Денежно – кредитная политика: виды, инструменты и эффекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
ознакомление с такими инструментами денежно-кредитной политики, как учетная политика и операции Центробанка на открытом рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3
1.Деньги………………………………………………………………. 5
1.1 Что понимается под деньгами………………………………
5
1.2 Сущность денег………………………………………………
8
1.3 Как банки создают деньги…………………………. . . . .……
13
2. Кредит: Необходимость, сущность и формы…………………… 22
2.1 Что понимается под кредитом………………………………
22
2.2 Процент как плата за кредит………………………………… 25
3. Денежно-кредитная политика…………………………………… 28
3.1 Выбор целей денежно-кредитной политики……………… 28
3.2 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике… 34
3.3 Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство………………………………………….. 40
3.4 Эффективность денежно-кредитной политики……………… 44
4. Денежно-кредитная политика и Центральный банк…………… 50
4.1 Денежно-кредитная политика ЦБ…………………………… 50
4.2 Роль и функции ЦБ РФ в реализации денежно-кредитной политике ………………………………………………………………
69
4.3 Банки в финансовой системе региона……………………… 75
Заключение……………………………………………………………. 79
Список используемой литературы………………………………….……. 81

Файлы: 1 файл

Экономика 2.doc

— 561.00 Кб (Скачать)

     Прямые же операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течении дня совершения сделки. Существующие различия в проведении операций на открытом рынке зависят от двух факторов: институционального (структуры кредитной системы) и законодательного (стимулирующего или сдерживающего осуществлении операций на открытом рынке). При не значительных объемах операций на открытом рынке они оказывают скорее качественное, чем количественное воздействие на ликвидность банковской системы и денежное обращение.

     В результате проведения центральным  банком операций на открытом рынке  увеличивается (при покупке ценных бумаг) или уменьшается (при продаже ценных бумаг) объем собственных ресурсов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что влечет за собой изменения стоимости кредита и, как следствие, спроса на деньги. Операции на открытом рынке способствуют регулированию не только банковских ресурсов, но и процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок применяются операции с краткосрочными ценными бумагами. Их продажа ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк желает снижать процентные ставки, то он оказывает поддержку коммерческим банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ценам. Долгосрочные процентные ставки регулируются операциями с долгосрочными государственными обязательствами с фиксированным процентом. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса в результате расширение спроса на них. Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы крупного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышения доходности а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничения банковских ресурсов.

     Операции  центрального банка на открытом рынке  оказывают мультиплицирующий эффект на всю банковскую систему. Например, первоначальный депозит (в 1000 дол.), созданный в результате продажи ценных бумаг на открытом рынке может увеличить в 20- кратном в размере депозитную базу банковской системы в целом. При покупке коммерческими банками государственных бумаг будет наблюдаться обратный эффект – сокращение депозитной базы. При этом существует взаимосвязь между при ростом депозитной базы (ΔД) первоначальной суммой депозита (Д), созданного в результате операций на открытом рынке, и уровнем минимальных резервных требований (р):

ΔД = Д / р. (4)

      Это соотношение в американской практике получила название «депозитно-резервный мультипликатор» (deposit-to-reserves multiplier).

      Прообразом  операций на открытом рынке в России является аукционы по размещению ГКО и ОФЗ. Особенно активно этот инструмент начал использоваться в 1996 – 1997гг. При этом ГКО и ОФЗ – не только инструмент Центрального банка России, но и министерства финансов РФ, используемой для не инфляционного привлечения денежных ресурсов с финансовых рынков для покрытия бюджетного дефицита. В 1998 – 1999гг. стали использоваться облигации Банка России (ОБР) для регулирования банковской ликвидности в связи с кризисом рынка государственных ценных бумаг.

      Возвращаясь к формуле депозитно-резервного мультипликатора, очевидно, что прирост депозитной базы прямопропорционален объему операций на открытом рынке и обратно пропорционален минимальным резервным требованиям, которые являются еще одним инструментом денежно-кредитного регулирования центральных банков за рубежом, а именно политики минимальных или обязательных резервных требований.

      Минимальные (или обязательные) резервы – это вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством обычно в определенном соотношении к банковским обязательствам (вкладам клиентов). Это инструмент также относится к косвенным. Политика обязательных резервов впервые была опробована в США в 1930-е гг., а после Второй мировой войны ее стали использовать центральные банки других развитых стран. Главная причина проведения этой политики заключается в том, что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная взаимосвязь, которую может использовать центральный банк, чтобы влиять на поведение коммерческих банков. Кредитный потенциал коммерческих банков увеличивается на столько, на сколько сокращается их обязательства по минимальным резервам. Повышение минимальных или обязательных резервов означает, что большая часть средств коммерческих банков «заморожена» на счетах в центральном банке и не может использоваться для выдачи кредитов клиентам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

      Чтобы обеспечить возможность обязательного  выполнения коммерческим банкам своих обязательств, центральный банк и берет на себя функцию аккумулирования минимального резерва, который не подлежит кредитованию. Другая функция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процент резерва, центральный банк влияет на сумму свободных денежных средств банков, которые не могут направить на кредитования экономики. В период экономического бума центральный банк повышает норму резерва, в период кризиса снижает. Повышение нормы резерва на 1 – 2% - действенное средство ограничения кредитной экспансии.

      Исторически обязательные (минимальные) резервы  развились из необходимости для коммерческих банков иметь ликвидные резервы на случай налично –денежных платежей (своеобразное страхование банков). Таким образом, минимальные резервы имеют двойное назначение:

  1. они должны обеспечить постоянный уровень ликвидности у коммерческих банков;
  2. они являются инструментом центрального банка для регулирования денежной массы и кредитных возможностей коммерческих банков.

     Законодательства  разных стран по-разному устанавливают порядок формирования резервов, но все они преследуют одну общую цель – вынудить коммерческие банки держать определенную дифференцированную долю их обязательств на безналичных и беспроцентных счетах в центральном банке.

      Как правило, норма минимальных резервов дифференцируется. В Германии регулирование резервов кредитных учреждений проводится в соответствии  Законом о Бундесбанке 1957г., где указана, что в целях регулирования денежного обращения и объема кредита в хозяйстве Бундесбанк имеет право требовать хранение кредитными институтами на его счетах определенного процента их обязательств по текущим счетам, срочным и сберегательным вкладам. Законом разрешено устанавливать нормы обязательных резервов по текущим обязательствам не свыше 30% (именно они подвержены риску и внезапного изъятия), срочным депозитом – не свыше 20%, по сберегательным вкладам – не свыше 10%. В данных пределах центральный банк Германии может варьировать нормы обязательных резервов в зависимости от целей регулирования: повышение их влечет за собой уменьшение ресурсов банка и их кредитных возможностей, а понижение способствует стимулированию деловой активности в стране. Бундесбанк редко изменяет нормы обязательных резервов для банков Германии. Последнее было 1 февраля 1987г. Зависит от суммы и вида вклада.

      В США сумма обязательных резервов зависит от категории банка, величины и вида вклада. В 1972 – 1976гг. норма резерва варьировалась от 1 до 17,5%. Норма обязательных резервов банков–членов ФРС изменяется в пределах, установленных конгрессом. В феврале 1984г. Совет управляющих ФРС изменил правила определения банковских резервов, исходя из цели усиления контроля за денежной массой. Существовавшая до этого система расчета резервных требований (так называемая лаговая система) была заменена системой «текущих резервных требований», в соответствии с которой резервные требования исчисляются на основе 14-дневного расчетного периода. Резервы банков – членов ФРС хранятся на беспроцентных депозитных счетах федеральных резервных банках. Избыточные ресурсы образуют основной источник федеральных резервных фондов, операции с которыми являются одним из наиболее важных процессов на денежном рынке США. Банки-члены стремятся к тому, чтобы из избыточные резервы были как можно меньше, так как по ним не поступают проценты, и изыскивают пути их прибыльного использования. Банки, нуждающиеся в средствах для восстановления обязательного объема резервов, охотно покупают эти излишки. Федеральные резервные фонды давно используются для регулирования резервов, но лишь с начала 50-хгг. к этому источнику средств стали прибегать для обеспечения банковской ликвидности. федеральные резервные фонды обращаются по ставкам, превышающим учетный процент. Крупные американские коммерческие банки рассматривают федеральные резервные фонды как альтернативный источник, к которому можно прибегнуть для обеспечения ликвидности и удовлетворения просьб о ссуде. Любой чек, выписанный на депозит федеральном резервном банке, подложит оплате немедленно по предъявлении. Вы отличии от него чек, выписанный на коммерческий банк, позволяет получить деньги, лишь спустя 1 – 2 дня.

      Изменение резервных норм отражается на величине мультипликатора. Поэтому регулирование (изменение) норм обязательных резервов оказывают не только на текущую ситуацию на рынке ссудных капиталов, но и изменяет степень воздействия сдвигов резервов на кредитные операции в будущем. Частые изменения этого инструмента оказали бы дестабилизирующее воздействие на весь рынок ссудных капиталов. Как правило, изменение норм обязательных резервов происходит лишь раз в несколько лет при необходимости внесения  корректив в динамику и объем кредитных операций.

      В России нормативы обязательных резервов стали широко использоваться как инструмент регулирования денежной массы и поддержания ликвидности банковской системы с 1994 – 1995гг., хотя введены были ранее. Размер обязательных резервов устанавливался в процентном соотношении к обязательствам кредитного учреждения в зависимости от сроков  и видов привлечения банком денежных средств юридических и физических лиц в валюте РФ и иностранной валюте. Максимальная величина норматива установлена законодательно на уровне 20%. В настоящее время нормативы дифференцируются в зависимости от валюты вклада – валюта ФР или иностранная валюта – или принадлежности вклада юридическому или физическому лицу – 7% или 10%. Самые высокие значения нормативов обязательных резервов были отмечены в 1995г. по счетам до востребования и срочным обязательством сроком до 30 дней – 20 – 22%, затем они последовательно снижались. По средствам в иностранной валюте, наоборот, было характерно повышение нормативов – с 1,5 – 2% в 1995г. до 8 – 9% в 1998г. Неоднократно изменялся также и порядок расчета обязательных резервов, круг обязательств, включаемых в этот расчет, изменилась формула расчетов (среднее арифметическое или среднехронологическая).

      При длительном использовании резервных  требований в качестве инструмента денежно-кредитной политики возникают и негативные для банковской системы последствия: повышение конкурентноспособности кредитных учреждений, на которые не распространяются обязательные резервные требования; широкое использование операций которые не включаются в базу исчисления в суммы резервных требований.

      В настоящее время большинство  центральных банков в развитых странах используют в основном рыночные (экономические), косвенные методы воздействия на денежно-кредитную политику, управление совокупным денежным оборотом. Экономические (рыночные) методы большей частью предполагают косвенное воздействие, не предполагают установление прямых запретов или лимитов. Они воздействуют на денежно-кредитную сферу через формирование определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие (отличаются гибкостью и оперативностью, могут оказать стимулирующее или ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации). Налоговые методы используют финансовые органы, центральный банк не может включать их в свой арсенал. К нормативным методам можно отнести: отчисление в фонд обязательного резервирования, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и установленных в виде нормативов они применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, при этом эффект появляется через определенный промежуток времени. К корректирующим методам относятся процентная политика и операции на открытом рынке. Такие методы достаточно гибки и оперативны, проводятся центральными банками с нужной периодичностью и в нужном масштабе.

      Центральные банки кроме вышеназванных рыночных косвенных методов используют также и меры административного воздействия, меры прямого действия. Они включают инструменты прямого регулирования центральным банком денежно-кредитной сферы, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, направленных на ограничения сферы деятельности кредитно-банковских институтов. Наиболее широко распространены такие меры административного воздействия как регулирования уровня процентных ставок коммерческих ставок, объемов кредитов, направления портфельных инвестиций. Жесткое регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам используется чаще в развивающихся странах, но в отдельные периоды к нему могут прибегать и развитые страны. В настоящее время в мировой практике наметился отход от лимитирования верхнего уровня процентных ставок по кредитам или депозитам в силу того, что в длительной перспективе этот метод дает больше отрицательных последствий, чем пользы (ослабление конкуренции, уход депозитных средств из банковской сферы на другие рынки, рост цен и другие). Предусмотренной также и ограничения объема кредитов (установление кредитных потолков) или установление предельной суммы кредитования центральными банками для коммерческих банков, а также осуществления контроля за соблюдением установленных нормативов. В результате использования этого метода у коммерческих банков увеличиваются не работающие резервы, что снижает рентабельность и не выгодно коммерческим банкам. Поэтому может происходить переориентация клиентов на неформальные рынки для удовлетворения потребностей в ссудах, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на неорганизованных денежных рынках. Кроме того, происходит при отсутствии ограничений на движение капитала отток его за рубеж. Широко используется центральными банками развивающихся стран селективная кредитная политика, которая включает: установление количественных параметров на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли; создание специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование приоритетных отраслей по более низким процентным ставкам и пользующимся льготами при переучете векселей в центральном банке; распространение различного рода льгот на банковские институты, предоставляющие кредиты преимущественно приоритетным сферам экономики. Обычно селективная кредитная политика в развивающихся странах направлена на развитие финансовых рынков. Существуют также портфельные ограничения как мера административного воздействия. Портфельные ограничения обязывают коммерческие банки инвестировать часть их ресурсов в государственные ценные бумаги. административные методы играют определенную положительную роль в условиях отсутствия высокоразвитых финансовых рынков, но не приводят к снижению инфляции. Поэтому основу денежно-кредитной политики в большинстве стран составляют денежные инструменты воздействия. 

Информация о работе Денежно – кредитная политика: виды, инструменты и эффекты