Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:50, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
ознакомление с такими инструментами денежно-кредитной политики, как учетная политика и операции Центробанка на открытом рынке.
Введение…………………………………………………………… 3
1.Деньги………………………………………………………………. 5
1.1 Что понимается под деньгами………………………………
5
1.2 Сущность денег………………………………………………
8
1.3 Как банки создают деньги…………………………. . . . .……
13
2. Кредит: Необходимость, сущность и формы…………………… 22
2.1 Что понимается под кредитом………………………………
22
2.2 Процент как плата за кредит………………………………… 25
3. Денежно-кредитная политика…………………………………… 28
3.1 Выбор целей денежно-кредитной политики……………… 28
3.2 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике… 34
3.3 Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство………………………………………….. 40
3.4 Эффективность денежно-кредитной политики……………… 44
4. Денежно-кредитная политика и Центральный банк…………… 50
4.1 Денежно-кредитная политика ЦБ…………………………… 50
4.2 Роль и функции ЦБ РФ в реализации денежно-кредитной политике ………………………………………………………………
69
4.3 Банки в финансовой системе региона……………………… 75
Заключение……………………………………………………………. 79
Список используемой литературы………………………………….……. 81
В современных условиях самый распространенный путь нахождения оптимальных денежных «целей» следующий. Денежная масса растет из года в год в ой мере, в какой может увеличиваться валовой национальный продукт (ВНП) в соответствии с производительным потенциалом экономики. Тогда «цель» для роста денежной массы вытекает из ожидаемого повышения производительного потенциала с учетом (плюс) фактически неизбежного роста цен в течение таргетируемого периода, который происходит «по инерции» в связи с ранее действовавшими факторами. Значительно различаются по странам денежные агрегаты, их состав и набор; таргетируются и контролируются разные денежные показатели: от самого узкого, так называемой денежной базы (в Швейцарии), до «широкого показателя ликвидности» (в Англии) и «всеобщего объема кредита» (в Италии). Руководствуясь соответствующими целевыми ориентирами, центральный банк, обладающий монопольным правом на выпуск банкнот в обращение, должен обеспечить определенную дозировку вливания денежных средств в экономический оборот страны. Монетарные агрегаты рассматриваются и утверждаются в законодательных органах развитых стран.
Центральным банком России взят на вооружение расчет и анализ агрегатов денежной массы, которые позволяют улавливать тенденции в развитии денежного оборота страны и заблаговременно подготавливать необходимые практические шаги для поддержания покупательной способности рубля. Однако показатели денежной массы России должны учитывать специфику ее структуры, перспективы развития отдельных компонентов.
Задачей центральных банков развитых стран является не только установление целевых ориентиров для денежной массы, но и контроль за депозитно-чековой эмиссией и объемом кредитования коммерческих банков и других кредитных учреждений. Связь между депозитно-ссудными операциями и агрегатами денежной массы непосредственная. Банковский кредит служит важнейшим источником создания денежной массы. В свою очередь, величина банковского кредита зависит от депозитной базы. Влияя на депозитную базу, центральный банк управляет активными операциями, что в целом сказывается на денежной массе.
Политика воздействия центрального банка на денежную массу включает в себя управление как депозитными, так и ссудными операциями.
Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс инструментов, которые различаются: по форме воздействия (прямые и косвенные), непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (качественные и количественные).
Все они используются в единой системе. Также принято делить методы денежно кредитной политики центральных банков развитых стран на две группы: общие, то есть влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей и т.д.
В Российской Федерации ЦБ (Банк России) был создан в 1992 г. на базе
Госбанка СССР. Однако родословную эта структура начинает еще с екатерининских времен, когда были созданы ассигнационный и заемный государственные банки, преобразованные в I860 г. в Государственный банк России. В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России долгие годы сочетал в своей деятельности эмиссионные и различные торговые операции, особенно в торговле хлебом, экспорт которого был главным источником поступления иностранной валюты в страну.
В настоящее время ЦБ России выполняет традиционные для рыночного хозяйства функции органа государственного управления экономикой. В частности, он сыграл важную роль в достижении финансовой стабилизации экономики и обуздании инфляции во второй половине 90-х гг.
Общими методами воздействия центрального банка на денежно-кредитную политику является следующие:
Селективные (выборочные) методы:
Эти методы сейчас взяты на вооружение и Центральным банком России. Законом о Центральном банке РФ они отнесены также к основным экономическим методам регулирования денежной массы. Ранее данные методы никогда в российской практике не использовались.
Учетная (процентная) политика основана на регулировании рынка ссудных капиталов путем манипулирования учетным процентом (дисконтом), сейчас чаще используется термин – ставка рефинансирования. Последний влияет на стоимость кредита, предоставляемого кредитными институтами, своим клиентам: чем выше учетный процент, тем соответственно дороже обходится кредит клиенту. Повышая ставку рефинансирования, центральный банк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что приводит в свою очередь к сокращению денежной массы и повышает уровень
Рыночного процента. Повышение ставок может способствовать привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала и отражается на состоянии платежного баланса, валютного курса. Снижение ставки приводит к противоположным результатам. ФРС США значительно снижает в 2001 - 2003гг. ставку рефинансирования (до 1 - 1,25% - самый низкий за последние 40 лет уровень, с 2004г, вновь увеличиваться и в мае 2006г.- уже 5%), чтобы способствовать выходу американской экономики из кризиса и воспрепятствовать ее вступлению в рецессию. Алан Гринспен, тогдашний глава ФРС, считал, что новая волна экономического спада для США опаснее инфляции. В ФРС надеялись, что низкая стоимость кредитов подстегнет потребительский спрос (с 2002г, существует тенденция его увеличения), что позволит экономике перейти в фазу устойчивого роста. Однако пример Япония говорит о том, что этот инструмент следует использовать осторожно. В начале 90-х гг. Япония также практиковала снижение ставки рефинансирования с целью стимулирования потребительского спроса, фактически ставка была снижена до нуля. Но это привело в итоге не к подъему, а к десятилетней стагнации.
Центральный банк на практике периодически пересматривает учетный процент и меняет его до нескольких раз в год в зависимости от экономического цикла. Дополнением к учетной политики является ломбардная политика, основана на предоставлении кредитным институтам ссуд под обеспечение векселей, ценных бумаг и государственных долговых обязательств. Процент обычно на 1-2 пункта выше, чем по переучету векселей. Манипулируя уровнем ставки под залог векселей, центральный банк получает возможность проводить политику дешевых и дорогих денег. Ставка рефинансирования может колебаться в довольно широких пределах, отражая как общие тенденции экономического развития, так и циклические колебания конъюнктуры.
Центральный банк России начал активно использовать опыт развитых стран по проведению учетной (процентной) политики. Отправной пункт такой политики – введения ставки рефинансирования. Высокий уровень процентных ставок по кредиту российских коммерческих банков в начале и середине 90-х гг. объяснялся рядом причин:
· Развитие инфляционного процесса, социально-политической не стабильностью в стране – это были причины общего характера;
· Действием частных факторов – увеличение риска при выдаче кредита, вложения в сферы с высоким оборотом капитала (торговля, посредничество) и высоким риском.
В РФ ставка рефинансирования активно использовалась как инструмент рестрикционной денежно-кредитной политики.
Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) относится к косвенным инструментам. Его широкое применение объясняется простотой применения.
К современным формам рефинансирования можно отнести также проведение денежных аукционов кредитных ресурсов. Институт аукционеров – это не только индикатор денежного рынка, но и цивилизованный способ неадминистративного перераспределения централизованных ресурсов.
Рефинансирование центральным банком коммерческих банков - это предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции или банка банков. Первоначально политика рефинансирования использовалась для оказания воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. С развитием рыночных отношений этот инструмент стал использоваться также и как средство предоставления финансовой помощи коммерческим банкам. Кредиты рефинансирования дают возможность свести до минимума запасы ликвидных средств. Но кредиты рефинансирования рассматриваются как привилегия и предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности. Кредиты рефинансирования подразделяются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе аукционов); сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 месяца, краткосрочные – на 1 день или до 1 – 1,5 месяцев); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).
Учетные (дисконтные) кредиты – ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским инструментом под учет векселей, т.е. посредствам покупки векселей до истечения их срока. Порядок переучета векселей и требования, предъявляемые к ним, в различных странах могут отличаться.
Ломбардные кредиты – это краткосрочные процентные фиксированные по размерам кредиты, предоставляемые коммерческим банкам центральным банком под залог ценных бумаг.
Наибольший удельный вес в совокупных кредитах рефинансирования составляют краткосрочные (корректирующие) кредиты, зачастую однодневные. Сезонные кредиты часто предоставляются банком, специализирующимся на кредитовании сельского хозяйства.
Кредитные аукционы – форма предоставления кредитных ресурсов, при которой потенциальные заемщики направляют в центральный банк, организующий торги, заявки с указанием объема желаемого кредита и уровня процентной ставки. Центральный банк устанавливает общую сумму аукционных кредитов, сроки предоставления и минимальную сумму запрашиваемого кредита. Существует два способы определения исходной процентной ставки - голландский и американский аукционы. В обоих случаях определение исходного уровня процентных ставок предваряется установлением объема заявок, допущенных до аукциона. Для этого заявки на участие в кредитном аукционе распределяются с учетом уровня указанных в них процентных ставок по мере их уменьшения. Право на участие на аукционе получают те претенденты, которые заявляют максимальные процентные ставки. «Выигравшие заявки» - это те, которые получают право на участие в аукционе путем сопоставления объема кредитных ресурсов и совокупного объема заявленных кредитов, ранжированных по мере снижения заявленной процентной ставки. При американском аукционе исходной ставкой является ставка, предлагаемая заявке, минимальной ставкой – наименьшая ставка, указанная в «выигравших заявках». Голландский аукцион предполагает аукцион установление в качестве исходной процентной ставки наименьшую процентную ставку, вошедшую в число «выигравших ставок».
Операции на открытом рынке связаны с регулированием ликвидности кредитных вложений банков путем размещения государственного долга. Метод заключается в покупке и в продаже центральным банком преимущественно государственных ценных бумаг. Это тоже косвенный метод регулирования, влияющий на объем имеющихся у коммерческих банков ресурсов. Операции на открытом рынке могут быть прямыми и обратными.
На открытом рынке центральный банк может выступать в качестве покупателя, когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период осуществят обратную сделку, т.е. обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой (операции репо или обратные операции). Эта скидка может быть фиксированной или плавающей, установленной между двумя границами. Перекупочные соглашения широко используются ФРС США в операциях на открытом рынке с дилерами по государственным ценным бумагам как метод так называемого гарантированного финансирования.
Информация о работе Денежно – кредитная политика: виды, инструменты и эффекты