Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа
На первый взгляд дело обстоит весьма просто. Правительство может остановить спад и предотвратить инфляцию, воздействуя на поток совокупных расходов. Но, к сожалению, способность правительства предотвратить инфляцию или спад очень мала, во всяком случае, во много раз уступает его способности создавать и усугублять эти проблемы.
У правительства существует одна обязанность, которая в наши дни привлекает к себе почти столько же внимания прессы и общественности, сколько все остальные вместе взятые, - это обязанность предотвращать, устранять или каким- то другим образом контролировать инфляцию и спады производства.
Введение 4
1. Денежная система государства и ее элементы 5
1.1 Сущность денег 5
1.2 Функции и формы денег 5
1.3 Денежная система и её элементы 6
2. Денежный рынок и равновесие на нем 8
2.1 Деньги как средство обращения 9
2.2. Деньги как средство сохранения богатства, их ликвидность 8
2.3. Денежный рынок 9
2.4 Равновесие на денежном рынке 10
3. Сущность, функции и формы кредита 13
3.1 Сущность кредита 13
3.2 Функции кредита 14
3.3 Формы кредита 14
4. Банки в кредитно- банковской системе государства 16
4.1 Кредитная система страны 16
4.2 Банки 17
4.3 Банковская система 19
4.4 Деятельность банковской системы 19
4.5 Состояние банковской системы в России 20
5. Денежно-кредитная политика как форма государственного регулирования экономики 22
5.1 Денежно–кредитная политика, её цели и задачи 22
5.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования 22
5.3 Политика ЦБ по регулированию экономической ситуации 24
5.4 Регулирование совокупного спроса. Федеральный бюджет как инструмент фискальной политики 24
5.5 Денежная политика государства 26
5.6 Основные каналы влияния денежной массы на национальную экономику 27
Заключение 32
Литература 34
Когда начинается экономический спад, доходы корпораций и частных лиц сокращаются, а значит, автоматически сокращается и сумма налоговых поступлений. Налоги с этих двух доходов, составляющих основу доходной части федерального бюджета, берутся по прогрессивной шкале. Поэтому сокращение доходов ведет к еще более быстрому сокращению налогов. Кроме того в это время государство предоставляет населению дополнительные доходы: экономический спад автоматически увеличивает общую сумму пособий по безработице и др. социальных выплат. Эти автоматические приросты доходов во время спада действуют как стабилизаторы, компенсирующие колебания доходов, а следовательно, колебания частных расходов.
Допускать
возникновение бюджетного дефицита
или наоборот, бюджетные излишки,
и ничего не предпринимать по этому
поводу – тоже своего рода бюджетная
политика.
5.5
Денежная политика
государства
Денежная политика- это политика, предотвращающая нежелательные колебания совокупного спроса через планируемые изменения резервов коммерческих банков или их резервных нормативов. Лишь в последние 35 лет или около того денежная политика получила у экономистов равный с фискальной политикой статус.
Дефицит
государственного бюджета воздействует
на денежную сферу. Это воздействие
проявляется в современном
С
другой стороны денежную политику можно
проводить независимо от фискальной.
Государственные займы и
Денежная политика на самом деле влияет на процентные ставки. Когда ЦБ увеличивает резервы банков (проводит политику легкого кредита), банки могут давать больше займов. Получить кредит становится проще, и процент снижается, по крайней мере, временно.
Рост денежной массы приведет к росту совокупного спроса. Если при этом увеличивается спрос потребителей, инвесторов и правительства на кредит, то процентные ставки снова будут двигаться вверх.
Денежная политика, в конечном итоге, сдвигает и предложение денег, и спрос на них, причем в одном направлении. Если стимулирующая денежная политика чрезмерно ускоряет рост совокупного спроса, то цены начинают повышаться.
Денежная
политика, как и фискальная, может
скорей изменить совокупный спрос, чем
стабилизировать его.
5.6
Основные каналы
влияния денежной массы
на национальную экономику
1. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена, или, иначе, уравнением количественной теории денег:
MV=PQ
где М –количество денег в обращении, или денежное предложение;
V- скорость обращения денег; Р –средняя цена товаров и услуг; Q –количество товаров и услуг, проданных за определенное время (обычно за год).
Произведение PQ равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Qt) примерно равно объему производства за то же время (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. поскольку доля таких товаров в общем объеме кругооборота очень мала, экономисты допускают равенство
Qt= Yt.
Если Р – средняя цена единицы произведенной продукции, то
MV=PY
где PY – объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП (валовый национальный продукт). Тогда Y можно рассматривать, как реальный объем ВНП , а Р- как дефлятор ВНП.
Отсюда
Номинальный объем ВНП
М
Сторонники
количественной теории денег полагают,
что вполне корректно сделать
допущение о постоянстве
Если
величина V постоянна, её можно
заменить определенным коэффициентом
k , тогда уравнение количественной
теории денег примет вид:
kM = PY
В такой записи уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. То есть изменение количества денег в обращении должно вызвать пропорциональное изменение объема номинального ВНП, или, иначе, объем производства в денежном выражении определяется количеством денег в обращении при допущении постоянной скорости их вращения.
Следовательно, изменение объема номинального ВНП обусловлено только изменением уровня цен. Таким образом, в соответствии с количественной теорией денег уровень цен пропорционален количеству денег в обращении.
В свою очередь, изменение уровня цен – это показатель темпа роста инфляции.
Функция контроля за денежным предложением возложена на Центральный Банк. Если ЦБ успешно её выполняет, то он имеет реальную возможность в значительной мере контролировать и темп инфляции в стране.
2. Рассмотрим теперь влияние денежной массы на национальную экономику теперь с другой стороны. Для этого выразим количество денег в обращении через количество товаров и услуг, которые можно купить на эти деньги, т.е. через их покупательскую способность, зависящую от уровня цен.
Количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную массу, находящуюся в обращении, выражается как М/Р и называется реальными денежными остатками, или запасами денежных средств в реальном выражении.
Из схемы кругооборота благ и доходов в рамках национальной экономики следует, что ВНП характеризует так же общий объем доходов и расходов в экономике, т.е. если рассматривать Y как общий доход, то в уравнении количественной теории денег V будет скоростью обращения денег по отношению к доходу., т.е. покажет среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица. Если допустить, что величина V постоянна и обозначить её через коэффициент 1/k , то, получим М/Р=kY, т.е. предложение запаса реальных денежных средств пропорционально доходу.
Введем дополнительное условие, а именно равенство спроса на реальные денежные остатки (М/Р)d и их предложение (М/Р), тогда (М/Р)d= kY. Таким образом, рост общего дохода в национальной экономике стимулирует хранение богатства в виде денег.
3. Ещё один канал влияния денежной массы на национальную экономику связан с понятием номинальной и реальной ставок процента.
Номинальная ставка процента- это банковский процент. Реальная ставка процента характеризует реальную покупательную стоимость номинального процента и выражается как
r = i - П / 1+П
где i –номинальная ставка процента; П темп инфляции.
Отсюда номинальная ставка процента
i = r + П + R
В
соответствии с количественной теорией
денег изменение темпа прироста
денежной массы в обращении вызывает
изменение темпа инфляции. В свою
очередь темп инфляции оказывает
непосредственное воздействие на реальную
ставку процента и позволяет создать модель
номинальной ставки процента. Соотношение
номинальной ставки процента и темпа инфляции
в экономике известно как эффект Фишера.
Согласно этому эффекту динамика номинальной
ставки процента совпадает с динамикой
ожидаемого темпа инфляции. (Например,
падение темпа инфляции в России с мая
1994 г. и последовавшее за этим снижение
уровня номинальной ставки процента).
Заключение
Таким образом, денежно-кредитная система государства состоит из нескольких составных частей.
Денежная система государства, основу которой составляют деньги, являющиеся важнейшей макроэкономической категорией. Деньги опосредуют кругооборот доходов и продуктов в национальной экономике. Цена денег формируется на денежном рынке в результате взаимодействия спроса и предложения денег. Равенство спроса на деньги и предложение денег свидетельствует о равновесии на денежном рынке. Равновесие между спросом и предложением на денежном рынке осуществляет правительство. Оно имеет два набора инструментов, с помощью которых может воздействовать на совокупный спрос: фискальная и денежная политика.
Рассмотренный в данной работе механизм удержания равновесия на денежном рынке с помощью подвижной савки процента может и успешно работает в сложившейся рыночной экономике. Однако, в условиях переходной экономики проблему равновесия на денежном рынке только с помощь. Подвижной процентной ставки не решить, т.к. обычно эту проблему приходится решать в совокупности с другими - обеспечения бюджетной стабильности, нормализации финансового положения, укрепления внутренней валюты.
Кредитная
система государства
Регулирование денежной и кредитной системой осуществляет денежно- кредитная политика государства. Денежно-кредитная политика – это совокупность государственных мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы.
Литература
1. Волкова О.И.- Экономика предприятия, изд-во «Инфра-М», М., 1999
2. Доллан Э. ДЖ. Кэмпбелл К.Д. , Кэмпбелл Р. Дж. Деньги ,банковское дело и кредитно-денежная политика.- М.-Л., 1991