Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и методы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, которые помимо всего прочего представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. Пенсионный фонд РФ, на долю которого приходится около 75% всех внебюджетных средств, является крупнейшим из всех внебюджетных социальных фондов. Пенсионный фонд - это централизованная система аккумуляции и перераспределения денежных средств

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ
1.1 Сущность, структура и функции Пенсионного фонда РФ
1.2 Источники и методы формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ
Глава 2. Пенсионная реформа РФ
Глава 3. Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения
Глава 4. Анализ бюджета пенсионного фонда РФ за 2010 год и прогноз на 2011 и плановые 2012-2013 годы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_finansy.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Курсовая работа

тема: «Доходы бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и  методы формирования»

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ
  • 1.1 Сущность, структура и функции Пенсионного фонда РФ
  • 1.2 Источники и методы формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ
  • Глава 2. Пенсионная реформа РФ
  • Глава 3. Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения
  • Глава 4. Анализ бюджета пенсионного фонда РФ за 2010 год и прогноз на 2011 и плановые 2012-2013 годы
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения
  •  
  • Введение
  • Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, которые помимо всего прочего представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. Пенсионный фонд РФ, на долю которого приходится около 75% всех внебюджетных средств, является крупнейшим из всех внебюджетных социальных фондов. Пенсионный фонд - это централизованная система аккумуляции и перераспределения денежных средств
  • Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации в настоящее время представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем, что обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы почти 40 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. На содержание пенсионной системы страны, включая собственно выплаты всех видов пенсий, ежегодно расходуется около 10% валового внутреннего продукта. Тем не менее, доходы пенсионеров хронически отстают от постоянно растущего уровня цен. Основной проблемой пенсионного обеспечения на данном этапе является низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения.
  • Объектом исследования выступает Пенсионный фонд РФ. Предметом исследования является формирование и использование средств фонда в рамках действующей пенсионной системы.
  • Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ деятельности Пенсионного фонда РФ, проблем и перспектив его развития.
  • Для реализации цели исследования необходимо решить следующие задачи:
  • 1. Изучить теоретические основы организации Пенсионного фонда РФ, его задачи и функции;
  • 2. Проанализировать источники формирования и направления использования средств бюджета Пенсионного фонда РФ;
  • 3. Показать становление действующей пенсионной системы в условиях пенсионной реформы РФ;
  • 4. Рассмотреть существующие проблемы пенсионной системы РФ и оценить перспективы ее развития;
  • 5. Проанализировать бюджет Пенсионного фонда РФ за 2010 год.
  • При написании данной курсовой работы были использованы такие методы научного исследования, как: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод. Источниками информации послужили Федеральные законы, труды отечественных авторов за период 2008-2010 г., аналитические доклады соответствующих министерств и периодические издания.
  • Курсовая работа изложена на 35 страницах машинописного текста, включает в себя введение, 4 главы, заключение, список литературы и 2 приложения.Библиографический список составляет 17 литературных источников.
  •  
  • Глава 1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда РФ
  • 1.1 Сущность, структура и функции Пенсионного фонда РФ
  • Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) -- крупнейшая система оказания социально значимых государственных услуг гражданам Российской Федерации.
  • ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд, и введен в действие с 1 января 1992 года Постановлением Верховного Совета РФ № 2122-1 от 27 декабря 1991 года. Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным правительству РФ и осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-I. ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
  • Денежные средства фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней других фондов и изъятию из ПФР не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 часть Федерального бюджета и является вторым по величине в Российской Федерации. Бюджет Пенсионного фонда РФ составляется на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета, с установленным нормативом оборотных денежных средств. Бюджет ПРФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ. Денежные средства обязательно хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии этих учреждений на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ. Контроль за использованием средств бюджета ПРФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством нашей страны.
  • В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и Федерального Закона № 167 - ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном страховании в Российской Федерации». Фонд и все его региональные отделения, создаваемые по решению Правления Пенсионного фонда РФ, являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.
  • Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
  • · учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • · назначение и выплата пенсий; среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащим и членам их семей, социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам), пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  • · назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. ;
  • · персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • · взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • · выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала; за 3,5 года ПФР выдал 2,2 миллиона сертификатов на получение материнского капитала - меры государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года появился второй или последующий ребенок. При этом 1,6 миллиона семей, имеющих сертификат, уже получили по линии ПФР единовременную денежную выплату из средств материнского (семейного) капитала, свыше 160 тысяч семей уже воспользовались материнским капиталом для погашения жилищных кредитов и займов;
  • · формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений; у более 68 миллионов человек формируется накопительная часть трудовой пенсии, средства которой отражаются в специальной части их индивидуального лицевого «пенсионного» счета. По закону средства пенсионных накоплений инвестируют на фондовом рынке, поэтому, ПФР осуществляет также взаимодействие с 57 управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию Внешэкономбанк, специализированным депозитарием и 129 негосударственными пенсионными фондами;
  • · реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»), которая дает возможность каждому гражданину, зарегистрированному в российской системе обязательного пенсионного страхования, увеличить свою будущую пенсию за счет собственных дополнительных взносов на накопительную часть пенсии и паритетного софинансирования со стороны государства, а также дополнительных взносов работодателей;
  • · администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию (с 2010 г.), которое включает в себя контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам;
  • · установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума (с 2010 г.).

Являясь полноправным членом Международной ассоциации социального  обеспечения (МАСО) и Международной  ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет практическую реализацию 13 международных договоров в области пенсионного обеспечения. Международное сотрудничество ПФР направлено на создание положительного имиджа страны как социального государства, основной целью которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предоставление государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты, а также гарантирование каждому гражданину социального обеспечения по возрасту, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. ПФР установил и развивает наиболее плодотворно партнерские отношения, прежде всего с ФРГ и Республикой Польша, а также поддерживает паритетные двусторонние отношения с социальными ведомствами Великобритании, Израиля, Испании, Финляндии, стран Центральной и Восточной Европы, а также стран Латинской Америки и АТР, периодически осуществляется сотрудничество со всеми ведущими странами мира.

Помимо этого, ПФР осуществляет финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения  и расходов на проведение мероприятий  по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам. В 2010 году на реализацию социальных программ 78 субъектов Российской Федерации Фондом направлено более 564 млн. рублей.

1.2 Источники и методы  формирования доходов бюджета  Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд ? наиболее крупный из всех внебюджетных фондов по величине мобилизуемых ресурсов. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75% средств внебюджетных социальных фондов.

Бюджет Пенсионного  фонда РФ формируется за счет следующих источников:

· страховых взносов;

· средств федерального бюджета;

· сумм пеней и иных финансовых санкций;

· доходов от размещения (инвестирования) временно свободных  средств обязательного пенсионного страхования;

· добровольных взносов  физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или  застрахованных лиц (или других поступлений, в том числе валютных ценностей);

· иных источников, не запрещенных  законодательством РФ.

При отсутствии у Пенсионного фонда собственных средств на финансирование выплат пенсий могут направляться полученные в банках кредиты и краткосрочные ссуды из местного бюджета.

Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой  части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок возмещения указанных средств определяется федеральным законом.

Страховые взносы являются преобладающими доходами Пенсионного фонда и уплачиваются субъектами пенсионного страхования, такими как: работодатели (юридические лица); крестьянские хозяйства; родовые семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве; нотариусы, занимающиеся частной практикой; частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей; работающие граждане и другие. Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ, общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия. Страховые взносы в Пенсионный фонд начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах независимо от источника их финансирования. Порядок уплаты и тарифы страховых взносов работодателями и гражданами в ПФР устанавливаются ежегодно законодательством РФ по представлению Правления Пенсионного фонда. На 2011 год страховые взносы установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", который предусматривает различные тарифы страховых отчислений в ПФР (см. приложение 1).

В 2011 году ставка страховых взносов возросла с 26% до 34%. Из них 26% работодатели будут платить  в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% - в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.

Помимо этого, с начала 2011 года изменился список тех, кто  имеет право на пониженный тариф  страховых взносов. Теперь в этот список дополнительно входят следующие организации:

· хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;

· организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента  технико-внедренческой особой экономической зоны;

· организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, при условии соблюдения условий установленных законодательством  о страховых взносах.

В 2011-2014 годах пониженные тарифы страховых взносов устанавливаются для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск и издание средств массовой информации. Льготы коснутся организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Льготы предусмотрены для определенных видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг.

С 2011 года законом предусмотрены  пониженные тарифы для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

Кроме того, с 2011 года работодатели, численность сотрудников которых  по состоянию на 1 января 2011 года составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью (в 2010 году эта норма составляла более 100 человек). Внедрение электронного документооборота между страхователями и органами ПФР сокращает трудозатраты как организаций, так и территориальных органов ПФР при приеме и обработке отчетности, обеспечивает своевременность и оперативность представления отчетности страхователями.

Расчет взносов производится с доходов каждого сотрудника, и потом эти рассчитанные взносы суммируются и уплачиваются сразу за всех работников по установленным реквизитам. Расчет в течение года ведется нарастающим итогом. Процентные ставки перестают взиматься, когда облагаемый взносами доход сотрудника за год превышает определенный лимит. В 2011 году данный лимит составляет 463 000 рублей. В 2010 году он составлял 415 000 рублей. Помимо вышеописанных взносов все страхователи уплачивают взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Эти взносы рассчитываются исходя из фонда оплаты труда. Тариф взноса зависит от отрасли экономики, которой соответствует осуществляемый основной вид деятельности организации. Тарифы установлены в пределах от 0,2% до 8,5 %. Внесенные Федеральным законом № 348-ФЗ от 08.12.2010 изменения коснулись в основном базы для обложения взносами на страхование от несчастных случаев. В Законе содержится новый Перечень, который приблизил базу для расчета взносов к базе, рассчитанной в соответствии с 212-ФЗ. В частности с 2011 года подлежит налогообложению компенсация неиспользованного отпуска, авторские выплаты, материальная помощь не облагается в сумме до 4000 рублей, материальная помощь при рождении ребенка до 50000 рублей. В соответствии с 331-ФЗ от 08.12.2010 сами тарифы взносов на страхование от несчастных случаев не изменятся.

Уплата страховых взносов  в ПФР перечисленными работодателями носит обязательный характер, причем платежи должны производиться ежемесячно в срок, установленный для получения  оплаты труда за истекший месяц. Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФР по месту регистрации в качестве плательщиков взносов. Работодатели ежемесячно уплачивают взносы в сроки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, уплачивают взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем начисления заработной платы. Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также выплачивающие суммы на оплату труда из выручки реализуемой продукции, выполнения работ и указания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан. Крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в фонд с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля следующего года. Доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с получением этого дохода. При нарушении установленных сроков уплаты взносов (независимо от причин нарушения) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается отделением ПФР с начислением пеней.

Помимо вышеперечисленного формирование средств ПФР может  происходить за счет средств, которые возмещаются ПФР Государственным фондом занятости населения РФ по причине назначения досрочной пенсии безработным, а также за счет средств, взыскиваемых с граждан и работодателей после предъявления им регрессных требований.

Наряду с бюджетным  финансированием и внебюджетными  социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные  пенсионные фонды (НПФ), функционирующие  на добровольной коммерческой основе (НПФ «Газфонд», НПФ «Благосостояние», НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ «Согласие» и т.д., согласно «Перечню негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию»). Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации "О негосударственных пенсионных фондах". С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного Пенсионного фонда. Негосударственный Пенсионный фонд - некоммерческая организация, цель деятельности которой связана с аккумулированием пенсионных взносов, размещением пенсионных резервов, учетом пенсионных обязательств фонда и выплатой негосударственных пенсий участникам фонда. Негосударственные Пенсионные фонды являются страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ.

Информация о работе Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации: общая характеристика источников и методы формирования