Денежно – кредитная политика: виды, инструменты и эффекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
ознакомление с такими инструментами денежно-кредитной политики, как учетная политика и операции Центробанка на открытом рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3
1.Деньги………………………………………………………………. 5
1.1 Что понимается под деньгами………………………………
5
1.2 Сущность денег………………………………………………
8
1.3 Как банки создают деньги…………………………. . . . .……
13
2. Кредит: Необходимость, сущность и формы…………………… 22
2.1 Что понимается под кредитом………………………………
22
2.2 Процент как плата за кредит………………………………… 25
3. Денежно-кредитная политика…………………………………… 28
3.1 Выбор целей денежно-кредитной политики……………… 28
3.2 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике… 34
3.3 Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство………………………………………….. 40
3.4 Эффективность денежно-кредитной политики……………… 44
4. Денежно-кредитная политика и Центральный банк…………… 50
4.1 Денежно-кредитная политика ЦБ…………………………… 50
4.2 Роль и функции ЦБ РФ в реализации денежно-кредитной политике ………………………………………………………………
69
4.3 Банки в финансовой системе региона……………………… 75
Заключение……………………………………………………………. 79
Список используемой литературы………………………………….……. 81

Файлы: 1 файл

Экономика 2.doc

— 561.00 Кб (Скачать)

     1. Циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Но политика дешевых денег сталкивается с проблемой, выраженной пословицей: "Вы можете подвести коня к воде, но не можете заставить его пить". политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды. Однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличится. Если стремящиеся к обладанию ликвидностью коммерческие банки не желают предоставлять кредит, усилие Совета управляющих по проведению политики дешевых денег окажутся малыми эффективными. Население тоже может сорвать намерения Федеральной резервной системы, решив не брать избыточные резервы в ссуды. Кроме того, деньги, которые федеральные резервные банки направляют в экономику, покупая у населения облигации, могут использоваться населением для погашения имеющихся ссуд.

     Уточнения: Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политике лишь во время глубокой депрессии. В более нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

     2. Изменение скорости обращения денег. С точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, то есть на такое число раз, которое обычный доллар тратится на товары и услуги в течение года. Следовательно, если денежное предложение – 150 млрд дол; то общие расходы составят 600 млрд дол. при скорости обращения денег, равный 4, и только 450 млрд дол. при скорости обращения денег, равный 3.

     Хотя  проблема является объектом дискуссии, некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда применяются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег может весьма вероятно упасть.

     Отметим, что скорость обращения денег  может вести себя таким образом  из-за спроса на деньги со стороны активов. Мы знаем что политика дешевых  денег, например, вызывает увеличение предложения денег по отношению к спросу на них и, таким образом, - понижение процентной ставки (рис 4.а). Но теперь, когда процентная ставка – временные издержки владения деньгами в качестве активов – понизилась, население будет держать большое количество денежных средств. Это значит, что доллары будут переходить из рук в руки – от домохозяйств до предприятиям и обратно – менее быстро. Используя специальную терминологию, скорость обращения денег понизилось. При обратном ходе событий политика дорогих денег вызовет, вероятно, увеличения скорости обращения денег.

     3. Влияние инвестиций. Некоторые экономисты сомневаются, что кредитно-денежная политика столь сильно воздействует на инвестиции, как изображено на рисунке 4. Как уже отмечалось, сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги с относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что данное изменение денежного предложения не вызовет очень большого изменения инвестиций и, следовательно, большого изменения в равновесном ЧНП (рис. 4). Кроме того, действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например: политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказывать слабое воздействие на инвестиционные расходы, если одновременно кривая спроса на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал, смещается вправо (рис 4). В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна понять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем самым свести на нет политику дешевых денег. Это ведет нас к одной из самых сложных проблем кредитно-денежной политики. Что должна стремиться контролировать Федеральная резервная система – денежное предложение или процентную ставку? Это дилемма целей возникает в силу того, что руководящие кредитно-денежные учреждения не могут стабилизировать то и другое одновременно.

     КДП как элемент стабилизационной политики государства имеет свои преимущества, состоящие в ее гибкости и политической приемлемости.

     Однако  она сталкивается с рядом ограничений  и проблем.

     1. Избыточные резервы, возникающие в результате проведения политики дешевых денег, могут быть не использованы для расширения денежного предложения, так как банки в период спада, заботясь о своей ликвидности, ограничивают выдачу ссуд.

     2. Воздействие КДП на изменение  денежного предложения может быть частично снижено изменением скорости обращения денег.

     Поскольку М х V = АЕ, то КДП будет эффективна, если V постоянна. В действительности же скорость обращения денег изменяется обратно пропорционально денежной массе.

     3. Эффективность КДП зависит от наклона кривой спроса на деньги и

кривой  спроса на инвестиции. Чем круче  кривая спроса на деньги, тем большим будет воздействие каждого данного изменения денежного предложения на равновесную процентную ставку. Каждое данное изменение процентной ставки будет тем сильнее влиять на инвестиции, а значит, и на равновесный объем производства, чем более полога кривая спроса на инвестиции. Воздействие КДП ослабляется в случае, если кривая спроса на деньги будет более пологой, а кривая спроса на инвестции — более крутой.

     Кроме того, необходимо учитывать эффект обратной связи, заключающийся в том, что не только равновесная процентная ставка определяет уровень национального производства, но и, наоборот, равновесный уровень производства определяет равновесную процентную ставку, так как спрос на деньги для сделок прямо зависит от номинального ВНП.

     4. ЦБ сталкивается с политической дилеммой: он может стабилизировать процентную ставку или денежное предложение, но не то и другое одновременно.

     5. Влияние политики дешевых денег на равновесный объем производства усиливается расширением чистого экспорта, которое, в свою очередь, ускоряется понижением процентной ставки. Поэтому политика дешевых денег в состоянии спада совмещается с задачей корректировки дефицита торгового баланса. Но политика дорогих денег, обусловленная ростом процентной ставки, наоборот, усиливается сужением чистого экспорта, что ослабляет результативность КДП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Денежно-кредитная политика и Центральный банк

4.1 Денежно-кредитная политика ЦБ.

     Ключевым  элементом современной банковской системы любого развитого государства является центральный банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

     Денежно-кредитная  политика центрального банка, являющаяся составной частью государственного регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

     Ее  цель – регулирование экономики  посредством воздействия на состояние  денежного обращения и кредита (совокупного денежного оборота).

     Центральный банк является также  проводником  государственной валютной политики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны. Направление валютной политики определяются экономической и политической ситуациями в стране, состоянием ее платежного баланса и денежного обращения, а также внешними обязательствами, возникающими в результате участия этой страны в международных валютно-кредитных организациях. В общем виде валютная политика заключается: в регулировании валютного курса (осуществляется вы основном валютными интервенциями – прямым вмешательством центрального банка в функционирование валютного рынка посредством купли-продажи иностранной валюты; или дисконтной политикой, осуществляемой путем понижения или повышения официальной учетной ставки центрального банка); в проведении валютного регулирования и валютного контроля (валютное регулирование и валютный контроль – совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных  в законодательном или административном порядке и направленных на уравновешивание платежных балансов, поддержание курса национальной валюты и достижение других целей во внешнеэкономической сфере); в формировании официальных валютных резервов и управление ими (валютные резервы центрального банка – это официальные запасы иностранной валюты, находящиеся на его счетах, также в банках за рубежом или вложенные в иностранные ценные бумаги, используются для проведения международных расчетов, проведения валютных интервенций, служат обеспечением стабильности национальной валюты. Управление валютными резервами означает формирование их оптимальной структуры  и рациональное размещение, что может осуществлять центральный банк или министерство финансов; в осуществлении международного валютного сотрудничества и участия в международных валютно-кредитных организациях.

     Денежно-кредитную  политику следует рассматривать  в широком и узком смысле. В  широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.

     В узком смысле денежно-кредитная  политика наценивается на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменение ставки Центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается при этом политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке. Когда центральный банк покупает или продает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту, и следовательно, изменяется курс национальной валюты. Если банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается, курс их понижается, а курс рубля растет. При скупке долларов, наоборот, их курс растет, а курс рубля падает.

     В зависимости от состояния хозяйственной  конъюнктуры выделяются два основных типа денежно кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

     Рестрикционная  денежно-кредитная  политика (кредитная рестрикция) направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение сопровождается обычно увеличением налогов, сокращением государственных расходов и другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Может использоваться как для борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности. Экспансионистская денежно-кредитная политика (денежная экспансия) сопровождается расширением масштаба кредитования, ослаблением контроля над приростом денежной массы, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.

     И рестрикционная, и экспансионистская  денежно-кредитная политика может  иметь тотальный или селективный  характер. При тотальной денежно-кредитной  политике мероприятия центрально банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной – на отдельные кредитные институты или определенные виды банковской деятельности.

     Как уже отмечалось, существенная степень  независимости центрально банка  от исполнительной власти за рубежом обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного роста экономики. В связи с этим в Германии, Великобритании, Франции, Швейцарии, а также в Канаде в 1974-1976 гг. центральные банки начали одобрения правительств этих своего рода эксперимент по применению идей монетаризма для преодоления трудностей в экономике. Априори все согласились с главным тезисом монетаризма, гласящим, что контроль за количеством денег, если не единственный, то по крайней мере достаточно реальный способ преодоления хронической инфляции. На вооружение  был взят метод таргетирования (от англ.target – цель).

     Базисная  идея, стоящая за денежным таргетированием, заключается в том, чтобы не только «спланировать», то есть определить, количественные параметры денежной массы, к которым она должна стремиться, но и сделать этот процесс публичным. Денежные «цели», как  и направления денежной политики центрально банка, должны быть ясными и объявлены всем участникам рынка и населению, т.е. тем, кто включает деньги в свои экономические расчеты. Центральный банк должен, используя все находящиеся в его распоряжении средства и методы, стремиться к достижению поставленных целей. Если денежная масса будет расти из года в год темпами, которые были запланированы, то участники рынка в своих «ожиданиях», т.е. в экономических расчетах. Будут также приспосабливаться к этим «целям», способствуя тем самым их достижению. Ответственность центрального банка и других финансовых органов государства, которые причастны к проведению монетарной политики, состоит в правильном, экономически обоснованном определении денежной цели, избежании просчетов, ошибок.

Информация о работе Денежно – кредитная политика: виды, инструменты и эффекты