Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении теоретических, методологических и практических аспектов реализации денежно-кредитной политики.
Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи:
– исследовать экономическую сущность и факторы эволюции ДКП;
– изучить современные теоретические концепции ДКП развитых стран
– проанализировать специфику трансмиссионного механизма ДКП;
– определить основные направления реформирования ДКП
– выявить риски разработки и реализации ДКП в условиях глобального кризиса;
– разработать рекомендации по использованию опыта осуществления ДКП развитых стран в России
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования кредитно-денежной политики 6
1.1 Основные концепции формирования кредитно-денежной политики 6
1.2 Методы кредитно-денежной политики 11
Глава 2. Анализ и современное состояние кредитно-денежной политики РФ 20
2.1. Оценка кредитно-денежной политики 20
2.2 Направления денежно-кредитной политики 27
2.2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики 28
Заключение 36
Список используемых источников 39
В конце прошлого
– начале нынешнего года в период
масштабных поступлений в банковскую
систему средств бюджета
Тем не менее, в начале февраля Центральный банк был вынужден предпринять шаги, по сути, весьма скромные, направленные на ужесточение денежно-кредитного регулирования и борьбу с инфляцией. С 4 февраля Банк России на 0,25 процентных пункта повысил ставки по всем инструментам управления ликвидностью кредитных организаций. После почти десятилетнего периода снижения (с 80% по состоянию на июль 1998 года до 10% на начало нынешнего года) ставка рефинансирования была повышена до 10,25% годовых. На ту же величину были подняты ставки по ломбардным кредитам - до 8,25% годовых, операциям прямого РЕПО - до 8,25% годовых на срок 1 день и 7,25% на срок 7 дней. Кредитам овернайт – до 10,25% годовых. Соответствующим образом были откорректированы и ставки по депозитным операциям Банка России.
Также с 1 марта
регулятор увеличивает
Само по себе повышение процентных ставок на 0,25 п.п. едва ли способно оказать сколько-нибудь существенное влияние на состояние денежно-кредитной сферы и динамику инфляции. Однако, по всей видимости, нынешний шаг лишь начало и за ним, скорее всего, последуют новые повышения. Кроме того, сходное и, следует признать, гораздо более выраженное влияние на денежную сферу будут оказывать внешние факторы. Возможности и условия осуществления внешних заимствований для российских компаний существенно ухудшились: потенциальным заёмщикам, в первую очередь, кредитным организациям, приходится сталкиваться с повышением ставок и ужесточением требований. Однако во многих случаях потенциальные инвесторы не готовы принимать на себя повышенные риски даже в обмен на более высокую доходность вложений. С другой стороны, российским компаниям уже в ближайшие месяцы предстоят масштабные выплаты по зарубежным займам, причем к плановым погашениям вероятнее всего добавятся «вынужденные», связанные с исполнением оферт. С учетом этих факторов, возможно, Центральному банку для достижения желаемого эффекта удастся обойтись относительно умеренным повышением ставок по своим операциям.
Добавим, что по сравнению с минимумом, зафиксированным в середине 2011 года, ставки по кредитам нефинансовым предприятиям уже увеличились на 2,0-2,5 п.п. и в среднесрочной перспективе их рост продолжится. Вместе с тем, вплоть до конца прошлого года повышение ставок не привело к сокращению кредитной экспансии. Темпы прироста кредитного портфеля банковской системы оставались высокими в пределах 3,0-4,5% на протяжении всего второго полугодия и превышали соответствующие показатели прошлого года (исключение составил лишь декабрь: прирост на уровне 3,1% оказался ниже, чем 4,2%, зафиксированные в последний месяц 2010 года). В сумме кредитный портфель банков увеличился по итогам 2011 года на 51,3% против 46,4% по итогам 2010 года. При этом доля кредитов в иностранной валюте в общем объеме снизилась с 26,2% до 23,9%[].
Вывод по параграфу
2.2 Направления денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
1. Проведение
экспансионистской или
2. Проведение
рестриктивной или
2.2. Основные направления единой
государственной денежно-
В этом параграфе устаревший материал
Основные
направления денежно-кредитной
Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу Центральный Банк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижения безработицы и увеличения реальных доходов населения.
В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5 7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.
В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.
Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.
Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Преодоление острой фазы кризиса и восстановление роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.
Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России намерен содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе. Усиление конкуренции потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.
С целью повышения эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики, и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия.
В целях обеспечения доверия к проводимой денежно-кредитной политике Банк России будет расширять практику разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых решений. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет также продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики.
В первом варианте прогноза в 2011 году ожидается резкое падение положительного сальдо счета текущих операций платежного баланса (до 4,7 млрд. долларов США) и существенное сокращение сальдо баланса товаров и услуг (до 49,7 млрд. долларов США). Условия второго варианта предполагают менее масштабное снижение профицита счета текущих операций – до 35,7 млрд. долларов США и баланса товаров и услуг – до 86,4 млрд. долларов США. При более благоприятной ценовой конъюнктуре топливно-энергетического рынка в третьем варианте на фоне роста положительного сальдо баланса товаров и услуг до 121,0 млрд. долларов США профицит счета текущих операций составит 67,3 млрд. долларов США.
Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в разных вариантах прогнозируется в диапазоне 45,0-53,7 млрд. долларов США.
Сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2011 году в условиях первого варианта предполагается отрицательным в сумме 13,0 млрд. долларов США. В рамках второго и третьего вариантов опережающий рост внешних обязательств российской экономики по сравнению с соответствующими активами обусловит его положительное сальдо в размере 12,0 и 22,0 млрд. долларов США соответственно. Во всех вариантах прогноза предполагаются государственные внешние заимствования, при которых положительное сальдо операций сектора государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования составит 2,0 млрд. долларов США. Результирующая движения частного капитала по вариантам различается: в первом варианте чистый отток капитала оценивается в 15,0 млрд. долларов США, во втором и третьем вариантах нетто-приток может составить 10,0-20,0 млрд. долларов США.
В первом варианте профицит текущего счета будет недостаточным для компенсации дефицита финансового счета, что обусловит сокращение резервных активов на 8,3 млрд. долларов США. Во втором и третьем вариантах положительное сальдо по текущим операциям будет дополнено притоком ресурсов по финансовому счету, что обеспечит рост валютных резервов (на 47,7 и 89,3 млрд. долларов США соответственно).
Прогноз платежного баланса на 2012-2013 годы также охватывает широкий спектр среднегодовых цен на нефть сорта «Юралс» – в пределах 60-95 долларов США за баррель.
В первом варианте ухудшение условий торговли приведет к резкому уменьшению профицита баланса товаров и услуг – до 19,7 млрд. долларов США в 2012 году – и его дефициту в сумме 5,7 млрд. долларов США в 2013 году. Дополнительное воздействие отрицательного баланса доходов и текущих трансфертов обусловит формирование дефицита счета текущих операций (26,0 млрд. долларов США в 2012 году и 53,0 млрд. долларов США в 2013 году). В условиях второго варианта положительное сальдо счета текущих операций в 2012 году уменьшится до 17,7 млрд. долларов США, а в 2013 году сложится отрицательным (21,3 млрд. долларов США). Третий вариант прогноза предполагает сохранение профицита счета текущих операций в 2012 году на уровне 46,8 млрд. долларов США,и почти равновесное его состояние в 2013 году (0,8 млрд. долларов США).
С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.
При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных тенденций Банк России будет концентрироваться на регулировании краткосрочной банковской ликвидности. При этом банковскому сектору по прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.