Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 11:15, курсовая работа
Современная денежная система России имеет длительную историю. Серебряные деньги находились в обращении еще в Древней Руси. В XI-XII веке монеты были частично заменены платежными слитками из серебра, именуемыми гривнами. Первоначально рубль был синонимом гривны, позднее название денежной единицы закрепилось за рублем, весовой единицы - за гривной. Платежные слитки в форме гривен и полугривен, рублей и полтин, будучи неразменными, обслуживали лишь крупные оптовые сделки, поэтому объективной необходимостью было появление монет, используемых в розничной торговле.
Введение…………………………………………………………………...…….….……3
Глава 1. Определение денежной реформы……………………………………...…..4
1.1 Типы денежных системы……………………………………………………....….4
1.2 Понятие денежной реформы…………………………………………………....…6
ГЛАВА 2. Денежные реформы в истории России…………………………………….8
2.1 Денежные реформы XVI- XVII веков…………..……………………………….…8
2.2Денежная реформа Петра I…………………………………………………………8
2.3Денежная финансовая система России XVII – XIX веков………………………..10
2.3 Реформирование финансовой системы Бунге и Вышнеградским………..…12
2.5 Денежная реформа 1895—1897 годов…………………………………………...16
2.6 Денежные реформы в СССР. ……………………………………………………...17
2.7 Реформы Российской Федерации……………………………………......................25
Заключение…………………………………………………………………………...….28
Список литературы……………………………………………………………………...31
С целью
оградить денежные знаки от обесценения
при начислении заработной платы
был введен условный твердый измеритель
–
"товарный" рубль. Деньги, поступающие
во вклады в сберегательные кассы, выражались
в "золотых" рублях и выдавались советскими
бумажными рублями по курсу "золотого"
рубля на день снятия вклада.
12 декабря
1921 года было опубликовано
В ходе подготовки к денежной реформе в стране были проведены деноминации государственных денежных знаков. При деноминации в ноябре 1921 года 1 рубль образца 1922 года приравнивался к 10 000 рублей всех ранее выпущенных и находящихся в обращении денежных знаков. В октябре 1922 года была проведена следующая деноминация: 1 новый рубль образца 1923 года приравнивался к 100 рублям образца 1922 года или к 1 млн. рублей всех ранее выпущенных знаков.
С течением времени государственному банку было предоставлено право выпустить банковские билеты в золотом исчислении достоинством 1, 2, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Целесообразность выпуска червонцев мотивировалась в постановлении Совнаркома необходимостью увеличения оборотных средств и урегулирования денежного обращения.
Банковские билеты 1922 года сохраняли платежную силу вплоть до проведения денежной реформы в декабре 1947 года, а практически были заменены билетами новых образцов к началу 30-х годов.
Страна
находилась на пути к стабилизации
денежного обращения. К концу 1923
года червонец на внутреннем рынке
вытеснил из платежного оборота золотую
монету и иностранную валюту. Появление
червонцев внесло серьезные изменения
в денежную систему страны. Во-первых,
это были деньги, полностью обеспеченные
платиной, золотом, серебром, иностранной
валютой и товарами повышенного
спроса. Государственные гарантии червонцев
были твердыми: 1 червонец обменивался
на 8.6 г чистого золота. Во-вторых, твердо
увязывалось количество выпускаемых в
обращение червонцев с потребностями
товарооборота.
Таким образом, впервые после революции
в стране появились кредитные деньги,
выпуск которых положил начало денежной
реформе в стране.
Совзнаки в период денежной реформы по отношению к червонцу являлись разменными деньгами. В феврале 1924 года на завершающем этапе денежной реформы в качестве устойчивых денег достоинством менее 1 червонца были выпущены Государственные казначейские билеты СССР образца 1924 года. По мере осуществления реформы происходила унификация денежной системы в стране.
В результате денежной реформы 1922-1924 годов в СССР была создана устойчивая денежная система. Билеты Государственного банка РСФСР и государственные денежные знаки РСФСР являлись законным средством платежа на территории не только РСФСР, но и других советских республик.
На рубеже
1920-30 годов разразился самый крупный
в истории мировой
Во-первых, он побуждал Советский Союз к мобилизации экспортных возможностей, чтобы накопить валюту для массовой закупки оборудования. Возникшей благоприятной ситуацией на мировых рынках нельзя было не воспользоваться.
Во-вторых,
он обусловил целесообразность концентрации
ресурсов в руках государства
в целях проведения ускоренной индустриализации.
В 30-40-е гг. завершается индустриализация
страны, начатая в дореволюционный период,
и СССР превращается в преимущественно
индустриальное по типу общество со своей
особой структурой, отличной от индустриально-
Характерной для 30-х годов в СССР стала налоговая реформа 1930 года. Вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, которые регулировали производственную деятельность предприятий, было введено 2 основных вида: налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался один вид – подоходный налог).
На протяжении 1930-32-х годов фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит как таковой, т.е. предоставление подлежащих возврату ссуд под процент, был заменен централизованным финансированием. В эти же 30-е годы был принят ряд законов, направленных на укрепление трудовой дисциплины. Прежде всего, директора предприятий получили большие полномочия по управлению всеми сторонами производственной деятельности. Они могли единолично уволить рабочих, не согласовывая это, как раньше, с профсоюзными комитетами. За прогулы, т.е. самовольный невыход на работу, рабочего могли уволить или отдать под суд.
7 августа
1932 года был принят самый
10 лет также с конфискацией имущества.
После Второй мировой войны период с конца 40-х-начала 50-х гг. ознаменовался новым циклическим проявлением тенденции рыночного развития в СССР с последующими серьезными изменениями в политической системе, созданной Сталиным. Стартовым этапом этой волны в экономике можно считать проведение денежной реформы в декабре 1947 года. Денежная реформа и одновременная отмена карточной системы проводились с учетом опыта реформы 1922-1924 года. Тщательная подготовка к ней началась уже в 1943 году, когда Сталин поставил эту задачу перед тогдашним министром финансов. Денежная реформа строилась на следующих основаниях: старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивались на новые полноценные образца 1947 года. Все наличные деньги, имевшиеся у населения, государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10 рублей старых денег на 1 рублей новых. Разменная монета обмену не подлежала и оставалась в обращении по номиналу. В сберегательных кассах была произведена переоценка вкладов и текущих счетов населения на день выпуска новых денег по такому принципу: вклады в размере до 3 тыс. рублей оставались без изменения в номинальной сумме, т. е. переоценивались рубль за рубль; по вкладам, превышавшим указанную сумму, во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.; следующая сумма, не превышающая 10 тыс. рублей, определялась из расчета за 3 рубля старых денег— 2 рубля новых, а остальная сумма вклада, превышающая 10 тыс. рублей, была переоценена в соотношении 2 рубля старых денег на 1 рубль новых. Переоценивались и денежные средства, находившиеся на расчетных и текущих счетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов. Их средства определялись из расчета: за 5 рублей старых денег — 4рубля новых.
Выделим несколько существенных особенностей денежной реформы 1947 года:
Во-первых, она отменила параллельное существование двух систем цен: твердых, гарантированных государством и реализуемых по карточкам, и рыночных, зависящих от соотношений спроса и предложения.
Во-вторых, денежная реформа по характеру проведения была нацелена на защиту экономических интересов низко-доходной части населения, нанося одновременно удар по спекулянтам и «теневой экономике». Отметим и такую любопытную деталь. То, что от ее проведения в наибольшем выигрыше оказались держатели вкладов в государственные сберегательные кассы, надолго заложило привычку у основной массы населения хранить свои денежные накопления в сберегательных вкладах. Этим был создан устойчивый и постоянный источник инвестиционной активности государства.
Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на 15 лет (до конца 50-х годов.) удалось сохранять товарно-денежную сбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Периодом внедрения различных хозяйственных нововведений, в содержании которых нарастала рыночная ориентация, стали 50 - 60-е годы. Выделим в их проведении несколько этапов и характерных черт.
Начальная
попытка реформирования была связана
с ослаблением
Серьезная попытка изменения механизма управления произошла в 1957 году уже при Н. С. Хрущеве, и она связана с переходом от отраслевого к территориальному принципу управления народным хозяйством. В этом году были ликвидированы все общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства хозяйственного профиля и вместо них сформировано 105 экономических районов, управление промышленностью и строительством которых возлагалось на Советы народного хозяйства.
Экономическое
положение внутри страны на рубеже
50-60-х годах. оставалось достаточно
напряженным. Стала более заметной
инфляция. Первым шагом к решению
проблемы в этом направлении была денежная
реформа. С 1 января 1961 года в обращение
вводились новые купюры. Обмен старых
денег производился в пропорции 10:1, в той
же пропорции менялись цены и заработная
плата.
Следующим шагом можно считать решение
правительства о всеобщем снижении тарифных
расценок в промышленности примерно на
30 %. Эти решения вызвали недовольство
и привели к стихийным выступлениям рабочих.
Самое крупное из них было в Новочеркасске,
где власти вывели против рабочих танки
и применили оружие. Десятки человек погибли,
9 человек были приговорены к смертной
казни, множество людей приговорены к
различным срокам заключения.
Уместно отметить, что это событие в Новочеркасске
всячески замалчивалось, и подробности
расстрела были опубликованы в газетах
уже в конце 80-х годов.
Наконец, в 1964-1965 годах началась хозяйственная реформа в СССР, главным вдохновителем которой был А. Н. Косыгин и которая должна была обеспечить существенный сдвиг экономической системы в переходе к рыночному механизму хозяйствования за счет расширения хозяйственной самостоятельности и ответственности, ориентации производственных единиц на получение прибыли и создание экономической заинтересованности в улучшении производственных результатов.
От попыток
реформ к кризису командно-
В сентябре
1965 года на Пленуме ЦК было принято
постановление «Об улучшении управления
промышленностью, совершенствовании планирования
и усилении экономического стимулирования
промышленного производства», в соответствии
с которым в стране началась новая экономическая
реформа. Было решено упразднить совнархозы
и вернуться к отраслевому принципу управления.
Были вновь образованы союзно-республиканские
и общесоюзные министерства по отраслям
промышленности.
Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее не только с централизованным повышением тарифных ставок, но и с материальным стимулированием работников за счет использования части доходов предприятия, увязать оплату труда с общими итогами работы. На предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать фонды экономического стимулирования: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства. За счет этих фондов можно было премировать работников в соответствии с трудовыми показателями, строить жилье и учреждения культурно-бытового назначения, расширять производство.
Это означало,
что предприятиям предоставлялась
оперативно-хозяйственная
Первые
шаги реформы вселяли надежду. Ускорился
экономический рост. Восьмая пятилетка,
совпавшая по времени с проведением
реформы, оказалась по ряду важнейших
экономический показателей
От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия возможности делать чего-либо кроме выполнения плана любой ценой. Планировалась вся номенклатура изделий ( по стране более 20 млн. ), показатели, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику. Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет, а в развитых индустриальных странах этот срок не превышал нескольких лет.
Информация о работе Денежные реформы и становление денежной системы