эффективность народного хозяйства, было перемещение России из первого во второй — низший эшелоны индустриально развитых стран мира, громадный отрыв России от стран «большой семерки», куда она по инерции была приглашена занять восьмое место.

Среди разноплановых факторов, определяющих конкурентоспособность товаров-аналогов, первостепенное значение имеют издержки производства. По сравнению с индустриально развитыми странами промышленное производство в России более материало- и энергоемкое. При такой дороговизне материальных факторов производства трудно рассчитывать на использование ценовой конкурентоспособности отечественной промышленной продукции на внешнем рынке.

Основные налогоплательщики — промышленные предприятия — указывают на необходимость привести уровень налогов в соответствие с реальным уровнем рентабельности производства, то есть формировать бюджет по средствам, а правительство с не меньшим упорством требует срочно поднимать эффективность производства до уровня налогообложения. Преимущества здесь, понятно, на стороне правительства, и результатом конфликта интересов стало сворачивание производства во многих отраслях отечественной промышленности. [1, с. 48]

В такой ситуации разумным является курс на обоснованное снижение основных групп затрат — налоговых платежей и производственных издержек предприятия. Налоги в цене составляют половину всех затрат на производство и реализацию продукции.

Тем не менее, резкое падение курса рубля после 17 августа 1998 года и

последовавшая за этим мощная инфляция явились решающими факторами обвального роста затрат на производство и себестоимости продукции. Деятельность в условиях рыночной экономики требует сокращения затрат и увеличения за счет этого прибыли предприятий, столь необходимой для образования фондов развития производства и социального развития.

Издержки производства — один из основных качественных показателей работы предприятия. В них находят отражение всех процессов, связанных с производством, использованием материальных ресурсов и основных фондов, уровня производительности труда и организации производства, организации подготовки и сбыта продукции и др. [8, с. 77]

Производственные издержки исчисляются по отношению к валовой и товарной продукции, полная себестоимость — только по отношению к товарной продукции. При анализе и планировании различают себестоимость (издержки) товарной продукции, реализованной продукции, единицы продукции.

Почему существует такое явление как региональная экономика? Что составляет основу торговли между регионами? В общем виде региональная экономика является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Отдельные регионы, как и отдельные лица, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

В основе более углубленного исследования вопроса «Почему существует явление и экономический термин, такой как региональная экономика?» лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы — природные, человеческие, инвестиционные товары — распределяются на территории одной страны крайне неравномерно; регионы существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинации ресурсов.

Экономическая эффективность, с которой регионы способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. По мере эволюции региональных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой регионы производят различные товары, будет также изменяться. [4, с. 90]

Информация о работе Доходы и издержки предприятия, и поиски путей повышения эффективности его деятельности