Денежно – кредитная политика: виды, инструменты и эффекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное изучение финансовых и кредитных методов государственного регулирования экономики. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:
изучения теоретического наследия, оставленного по данному вопросу представителями различных экономических школ;
ознакомление с такими инструментами денежно-кредитной политики, как учетная политика и операции Центробанка на открытом рынке.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 3
1.Деньги………………………………………………………………. 5
1.1 Что понимается под деньгами………………………………
5
1.2 Сущность денег………………………………………………
8
1.3 Как банки создают деньги…………………………. . . . .……
13
2. Кредит: Необходимость, сущность и формы…………………… 22
2.1 Что понимается под кредитом………………………………
22
2.2 Процент как плата за кредит………………………………… 25
3. Денежно-кредитная политика…………………………………… 28
3.1 Выбор целей денежно-кредитной политики……………… 28
3.2 Теоретические подходы к денежно-кредитной политике… 34
3.3 Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство………………………………………….. 40
3.4 Эффективность денежно-кредитной политики……………… 44
4. Денежно-кредитная политика и Центральный банк…………… 50
4.1 Денежно-кредитная политика ЦБ…………………………… 50
4.2 Роль и функции ЦБ РФ в реализации денежно-кредитной политике ………………………………………………………………
69
4.3 Банки в финансовой системе региона……………………… 75
Заключение……………………………………………………………. 79
Список используемой литературы………………………………….……. 81

Файлы: 1 файл

Экономика 2.doc

— 561.00 Кб (Скачать)

4.2 Роль и функции ЦБ РФ в реализации денежно-кредитной политики

     Банк  России является главным банком российской федерации, подотчетен Государственной Думе. Центральный банк признан юридическим лицом, которое не несет ответственности по обязательствам правительства, кроме случаев, когда он принял на себя эти обязательства. Верно и обратное утверждение. Декларируется независимость Центрального банка от органов распорядительной и исполнительной власти.

      Центральный банк Российской Федерации находится в собственности государства. Участие других субъектов, включая коммерческие банки, в этой собственности не предусмотрено.

      Банк  России осуществляет следующие функции:

  1. во взаимодействии с правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  4. устанавливает правила осуществления расчетов по российской Федерации;
  5. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  6. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  8. регулирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  9. осуществляет самостоятельно или по поручению правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения  основных задач Банка России;
  10. осуществляет валютные регулирования, включая операции по покупке и продажи иностранной валюты;
  11. определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  12. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  13. принимает участия в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  14. в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  15. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

     Центральный банк осуществляет выпуск в обращении и изъятии из него денежных знаков на территории России. Он также организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила обращения с ними, создает систему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции это означает сохранение централизованной системе лимитирования и оперативного регулирования наличной эмиссии.

     Основные  направления денежно-кредитного регулирования  разрабатываются банком России и утверждаются Федеральным Собранием.

     Методы  контроля и управления регулирования денежной массы:

  1. установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
  2. норматив минимальных обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ ( резервные требования);
  3. операции на открытом рынке;
  4. рефинансирование банков и кредиты правительству;
  5. валютные интервенции;
  6. операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
  7. установление целевых ориентиров роста денежной массы;
  8. количественные кредитные ограничения.

     Банк  России может устанавливать одну или несколько официальных процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации официальной процентной ставки. Он использует свою процентную политику для создания на рынке процентной ставки в целях укрепления рубля.

     Размер  обязательных резервов, депонируемых в Банке России, устанавливается в процентном соотношении к общей сумме денежных средств, привлеченных банком или кредитным учреждением.

     Уставные  операции Банка России с бюджетом:

     1) Обслуживание государственного долга России, включая его учет, хранение ценных бумаг, размещение государственных займов, их погашение и выплату процентов по ним;

     2) краткосрочное кредитование Министерства  финансов;

     3) покупка государственных ценных  бумаг;

     4) кассовые исполнения бюджетов;

     5) привлечение свободных средств бюджета и внебюджетных фондов.

     Уставная  внешнеэкономическая  деятельность:

     1. осуществление любых признанных  законом операций в иностранной  валюте;

     2. регулирование курса рубля;

     3. управление золотовалютными резервами;

     4. допуск банков-нерезидентов к деятельности в России;

     5. представление интересов России  в центральных банках других  стран и в международных организациях, с которыми они сотрудничают;

     6. деятельность Центрального банка  на межбанковской валютной бирже,  членом которой он является (в целях повышения воздействия на курс рубля, проведения валютных интервенций).

     Операции  с предприятиями  – юридическими лицами. Возможность осуществления подобных операций связаны прежде всего с кассовым исполнением бюджета (ведения бюджетных счетов предприятий и организаций). Согласно уставу на Центральный банк России возложена также организация финансирования и долгосрочного кредитования государственных капитальных вложений через сеть расчетно-кассовых центров Банка России – это не что иное, как отношение «банк - предприятие», исполнение функций, традиционно относимых к компетенции коммерческих банков.

           Центральному банку  Российской Федерации предоставлена  также право привлекать депозиты, размещать облигации для мобилизации ресурсов в целях долгосрочного кредитования государственных инвестиционных программ. Не запрещено проведение этих операций между банком и предприятиями.

           Банк России осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков по средствам банковского  надзора. Взаимоотношения Центрального и коммерческих банков основаны на следующих принципах: создание условий для стабильности банков и добросовестной конкуренции, невмешательство в оперативную деятельность, регулирование и контроль банков в пределах закона.

     Методы  регулирования:

     1) выдача (отзыв) банком лицензии на совершение банковских операций, регистрация уставов;

     2) установление для банков обязательных  или рекомендательных нормативов (достаточности капитала, ликвидности  баланса, ограничений на риски  минимального размера обязательных резервов в Банке России и т.д.);

     3) определение порядка формирования  банками обязательных страховых  фондов.

     Надзорные функции:

     1) проверка операций  банков либо  назначение проверок аудиторскими  организациями;

     2) контроль соблюдения нормативов  достаточности капитала, ликвидности и т.п., выполнения банковского законодательства, своевременности предоставления и достоверности отчетности;

     3) контроль за убыточностью банков  по результатом за год.

     Полномочия  Центрального банка  в устранении нарушений выражаются в следующих мерах:

     1. обязательность для коммерческих  банков выполнения оказаний ЦБ;

     2. требования к учредителям банков  по финансовому  оздоровлению банков, замене их руководителей, реорганизации или ликвидации банка;

     3. взыскание штрафов;

     4. повышение норм обязательных  резервов;

     5. назначение временной администрации  по управлению банков на период, необходимый для его финансового  оздоровления;

     6.отзыв  лицензий на совершение банковских  операций.

     Центральный банк устанавливает статистическую и бухгалтерскую отчетность банков и определяет правила бухгалтерского учета, статистической отчетности и совершения операций банков.

     В отношении операций коммерческих банков с ценными бумагами компетенция Центрального банка разделена с федеральной комиссией по ценным бумагам, Министерствами экономразвития и финансов России, выполняющими функции государственного органа регулирования рынка ценных бумаг. Нормативные акты Банка России по вопросам денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых операций, учета и отчетности и другим являются обязательными для банков и их клиентуры.

     Управление  и структура Банка  России. Возглавляют Банк России Национальный банковский совет, председатель Банка России и совет директоров. Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое – президентом Российской Федерации, трое – правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также председатель Банка России. Председатель Банка России назначается сроком на 4 года Государственной Думой. Совет директоров утверждается Государственной Думой (по представлению председателя Банка – 12 человек). В состав совета директоров входят председатель Банка России, его заместители, директора главных управлений Банка России регионах (последние – на основе норм представительства и периодической ротации). Заседание совета директоров проходят не реже одного раза а месяц. Решения принимаются простым большинством голосов, в случае их равенства голос председателя Банка России является решающим. Банк России является 4-звенной системой управления. Высший уровень – Национальный банковский совет. Второй уровень – совет директоров и центральный аппарат банка (Москва). Третий уровень – главные управления, действующие в крупных регионах России (краях, областях, республиках, крупнейших городах) в качестве филиалов Банка России. Данных управлений в настоящее время более 80. Четвертый уровень – расчетно-кассовые центры, действующие в качестве структурных подразделений главных управлений Банка России. Они созданы в масштабах городов и мелких регионах (районов) для расчетного и кассового обслуживания работающих там коммерческих банков, а также для проведения других операций, относящихся к компетенции Центрального банка.

     По  уставу Центральный банк РФ и его  территориальные главные управления не являются юридическими лицами, за ними закрепляется имущество. Их обязательства являются одновременно обязательствами Банка России, они совершают сделки только от имени Банка России. 
 
 
 
 

4.3 Банки в финансовой системе региона

     Банки являются необходимым элементом  рыночной экономики. Они служат для производства и обращения стоимости, для накопления капитала, для распределения стоимости между секторами экономики и предприятиями. В целом банки - это эмиссионные и кредитно-кассовые центры.

     Основное  назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

     Наряду  с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения - инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т. д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

     Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими.

     Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т. п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные о сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

     В РФ создание и функционирование банков основывается на Законе РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", принятом 2 декабря 1990 г. В соответствии с этим законом банки в России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц, посреднические и доверительные операции и др.

Информация о работе Денежно – кредитная политика: виды, инструменты и эффекты