Деловая информация в управленческом и финансовом анализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

В процессе повседневной хозяйственной деятельности предприятия возникает значительное количество оперативной информации, которая представляет собой “исходный материал” для принятия соответствующих управленческих решений.

Наибольшее значение для управления имеет экономическая информация, базирующаяся в основном на учетных данных. Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации приходится свыше 70 % общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия и источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

Оглавление

1. Деловая информация в управленческом и финансовом анализе 3
1.1. Виды источников информации 3
1.2. Источники информации субъектов анализа 6
1.3. Финансовая отчетность как информационная база анализа 6
1.4. Подготовка и аналитическая обработка исходных данных в анализе хозяйственной деятельности 15
2. Задачи 17
Список литературы 25

Файлы: 1 файл

16960 - ТЭА. Вариант 4 (доработка).doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Теория  экономического анализа

Вариант 4

Деловая информация в управленческом и финансовом анализе

 

Содержание  работы 

 

1. Деловая информация  в управленческом  и финансовом анализе

      1.1. Виды источников информации

      В процессе повседневной хозяйственной деятельности предприятия возникает значительное количество оперативной информации, которая представляет собой “исходный материал” для принятия соответствующих управленческих решений.

      Наибольшее  значение для управления имеет экономическая информация, базирующаяся в основном на учетных данных. Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации приходится свыше 70 % общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает всестороннюю синтетическую (обобщающую) и аналитическую (детализированную) информацию о состоянии и движении имущества предприятия и источниках его образования, хозяйственных процессах, конечных результатах финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

      Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом  и статистическом учете, а также  в планировании, прогнозировании, выработке  тактики и стратегии деятельности предприятия.

      На  всех этапах деятельности предприятия  к бухгалтерской информации предъявляются такие требования, как объективность, достоверность, своевременность и оперативность. Однако на современном этапе совершенствования управления, становления рыночной экономики к бухгалтерской информации предъявляются повышенные требования. Она должна быть высокого качества и эффективной, должна удовлетворять потребности внешних и внутренних пользователей информации. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Кроме того, необходимо, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени. Очевидно, что для удовлетворения всех перечисленных выше требований необходимо использовать различные методы сбора, обработки и учета информации. В экономически развитых странах эта проблема решена благодаря делению всей системы бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. В общем виде это можно представить в виде следующего рис. 1.

Рис. 1. Составные  части бухгалтерского учета

      Финансовый  учет охватывает информацию, которая  не только используется для внутреннего  управления, но и сообщается контрагентам (внешним пользователям).

      Управленческий  учет охватывает все виды учетной  информации, необходимой для управления в пределах самого предприятия.

      На  российских предприятиях многие главные  бухгалтеры, как правило, занимаются традиционным бухгалтерским учетом. Управленческий учет на большинстве предприятий не ведется или развит очень слабо. Многие его элементы входят в наш объединенный бухгалтерский учет (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции), в оперативный учет (оперативную отчетность), в экономический анализ (анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий и др.). Вместе с тем, отечественная учетная практика еще не увязана с маркетингом, и в ней не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, а также не используется такая категория, как будущий рубль и т.п.

      Чтобы лучше и нагляднее представить  сущность управленческого учета, полезно  показать сходство и различие между  финансовым и управленческим учетом.

      Между управленческим и финансовым учетом много общего, поскольку оба они используют информацию учетной системы предприятия. Одним из разделов этой системы является производственный учет, в котором накапливаются данные по затратам на производство, необходимые как в финансовом, так и в управленческом учете. Например, данные производственного учета обычно используются, чтобы помочь специалистам в установлении цены на производимую продукцию, и это — применение информации в управленческом учете. Те же данные производственного учета используются для оценки запасов при составлении баланса предприятия, а это — уже применение их для целей финансового учета.

      Однако  эти два вида учета существенно  отличаются друг от друга.

      Цель  финансового учета — предоставление данных, необходимых для составления финансовой отчетности (финансовых документов) предприятия, которая предназначена как для собственной администрации, так и для внешних пользователей. Для того, чтобы внешние пользователи, инвесторы и кредиторы могли дать объективную оценку финансового положения предприятия, его платежеспособности, кредитоспособности, оценить степень рентабельности инвестиций в данное предприятие, финансовый учет необходимо вести в соответствии с четко определенными требованиями и стандартами.

      Управленческий учет представляет собой основную систему коммуникаций внутри предприятия. Его цель — обеспечить соответствующей информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. Управленческий учет обеспечивает сбор и обработку информации в целях планирования, управления и контроля в рамках данной организации.

      1.2. Источники информации субъектов анализа

      Для финансового учета источниками  информации служат только данные учетной  системы предприятия, который накапливает  финансовую информацию, а также элементы системы налогообложения.

      Для управленческого учета источниками  информации, кроме данных учетной  системы предприятия, служат сведения о нормах расхода материальных ресурсов, технологических отходов, исследования о ситуации на рынке, отчеты о проведении научно-исследовательских работ, возможности использования их результатов в соответствующих условиях производства, размеры штрафных санкций при невыполнении сторонами пунктов хозяйственных договоров и др.

      1.3. Финансовая отчетность как информационная база анализа

      В соответствии с Положением о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации предприятия и организации  представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность по следующим адресам (пользователям  финансовой информации):

  • собственникам (участникам, учредителям) в соответствии с учредительными документами;
  • государственной налоговой инспекции (по месту нахождения юридического адреса предприятия);
  • другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности. К ним относятся, например, финансовые органы, осуществляющие финансирование расходов предприятия за счет ассигнований из бюджета или бюджетных ссуд;

      Органам Госкомимущества, министерствам, ведомствам представляют отчетность предприятия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности полностью или частично, а также приватизированные предприятия (в том числе арендные), созданные на базе государственных предприятий или их структурных подразделений, до окончания выкупа.

      С 1 января 1996 г. бухгалтерская отчетность представляется также органам Государственной  статистики для обобщения и публичного использования внешними пользователями информации.

      Годовую бухгалтерскую отчетность предприятия представляют не позднее 1 апреля, следующего за отчетным годом.

      Предприятия с иностранными инвестициями представляют годовую бухгалтерскую отчетность каждому собственнику в порядке, предусмотренном учредительными документами, и органу государственной налоговой инспекции по месту нахождения юридического адреса предприятия к 15 марта, следующего за отчетным годом.

      Предприятия, имеющие в своем составе филиалы  или дочерние компании представляют в те же сроки консолидированный  баланс.

      В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы:

  • форма N 1 "Баланс предприятия". В нем фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. Для баланса характерно наличие информации о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется на начало года и на конец года, что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается введением следующих форм отчетности:
  • форма N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании" и справка к форме N 2 "Справка к отчету о финансовых результатах и их использовании";
  • форма N 5 "Приложение к балансу предприятия";
  • "Пояснительная записка" с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;
  • "Аудиторское заключение" (для акционерных обществ открытого типа), удостоверяющее степень достоверности сведений, включаемых в бухгалтерскую отчетность предприятия.
 

      Отчетность - это заключительный элемент метода бухгалтерского учета. Подготовка бухгалтерской  отчетности - это забота не только бухгалтерии, но и других экономических и технических служб предприятия, потому что при составлении отчетности подводятся и оцениваются все аспекты деятельности предприятия. Отчетность составляется на основании всех видов текущего учета - бухгалтерского, статистического, оперативно-технического. Она может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и актуальные показатели. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют собой единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Вместе с тем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, потому что, как правило, они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. 

      Например, данные, представленные в балансе  предприятия (форма N 1) дополняют сведения, содержащиеся в "Отчете о финансовых результатах и их использовании" (форма N 2), и наоборот.

      Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, являются следствием определенных требований, предъявляемых к ее составлению:

  • полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
  • правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;
  • соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в объяснительной записке к годовому отчету.
 

      Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских  отчетов раскрывает причины достигнутых  успехов, а также недостатков  в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности.

      Наиболее  информативной формой для анализа  и оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс (форма N 1). Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческого дела (предпринимателей, акционеров, государства, кредитов, инвесторов, банков и др.).

      Баланс  отражает состояние хозяйства в денежной оценке.

      В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия  по функциональному признаку. Актив  баланса состоит из 3-х разделов. Так, в разделе I "Основные средства и прочие внеоборотные активы" отражаются здания, сооружения, машины, оборудование; долгосрочные финансовые вложения; инвестиции в дочерние и иные предприятия; нематериальные активы.

Информация о работе Деловая информация в управленческом и финансовом анализе