Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, которые помимо всего прочего представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. Пенсионный фонд РФ, на долю которого приходится около 75% всех внебюджетных средств, является крупнейшим из всех внебюджетных социальных фондов. Пенсионный фонд - это централизованная система аккумуляции и перераспределения денежных средств
Введение
Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ
1.1 Сущность, структура и функции Пенсионного фонда РФ
1.2 Источники и методы формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ
Глава 2. Пенсионная реформа РФ
Глава 3. Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения
Глава 4. Анализ бюджета пенсионного фонда РФ за 2010 год и прогноз на 2011 и плановые 2012-2013 годы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Глава 3. Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения
Несмотря на более
чем десятилетнюю историю российская
модель выстраивания национальной пенсионной
системы все еще далека от завершения.
Наряду с очевидными успехами реформирования,
такими как переход от чисто распределительной
пенсионной системы к смешанной распределительно-
Рассматривая проблемы Пенсионного Фонда РФ, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.
В 2011 г. дефицит бюджета ПФР снизится до 1,8% ВВП и нехватка солидарной части тарифа на выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии сократится до 50% дефицита бюджета ПФР. В дальнейшем дефицит будет неуклонно сокращаться, хотя совсем не исчезнет, если не будут приняты меры по дальнейшему развитию пенсионной реформы (в 2050 г. он составит 1,25% ВВП). Для ликвидации текущего дефицита (без учета совершенствования пенсионной системы), тариф должен поддерживаться на уровне 32-34% в зависимости от макроэкономических параметров. Избежать повышения тарифа для ликвидации дефицита на выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии могло бы увеличение в 2011 г. соотношения работающих и пенсионеров с 1,27 до 1,89 (рост численности наемных работников должен составить 22,6 млн. чел.).
Вторым фактором дефицита бюджета ПФР являются возрастающие отчисления на формирование накопительной части трудовой пенсии для будущих пенсионеров (тариф на которые составляет 6% для лиц 1967 г. рождения и моложе). В текущем году страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии составят 24% от объема дефицита бюджета ПФР по распределительной составляющей.
Одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2000 г. по 2009 г. возросла с 11,1% до 13,8% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 г. снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн. рублей.
Вторая главная проблема пенсионной системы - снижение солидарного коэффициента замещения, который в России определяется соотношением среднего для всех получателей размера пенсии в текущем году и средней заработной платы в экономике за этот же период, выраженное в процентах. В результате реформы 2010 г. он увеличился до 38,4% в целом по России, но в последующие годы его снижение возобновится, и к 2050 г. он составит 22%. Обусловлена эта тенденция снижения, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых и соответственно - расходованию уменьшающихся поступлений средств в пенсионную систему на больше число пенсионеров. Для поддержания коэффициента замещения на уровне хотя бы 35% потребуется либо постепенное увеличение тарифа страховых взносов: на 0,4 процентных пункта в 2015 г. и т.д., либо усиление внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов (резкий рост рождаемости и увеличение миграции).
В действующей пенсионной системе существует ряд положительных моментов, одним из которых является возможность влиять на формирование накопительной части пенсии не только денежными вкладами, но путем управлениями этими накоплениями. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (имеющие страховое свидетельство) могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии. Граждане вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии:
· через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав: а) управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса (УК). У таких управляющих компаний более широкий перечень активов, в которые могут быть размещены Ваши пенсионные накопления, чем у государственной управляющей компании;
· б) государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк. ГУК инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом управления пенсионными накоплениями.
· через негосударственные
пенсионные фонды (НПФ), одним из видов
деятельности которых является пенсионное
обеспечение застрахованных лиц, принявших
решение формировать
НПФ и УК могут инвестировать средства пенсионных накоплений не только в государственные ценные бумаги, но и в акции, облигации российских организаций, а также иные финансовые инструменты, разрешенные законодательством.
Пропорция между теми, кто уже в предыдущие годы осознанно выбрал НПФ, и теми, кто оставил свои пенсионные накопления в государственной управляющей компании, Внешэкономбанке (ВЭБ), за последние годы составляет 8% против 92% граждан, имеющих накопительную часть пенсии. При этом только в 2009 году более 2 млн. человек перевели свои пенсионные накопления в НПФы и частные управляющие компании. Если вновь вернуться к дополнительным страховым взносам 2009 года, то средства на софинансирование пенсионных накоплений в сумме 2,5 млрд. руб. Пенсионный фонд России сначала распределил по пенсионным счетам 573 тыс. человек, уплативших взносы в рамках Программы, а затем передал их УК и НПФы (см. гистограмму № 2).
Гистограмма № 2
Распределение средств на софинансирование пенсионных накоплений в 2009 г.
Все перечисленное указывает
на необходимость
Одновременно должны быть приняты меры по повышению уровня контроля со стороны государства за соблюдением требований законодательства участниками системы дополнительного пенсионного обеспечения. Целесообразно также создание системы гарантирования пенсионных сбережений граждан, - как в отношении обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения, так и в части негосударственного пенсионного обеспечения.
До настоящего времени без движения остается процесс создания профессиональных пенсионных систем, в рамках которых предполагалось реализовать права граждан на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда. Проект Федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" в редакции, созданной 10.01.2003, был принят в первом чтении Государственной Думой еще в 2002 г.. Он предусматривает создание профессиональных пенсионных систем на накопительных принципах в рамках коллективных договоров. Финансирование профессиональных пенсий должно осуществляться за счет дополнительных отчислений, осуществляемых работодателем с фонда оплаты труда за тех работников, которым в соответствии с условиями коллективного договора положена досрочная пенсия. Известно, что одна из проблем действующей системы льготного пенсионного обеспечения состоит в отсутствии четких критериев для назначения таких льгот, что приводит к тому, что право на досрочную пенсию имеют от 30 до 50% занятых в фактически нормальных условиях труда. Законопроект предусматривает механизм автоматической коррекции этой ситуации. Общие списки работ, профессий и т.п., на которые могут распространяться льготы по пенсионному возрасту, утверждаются Правительством РФ. На основе этих списков конкретные рабочие места, дающие право на досрочный выход на пенсию, утверждаются в коллективном договоре. Исполнение норм коллективного договора обязательно для работодателя. На работников, вошедших в профессиональную пенсионную систему, в ПФР открываются специальные индивидуальные счета, которые в случае проблем с НПФ, обслуживающим профессиональную пенсионную систему, переводятся в другой фонд. Но до сих пор этот законопроект не утвержден, а большинство изложенных положений вызывают возражения со стороны работодателей. Вплоть до настоящего времени сохраняется большая неопределенность в отношении пенсионных обязательств перед категориями работников, которые должны были бы стать участниками профессиональных пенсионных систем. Результатом такого состояния является финансирование льготных пенсий за счет общей массы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, хотя такие расходы не учтены в размерах этих взносов.
Необходимо пересмотреть систему взаимоотношений между Пенсионным фондом, государством и работодателями. Сейчас льготные пенсии составляют определенную долю бюджета ПФР, однако их финансирование должно лечь на плечи отдельных профессиональных систем. Надбавки же к пенсиям таких категорий лиц, как например участники войны, должно выплачивать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд. Особое значение имеет законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна действовать четкая система защиты интересов пенсионеров. Необходимая составляющая политики экономического роста - усиление социальной ориентации системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем усиления государственного воздействия на распределительные процессы установить оптимальное соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, повысить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства. В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян.
Преобразования необходимо разделить на два пункта:
1) требуется разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.
2) необходимо предусмотреть
новый порядок
- повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам);
- снизить долю работодателей;
- поднять долю работников.
Необходима целенаправленная
работа по созданию актуарной службы
в Пенсионном фонде России для
определения государственных
В части совершенствования
финансовых потоков в пенсионной
системе необходимо совершенствовать
администрирование страховых
Глава 4. Анализ бюджета пенсионного фонда РФ за 2010 год и прогноз на 2011 и плановые 2012-2013 годы
Благодаря принятым новым федеральным законам в 2010 году были восстановлены основополагающие принципы формирования бюджета обязательного пенсионного страхования и приданы новые функции Пенсионному фонду по администрированию страховых взносов. Эти факторы способствовали успешному исполнению бюджета ПФР, главной целью которого было обеспечение дальнейшего повышения материального благополучия отдельных категорий российских граждан.
Так, общие доходы бюджета ПФР за 2010 год составили 4,61 трлн. рублей, что по отношению к ВВП составляет 10,4% (в 2009 году - 3,2 млрд. рублей, или 8,2% к ВВП). Доходы бюджета Фонда без учета накопительной составляющей в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом на 44,5% и составили 4,25 трлн. рублей, из них: 1,6 трлн. рублей - страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии; 2,64 трлн. рублей - межбюджетные трансферты из федерального бюджета, из которых на покрытие дефицита бюджета ПФР перечислено 1,32 трлн. рублей.
С 1 января 2010 года тариф отчислений в пенсионную систему был установлен в размере 20%, при одновременном введении для отдельных категорий плательщиков пониженных тарифов. В связи с этим на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда из федерального бюджета было перечислено 72,84 млрд. рублей.
В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в бюджет Фонда от граждан и работодателей поступило 3,6 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. При этом за застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы в 2009 году, из федерального бюджета перечислено 2,5 млрд. рублей. В 2010 в Программу вступили почти 2 миллиона россиян - это на 700 тысяч человек больше показателей 2009 года. В целом, общее количество участников Программы составляет более 4,2 млн. человек (3% граждан, проживающих в Российской Федерации).