Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в изучении теоретических, методологических и практических аспектов реализации денежно-кредитной политики.
Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи:
– исследовать экономическую сущность и факторы эволюции ДКП;
– изучить современные теоретические концепции ДКП развитых стран
– проанализировать специфику трансмиссионного механизма ДКП;
– определить основные направления реформирования ДКП
– выявить риски разработки и реализации ДКП в условиях глобального кризиса;
– разработать рекомендации по использованию опыта осуществления ДКП развитых стран в России

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования кредитно-денежной политики 6
1.1 Основные концепции формирования кредитно-денежной политики 6
1.2 Методы кредитно-денежной политики 11
Глава 2. Анализ и современное состояние кредитно-денежной политики РФ 20
2.1. Оценка кредитно-денежной политики 20
2.2 Направления денежно-кредитной политики 27
2.2. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики 28
Заключение 36
Список используемых источников 39

Файлы: 1 файл

старая курсовая работа.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Применение  в практике центральных банков селективных  методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для  экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

В мировой экономической  практике центральные банки используют следующие инструменты денежно-кредитного регулирования в рамках монетарной политики:

  • изменение, норматива обязательных резервов, или так называемых резервных требований;
  • процентная политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;
  • операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Обязательные  резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого  банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном  банке. Исторически сложилось так, что обязательные резервы рассматривались  центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечить коммерческим банкам достаточную ликвидность, а в случае массового изъятия депозитов предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как довольно простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррекции денежно-кредитной сферы. Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем;

  • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
  • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и привести к изменениям в кредитной политике коммерческих банков.

Процентная  политика центрального банка может  быть представлена двумя направлениями: как регулирование займов коммерческим банкам и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной  ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка — процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг[].

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает  центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные средства, пытаются возвратить их, гак как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Определение размера  учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной с гайки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда центральный банк намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку. Банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и с другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций[].

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее  время являются в мировой экономической  практике основным инструментом денежно-кредитной  политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким при регулировании кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк уменьшает цену продажи или увеличивает цену покупки, тем самым соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Если центральный  банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские счета, и таким образом увеличиваются кредитные ресурсы банков. Они начинают выдавать ссуды, которые в форме безналичных реальных денег входят в сферу денежного обращения. Если центральный банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских счетов оплачивают такую покупку, тем самым сокращая свои кредитные ресурсы[].

Операции на открытом рынке проводятся центральным  банком обычно совместно с группой  крупных банков и других финансово-кредитных  учреждений.

Схема проведения этих операций такова:

предположим, что  на денежном рынке наблюдается излишек  денежной массы в обращении и  центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации такого излишка. В этом случае центральный  банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Сокращение банковских резервов, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет;

предположим теперь, что на денежном рынке — недостаток денежных средств в обращении. В  этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) к увеличению денежного предложения. При этом процентная ставка падает.

Управление  наличной денежной массой представляет собой регулирование обращения наличных денег: эмиссия, организация их обращения и изъятие из обращения, осуществляемые центральным банком.

Валютное регулирование  как инструмент денежно-кредитной  политики стало применяться центральными банками с 30-х годов XX в. Как реакция  на «бегство капиталов» из страны в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными потоками и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы[].

На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса; экспорт и импорт; доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте; дефицит бюджета и источники его покрытия; экономическая и политическая ситуации и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах. Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения — скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров. В некотором занижении курса национальной валюты заинтересованы фирмы-экспортеры, они обеспечивают основную часть поступающей валютной выручки. В некотором завышении курса национальной валюты заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.

Вывод по параграфу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ и современное состояние кредитно-денежной политики РФ

2.1. Оценка кредитно-денежной политики

 

 

По итогам февраля год????????? золотовалютные резервы РФ увеличились на 7,4 млрд. долларов. Основным фактором, определившим динамику резервов, стало существенное ослабление позиций доллара на мировом рынке по отношению к большинству валют, зафиксированное в конце месяца: именно в этот период был отмечен рост анализируемого показателя. Переоценка части резервов, деноминированных в евро и других резервных валютах по более высокому курсу привела к увеличению общего агрегата традиционно измеряемого в долларах США [].

Рисунок 1 –  Состояние золотовалютных резервов

 

По состоянию  на 1 марта 2012 золотовалютные резервы  РФ достигли 490,7 млрд. долларов. За два  первых месяца текущего года прирост  составил 14,3 млрд. долларов, что сопоставимо  с показателями предыдущих лет, характеризующими соответствующий период (10,6 млрд. в 2011 году и 13,7 млрд. в 2010). Согласно Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год прирост резервов в текущем году, по оценкам Центрального банка должен составить порядка 38-68 млрд. долларов. Однако, скорее всего фактические показатели будут иметь мало общего с прогнозными. Во-первых, расчеты Центрального банка сделаны, исходя из цены нефти на мировом рынке в пределах 44-62 долларов за баррель, в то время как текущая цена почти в два раза выше и пока не демонстрирует тенденции к снижению. Точность прогноза капитальных потоков также вызывает сомнения. Вне зависимости от сценария (каждый из которых определяется двумя параметрами – ценой на нефть и динамикой мирового ВВП) Центральный банк предполагает, что приток иностранного капитала в страну составит в текущем году 40 млрд. долларов. Между тем, в условиях значительно возросшей за последние годы интегрированности России в мировую финансовую систему, с одной стороны, и сохраняющейся напряженности и неопределенности на мировом рынке капитала, с другой, разброс значений этого показателя может оказаться весьма существенным и этот фактор в состоянии внести достаточно серьезные коррективы в итоговый показатель прироста резервов и условия проведения денежно-кредитной политики[].

Изменение Чистых международных резервов (ЧМР) в составе  денежной базы в узком определении  характеризовалось в феврале  ростом на 65 млрд. рублей (2,7 млрд. долларов). Объём Чистых внутренних активов (ЧВА) также увеличился, но незначительно  на 20 млрд. рублей.

В феврале денежная база выросла на 2,2%. Напомним, что  этому предшествовало снижение в  январе на 8,1%. Пилообразная динамика на рубеже годов с последующим умеренным  ростом в феврале и марте типична  для анализируемого агрегата. Такое  же поведение, характеризующееся величинами того же порядка, наблюдалось и в предыдущие годы. По состоянию на 1 марта 2011 года объем денежной базы составил 4009 млрд. рублей, что на 6,1% меньше значения на начало года[].

 

Рисунок 2 - Динамика денежно-кредитных показателей.

Данные о  динамике денежной массы публикуются  Банком России с лагом в 1 месяц. По итогам января объём М2 сократился на 2,7%. Понижательная динамика была отмечена как в отношении наличных денег  в обращении, объем которых за месяц сократился на 6,4% по сравнению с данными на начало года, так и в отношении безналичных денег. Объем последних снизился на 1,3%. Объём безналичных денег в иностранной валюте, напротив, вырос в январе на 6,3%[].

Рисунок 3 - Рост М2

В годовом выражении  по состоянию на 1 февраля темпы прироста М2 выросли до 48,4% против 47,5% зафиксированных по итогам 2011 года. Отметим, что согласно прогнозу Центрального банка (содержащемуся в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2012 год) суммарный рост денежной массы в текущем году должен составить 24-30%. Замедление темпов роста денежных агрегатов является важнейшим условием снижения инфляции, темпы которой ускорились за последний год более чем в полтора раза с 7,5% в годовом выражении в марте 2011 года до 12,7% в феврале нынешнего. Не последнюю роль в этом сыграла экспансионистская денежно-кредитная политика Центрального банка. Справедливости ради следует отметить, что в последние месяцы существенный вклад в ускорении инфляции внесло также повышение цен на продовольственные товары на мировом рынке. Так или иначе, но в терминах инфляции экономика оказалась отброшена на три года назад.

Несмотря на то, что повышение инфляционного  давления явно отмечалось с лета прошлого года, Центральный банк долгое время  воздерживался от принятия противодействующих мер и, более того, сделал выбор в пользу решения обратной задачи насыщения денежного рынка дополнительными ресурсами.

Развитие с  середины прошлого года неблагоприятных  тенденций на мировом финансовом рынке привело к кризису доверия, который, в свою очередь, вылился в резкое сокращение объёма доступных ресурсов, ужесточение условий предоставления финансирования и сдвиг предпочтений инвесторов в сторону более надежных инструментов. В условиях российского рынка, к внешним факторам добавились внутренние, связанные со значительными изъятиями в Стабилизационный фонд и неравномерным расходованием бюджетных средств.

Информация о работе Денежно-кредитная политика