Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:02, курсовая работа
На первый взгляд дело обстоит весьма просто. Правительство может остановить спад и предотвратить инфляцию, воздействуя на поток совокупных расходов. Но, к сожалению, способность правительства предотвратить инфляцию или спад очень мала, во всяком случае, во много раз уступает его способности создавать и усугублять эти проблемы.
У правительства существует одна обязанность, которая в наши дни привлекает к себе почти столько же внимания прессы и общественности, сколько все остальные вместе взятые, - это обязанность предотвращать, устранять или каким- то другим образом контролировать инфляцию и спады производства.
Введение 4
1. Денежная система государства и ее элементы 5
1.1 Сущность денег 5
1.2 Функции и формы денег 5
1.3 Денежная система и её элементы 6
2. Денежный рынок и равновесие на нем 8
2.1 Деньги как средство обращения 9
2.2. Деньги как средство сохранения богатства, их ликвидность 8
2.3. Денежный рынок 9
2.4 Равновесие на денежном рынке 10
3. Сущность, функции и формы кредита 13
3.1 Сущность кредита 13
3.2 Функции кредита 14
3.3 Формы кредита 14
4. Банки в кредитно- банковской системе государства 16
4.1 Кредитная система страны 16
4.2 Банки 17
4.3 Банковская система 19
4.4 Деятельность банковской системы 19
4.5 Состояние банковской системы в России 20
5. Денежно-кредитная политика как форма государственного регулирования экономики 22
5.1 Денежно–кредитная политика, её цели и задачи 22
5.2 Инструменты денежно-кредитного регулирования 22
5.3 Политика ЦБ по регулированию экономической ситуации 24
5.4 Регулирование совокупного спроса. Федеральный бюджет как инструмент фискальной политики 24
5.5 Денежная политика государства 26
5.6 Основные каналы влияния денежной массы на национальную экономику 27
Заключение 32
Литература 34
Банковские услуги – это важнейшие посреднические операции, включающие инкассовые операции, заключающиеся в получении банком по поручению клиента денег по денежным и товарно-расчетным документам, а так же передаче средств от одних клиентов другим;
Всего
современные банки выполняют
до 100 видов операций и услуг, которые
тесно связаны между собой.
4.3
Банковская система
Современная банковская система может быть весьма разнообразной, но в её основе можно выделить 3 группы: Центральный банк, коммерческие банки и специальные финансово-кредитные учреждения.
Важнейшим элементом банковской системы является Центральный банк, основной задачей которого является обеспечение стабильности денежного обращения и проведение единой политики государства в области кредита, денежного обращения, расчетов и валютных отношений. С этой целью центральный банк осуществляет эмиссию денег и организацию их обращения, аккумулирует и хранит кассовые резервы других кредитных учреждений, обеспечивает кредитование коммерческих банков и осуществляет контроль за их деятельностью. С этой целью используются операции на открытом рынке, политика учетной ставки и политика минимальных резервов.
Вторым важнейшим звеном современной банковской системы являются коммерческие банки. Коммерческие банки- учреждения универсального характера, которые принимают и размещают денежные вклады, привлекают и предоставляют кредиты, осуществляют расчеты по поручению клиентов и банков- корреспондентов и их кассовое обслуживание.
Третье
звено банковской системы – специализированные
кредитно- финансовые учреждения, которые
занимаются кредитованием определенных
сфер и отраслей хозяйственной деятельности.
К их числу относятся инвестиционные банки,
сберегательные учреждения, страховые
компании, пенсионные фонды и инвестиционные
компании.
4.4
Деятельность банковской
системы
Деятельность банковской системы связана с возможностью
денежно- кредитной системы создавать дополнительные, так называемые банковские деньги. Создание денег денежно- кредитной системой основано на её возможности хранить только часть полученных депозитов, а другую часть отдавать в виде займов заинтересованным лицам и учреждениям. Остающаяся в хранилищах банков часть средств носит название резервов. Минимальная сумма резервов, которую обязаны держать банки (в соответствии с указанием Центрального банка) представляет собой резервные требования. Каждый отдельный банк может давать ссуду из своих избыточных резервов.
Таким
образом, объем избыточных резервов
представляет собой тот предел создания
денег, который касается каждого отдельного
банка. Этот предел не распространяется
на систему коммерческих банков. Система
коммерческих банков может предоставлять
взаймы, то есть создавать «банковские
деньги», умножая свои избыточные резервы.
Числовой коэффициент, показывающий во
сколько раз возрастет или сократится
денежное предложение, в результате увеличения
или сокращения вкладов в банковскую систему
на одну денежную единицу или отношение
новых денег к общим резервам, представляет
денежный мультипликатор. Денежный
мультипликатор является величиной,
обратной уровню резервных требований.
4.5
Состояние банковской
системы в России
В РФ в последние годы особенно после финансового кризиса августа 1998 года, произошло сокращение количества банков, прежде всего за счет разорения мелких банков. Несмотря на это, мелкие банки продолжают численно преобладать в российской банковской системе. Это делает её недостаточно устойчивой и эффективной, так как мелкие банки не могут обеспечивать необходимого кредитования экономики в условиях начинающегося экономического роста.
В связи с этим необходимо реформирование банковской системы, направленное на развитие процесса концентрации и централизации банковского капитала. Одним из возможных путей такого развития является интеграция банковского и промышленного капиталов. Формой такой интеграции являются финансово – промышленные группы (ФПГ). Возникновение этих групп, начавшиеся в РФ в середине 90- х годов, означает начало крупной структурной перестройки промышленного и банковского капитала России.
Особенно
успешно развиваются те ФПГ, которые
формируются по инициативе банков и
управляются ими. Наиболее крупные
банки выдают кредиты только тем
промышленным предприятиям, в которых
они имеют контрольные или крупные
пакеты акций и непосредственно участвуют
в управлении.
5.
Денежно- кредитная
политика как форма
государственного
регулирования экономики
5.1
Денежно – кредитная
политика, её цели
и задачи
Денежно- кредитная политика - это совокупность государственных мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы.
Основные цели и задачи денежно- кредитной политики:
Осуществляет денежно- кредитную политику в России - Центральный Банк страны.
В
самом общем виде достижение указанных
целей денежно- кредитной политики
осуществляется следующим образом:
в периоды экономического спада
ЦБ проводит политику, направленную на
расширение предложения денег (экспансионистская
политика); в период «перегрева» экономики,
ускоренного экономического роста ЦБ,
наоборот, сдерживает рост денежной массы
или вовсе прекращают предложение денег.
5.2 Инструменты денежно- кредитного регулирования
Инструменты денежно- кредитного регулирования делятся на инструменты прямого и косвенного регулирования.
Инструменты прямого регулирования:
Инструменты косвенного регулирования:
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Увеличение нормы резервов ведет к сокращению денежной массы и наоборот. Таким образом, ЦБ может оказывать влияние на динамику предложения денег.
Учетная ставка рефинансирования - это ставка процента, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Повышение учетной ставки ведет к сокращению предложения денег в экономике, а её снижение ведет к увеличению предложения денег.
Операции
на открытом рынке как инструмент денежного
регулирования предполагает покупку или
продажу ЦБ страны государственных ценных
бумаг. Покупая ценные бумаги у коммерческих
банков, ЦБ тем самым увеличивает денежные
ресурсы коммерческих банков, повышая
их кредитные возможности, и способствует
росту предложения денег. Эффект от продажи
ценных бумаг – обратный.
5.3
Политика ЦБ по
регулированию экономической
ситуации
В зависимости от экономической ситуации ЦБ проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег.
Если
в экономике имеют место
Увеличение денежного предложения понизит учетную ставку, вызовет рост инвестиций и повышение деловой активности.
Если в стране наблюдается инфляция, то следует проводить политику «дорогих» денег, которая делает кредит дорогим и труднодоступным. Для сокращения денежного предложения проводят следующие меры:
Если
резервы банков окажутся малы против
вкладов, то банки сократят ссуды
и другие операции, связанные с
расходом денег. Денежное предложение
сократится, процентная ставка повысится.
Её рост сократит инвестиции, ограничит
инфляцию.
5.4
Регулирование совокупного
спроса. Федеральный
бюджет как инструмент
фискальной политики
У правительства есть два набора инструментов, с помощью которых оно может воздействовать на совокупный спрос: фискальная и денежная политика. Фискальная политика - бюджетная политика, политика, направленная на то, чтобы смягчить колебания совокупного спроса с помощью бюджетного дефицита или избытка (предотвращение нежелательных изменений совокупного спроса посредством планируемых изменений государственных расходов и налогов).Денежная политика преследует ту же цель, но через изменение резервов коммерческих банков и норм резервирования.
Наивно полагать, будто федеральное правительство может использовать бюджет как инструмент стабилизационной политики.
Правительственные программы столь многочисленны и сложны, что никому и в голову не придет мысль проверить, все ли они заслуживают ассигнований. В результате бюджет следующего года составляется как продолжение бюджета текущего года.
Люди
смешивают способность
На примере США.
В возможностях фискальной политики убеждает опыт второй мировой войны. Великая депрессия была окончательно преодолена лишь тогда, когда правительство под давлением обстоятельств военного времени отбросило всякую осторожность и пошло на значительный дефицит федерального бюджета. Мощный стимул военных расходов встряхнул экономику и вытащил её из трясины Великой депрессии. В 1944 году только для государственного сектора было произведено столько же, сколько в 1939 г. для государственного и частного секторов вместе взятых. Реальный выпуск в 1944 г. превысил уровень 1939 г. более чем на 75%.