Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 12:53, курсовая работа
Деньги играют фундаментальную роль во всех современных экономиках. Более того, они кажутся столь естественной характеристикой экономики, что мы не представляем, какой была бы жизнь без них, вероятно, крайне трудной. Даже проведение простых операций купли продажи было бы слишком трудно и обременительно.
Введение……………………………………………………………... 2
1 Функция и происхождение денег…………………………............ 3
1.1 Сущность, понятия денег и бартера……………………………. 3
1.2 Свойства и виды денег…………………………………............. 10
1.3 Деньги в бартерной экономике………………………………... 13
2 Анализ денежно-кредитной политики…………………….......... 19
2.1 Кредитно-денежная политика Казахстана
за 2011 и 2012 гг……………………………………………………………. 19
2.2 Кредитная система Казахстана………………………………... 23
2.3 Действующая банковская система РК ……………………….. 28
3 Пути совершенствования денежного обращения……………… 33
3.1 Развитие денежного обращения……………………………… 33
3.2 Объединение функций обращения и платежа……………...... 35
3.3 Пути оптимизации организации денежного обращения….… 38
Заключение………………………………………………………… 45
Сократилось количество банков, нарушающих пруденциальные нормативы, с 30 (42,2 от общего количества) на 1 января 2006 г. до 20 (34,5 процентов) на 1 ноября 2007 г., что является результатом применения Национальным Банком более жестких мер к банкам, исключенным из Программы перехода к международным стандартам, вплоть до принудительной их ликвидации. За указанный период Национальный банк аннулировал лицензии у 7 банков в связи с их принудительной ликвидацией.
Капитал. Несмотря на сокращение общего количества банков, размер совокупного собственного капитала банковского сектора постоянно увеличивался (прирост с началу - 15,2 млрд. тенге или 32,1 процентов). При этом если в течение 1-го квартала 2007 года рост составил 2,4 млрд. тенге, те в течение последующих 7 месяцев - 12,8 млрд. тенге. В результате совокупный собственный капитал банковского сектора составил на 1 ноября 62,5 млрд. тенге. В тоже время валютный эквивалент размера собственного капитала на 1 ноября 2007 года составил составил 445 млрд. долл. США или на 21,2 процентов.
Можно отметить снижение доли 5 крупнейших банков в совокупном собственном капитале банковского сектора с 44,4 процентов на начало 2007 года до 40,1 процентов на 1 ноября 2000 года. Сводные показатели достаточности собственного капитала банковского сектора на 1.11.2007 г. составили:
- отношение капитала 1-го уровня к совокупным активам -0\ 15 (на 1.01.2007 г.-0,22);
- отношение
собственного капитала к
Активы, В течение прошедших 10 месяцев 2007 года совокупные активы увеличились с 195,8 млрд. тенге по состоянию на 1 января до 304,5 млрд. тенге по состоянию на 1 ноября (прирост на 108,7 млрд. тенге или 55,5 процентов), при этом валютный эквивалент активов сократился с 2337 млн. долл. США до 2166 млн. долл. США (сокращение - 171 млн. долл. США или 7,3 процентов).
Доля активов, деноминированных в иностранной валюте, достигла на 1 ноября 56,9 процентов от совокупных активов (на 1 января - 41,2 процентов). Доля 5 крупнейших банков в совокупных активах сократилась в течение года с 67 процентов до 64,5 процентов. Кредитный портфель банков второго уровня увеличился на 54,6 млрд. тенге или на 49,3 процентов, составив 165,3 млрд. тенге по состоянию на 1 ноября 2007 г. Доля кредитов, выданных в иностранной валюте, увеличилась с 51,5 до 59,5 процентов от размера кредитного портфеля. Динамику качества совокупного кредитного портфеля банков нельзя охарактеризовать однозначно. В частности, доля стандартных кредитов сократилась с 63,6 процентов на 1.01.2007 г. до 52,7 процентов на 1.11.2007 г. при одновременном увеличении доли сомнительных (с 31,7 процентов до 42,4 процентов), а доля безнадежных кредитов несколько снизилась (с4,7 процентов до 4,3 процентов). Сводные относительные показатели качества совокупного портфеля банковского сектора на 1.11.2006 г. составили:
- отношение классифицированных кредитов к собственному капиталу - 1,25 (на 1.01.2007 г. -0,85);
- отношение
сформированных провизии к собс
Следует отметить рост объема кредитов, выданных субъектам малого предпринимательства (прирост с начала года - 12.9 млрд. тенге или 51,4 процентов).
2.3 Действующая банковская система РК
Ключевое звено кредитной системы, контролирующее основную массу кредитных и финансовых операций, представляет банковская система.
Банковская система Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в Казахской ССР от 07 декабря 1990 г. стадию реформирования, перешла от чисто государственной модели к смешанной. В республике была сформирована так называемая двухуровневая банковская система, где верхний уровень был представлен Государственным банком Казахской ССР, а нижний - остальными банками, в состав которых вошли как существовавшие на тот момент государственные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешэкономбанк), так и вновь создаваемые негосударственные банки (акционерные, кооперативные, в форме хозяйственных товариществ и т.д.). Все банки нижнего уровня, включая государственные, были уравнены в своем статусе и объединены общей категорией "коммерческие". В дальнейшем госбанки преобразовались в акционерные (кооперативные, частные), приобрели новых участников, т.е. фактически утратили статус государственных. В этой части банковская реформа оказалась не совсем удачной, что побудило Правительство создавать новые государственные специализированные банки: Экспортно-импортный банк (1994 г.) для обслуживания внешнеэкономической деятельности государства, Государственный реабилитационный банк (1995 г.) для свертывания деятельности предприятия до жизнеспособного уровня и восстановления его платежеспособности, Республиканский бюджетный банк (1996 г.) для обслуживания бюджетных организаций, исполнения функций расчетно-кассовых центров, сбора общегосударственных налогов - фактического исполнения функций Казначейства. После распада СССР и обретения Казахстаном в 1991 г. статуса суверенного государства возникла необходимость дальнейшего реформирования банковской системы республики, создания ее правовой основы, принятия новых законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Данным обстоятельством было продиктовано принятие 13 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан" и 14 апреля 1993 г. Закона Республики Казахстан "О банках в Республике Казахстан". Принятие указанных нормативных актов закрепило двухуровневую банковскую систему и определило порядок взаимоотношений Национального банка Республики Казахстан с банками второго уровня. Кроме того, это способствовало созданию в Казахстане большого количества (около двухсот) банков второго уровня, что отвечало на первоначальном этапе экономических реформ требованиям развития рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной макроэкономической среды. В дальнейшем, в связи с усилением в государстве роли центральных органов исполнительной власти в лице Президента и Правительства, требований по выводу страны из глубокого экономического кризиса и приобретением важного атрибута суверенности - введением 15 ноября 1993г. национальной валюты - казахстанского тенге, а также введением в действие с 01 марта 1995 г. Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), возникла необходимость и было принято новое банковское законодательство. 30 марта 1995 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", а 31 августа 1995 г. - Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан". Основной целью принятия Указа "О Национальном банке Республики Казахстан" явилось более полное отражение роли Национального банка в осуществлении денежно-кредитной политики и адаптация закона к международным стандартам. Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности Нацбанка перед Президентом Казахстана и Высшими представительными органами республики порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем в Указе "О Национальном банке Республики Казахстан" четко и подробно изложен порядок взаимодействия Национального банка с Президентом и Парламентом. В частности, определена подотчетность Нацбанка только Президенту Республики Казахстан, с согласия и по поручению которого может осуществляться проверка деятельности Национального банка. Указ "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" имеет существенные отличия от старого Закона РК "О банках в Республике Казахстан": определены виды банков второго уровня - государственные, депозитные, инвестиционные, банки с иностранным участием, межгосударственные банки; все банки, кроме государственных, создаются только в форме акционерных обществ; разрешено создание ассоциаций (союзов) банков; впервые дано понятие небанковского финансового учреждения, которое не является "банком", но на основании лицензии Национального банка правомочно проводить отдельные виды банковских операций; более подробно и четко изложен порядок создания, реорганизации и ликвидации банков; введено новое понятие - "консервация банков", которое представляет собой проведение по решению Национального банка принудительных мероприятий и процедур в отношении банка в целях оздоровления его финансового положения и улучшения качества работы; предусмотрены новые виды банковских операций - клиринговые, ломбардные, выпуск платежных карточек и другие; установлены определенные требования к работникам, занимающим руководящие должности в банке; введен запрет на предоставление льготных условий лицам, связанным с банком особыми отношениями. Принятие новых законодательных актов в банковской сфере, ужесточение контроля и требований со стороны Национального банка РК к созданию и функционированию банков второго уровня - установление с 15 апреля 1995 г. минимального размера уставного фонда эквивалентного 1,5 млн. долларов США для банков, получающих лицензию на проведение валютных операций, привлечение вкладов населения и открытие филиалов; утверждение Правлением Нацбанка РК (с дальнейшими изменениями и дополнениями) Положения о ликвидации банков в Республике Казахстан от 09 февраля 1996 г., Правил выдачи, отзыва разрешения на создание, реорганизацию банка, лицензии на проведение банковских операций и иной банковской деятельности, их аннулирования и приостановления, дачи, отзыва, согласия на открытие, слияние филиалов и открытие представительств банка от 29 февраля 1996 г., Положения о пруденциальных нормативах от 29 февраля 1996 г, Положения о консервации банков в Республике Казахстан от 29 февраля 1996 г., Положения об основных условиях деятельности инвестиционных банков и операций банков с ценными бумагами от 28 марта 1996 г., Положения об условиях приобретения и осуществления права контроля над банком от 28 марта 1996 г., Положения о порядке перехода банков второго уровня к международным
стандартам от 10 мая 1996 г. (в новой редакции от 12 декабря 1996 г.), Положения о порядке принудительного выкупа и продажи акций банка, имеющего отрицательный размер капитала, от 31 декабря 1996 г. - все это подтвердило стремление государства усилить контроль над банковским сектором и привело к тому, что количество банков в Казахстане стало сокращаться. Если по состоянию на 01 марта 1995 г. общее количество банков второго уровня в республике составляло - 178 (Вестник Национального банка N 1 от 28.04.1995 г.), на 01 сентября 1995 г. - 147 (ВНБ N 9 от 15.09.1995 г.), на 20 апреля 1996 г. – 117 (ВНБ N 24 от 30.04.1996 г.), то на 17 сентября 1996 г. в Казахстане количество банков сократилось до 102, из которых еще несколько десятков, по прогнозам, в период 1997-98 гг. будут ликвидированы или реорганизованы. На последней пресс-конференции в январе 1997 г. Председатель Национального банка Республики Казахстан г-н Джандосов У.А. подтвердил, что общая линия Правительства и Нацбанка по-прежнему направлена на то, чтобы уменьшить количество банков. Причины ликвидации банков, по словам руководства Нацбанка, в каждом отдельном случае разные, но по большей части они заключаются в невыполнении пруденциальных нормативов, которые устанавливаются Национальным банком, либо в слиянии или поглощении одних банков другими. Все эти меры, по мнению государства, должны привести к созданию (сохранению) наиболее устойчивых и крупных банков второго уровня, стабилизации денежно-кредитной системы в Казахстане и возможности ее стратегического прогнозирования (регулирования).Особое отношение государства, в определенном смысле - привилегированное, к банковской среде, как основному элементу финансовой системы, подтверждается и тем, что, одновременно с принятием новых законодательных актов в банковской сфере, 07 сентября 1995 г. было принято дополнение в ст. 3 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), в соответствии с которым отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, отчетностью и аудиторской проверкой деятельности банков, лицензирование отдельных видов банковских операций, регулируются Кодексом лишь в части, не противоречащей действующему банковскому законодательству. Эта тенденция сохранилась и в настоящий момент, о чем свидетельствует внесение 07 декабря 1996 г. ряда изменений и дополнений в законодательные акты Республики Казахстан - Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу Закона, "О Национальном банке Республики Казахстан", "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "О хозяйственных товариществах", "О ценных бумагах и фондовой бирже", в соответствии с которыми предусматривается возможность и основания принудительного выкупа акций банков и небанковских финансовых учреждений, в случае наличия у них отрицательного размера капитала. Указанное решение может приниматься Национальным банком по согласованию с Правительством на условиях обязательной последующей
незамедлительной реализации выкупленных акций новым инвесторам "в целях усиления интересов кредиторов банков второго уровня и обеспечения
устойчивости банковской системы республики".
Нестабильное финансовое состояние банков Казахстана в настоящее время вынуждает Национальный банк и Центральные органы власти Республики Казахстан осуществлять указанное выше вмешательство в банковскую среду с целью поиска путей выхода из кризиса. Ликвидация 04 октября 1996 г. крупного банка республики - ОАО "Крамдс Банк", слияние 15 января 1997 г. крупных и имеющих широкую сеть филиалов -ОАО "Туранбанк" (до 1991 г. - Промстройбанк) и ОАО "Алем Банк Казахстана" (до 1991 г. - Внешэкономбанк) в один банк с принудительным выкупом акций и 100%-й продажей их Правительству Республики Казахстан в лице Министерства финансов (все названные банки находились в кризисном состоянии и имели миллиардные суммы отрицательного капитала в тенге); передача на обслуживание в Государственный реабилитационный банк неплатежеспособных предприятий (отбор предприятий производится Межведомственной комиссией и Правительством Республики Казахстан из перечня неплатежеспособных предприятий, который был сформирован Агентством по реорганизации предприятий); изменение действующего банковского и гражданского законодательства, - все это в целом, с одной стороны вызывает определенные опасения в плане ограничения прав собственников, а с другой - внушает надежду на скорый выход из финансового и банковского кризиса.
3 Пути совершенствования денежного обращения
3.1 Развитие денежного обращения
Изначально меновым
эквивалентом служили многие товары,
такие как меха, соль, однако с
развитием международной
Процесс вытеснения золота как средства обращения интенсивно осуществлялся уже в XVIII - XIX веках, то есть в те годы, когда золотой стандарт еще развивался по восходящей линии. Уменьшение доли золота в денежной массе наблюдалось в империалистических государствах и в начале нашего века. Во время первой мировой войны золото окончательно исчезло из обращения. Это было первым этапом демонетизации желтого металла. Вторым этапом послужило дальнейшее ослабление не только фактической, но и формальной связи бумажных денег с официальными золотыми запасами, которое продолжалось и в самые последние годы. Сейчас наблюдается уже даже не замедление приростов запасов развитых капиталистических государств по сравнению с приростом денежной массы, а абсолютное уменьшение этих запасов (в натуральном измерении). Тот факт, что эта тенденция развивается, несмотря на постоянный бурный рост цен желтого металла на капиталистических рынках за те же годы, лишний раз подчеркивает глубину существующего в настоящее время разрыва золота со сферой денежного обращения.
Золото не только перестало служить средством обращения, но, что самое важное, перестало быть теми истинными деньгами, которые должны были бы представлять в обращении простые бумажные знаки, если бы с времен домонополистического капитализма денежное обращение не претерпело никаких принципиальных изменений.
Золотой запас государства теперь не определяет курс кредитных денег в решающей степени. Другими словами, его влияние теперь не больше, а в определенных ситуациях и меньше, чем влияние запасов любого другого товара адекватной стоимости. В качестве обоснования этого тезиса можно привести хотя бы тот факт, что уменьшение золотого запаса США за десять лет (1958 - 1968 гг.) почти вдвое отнюдь не привело к такому же обесценению доллара, несмотря на то, что количество американской валюты в обращении за этот период возросло с 32,3 млрд. до 51,0 млрд. долл. Покупательная способность доллара за этот период действительно уменьшилась, причем заметно - на 15 - 20%. И все-таки это не идет ни в какое сравнение с тем, чего следовало бы ожидать, если бы золото оставалось истинными деньгами.
Таким образом, современные
бумажные деньги, кредитные по своей
природе, не имеют никакой связи
(даже "завуалированной", "модифицированной"
и т. д.) с золотом. Золото как средство
обращения всегда демонетизировалось,
когда его меновая стоимость опускалась
ниже его стоимости как товара. Законодательные
же действия буржуазного государства
в настоящее время лишь зафиксировали
тот факт, что в условиях современного
государственно-
Итак, сегодня нигде в мире золото больше не служит орудием обращения. Да и необходимости в этом нет уже давно. В то же время, как это ни странно, можно еще услышать утверждения, будто золотые монеты стремятся вернуться в оборот. Так ли это?
Дело в том, что целый
ряд стран действительно