cмешанная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:

Рассмотреть различные модели смешанной экономики, существующие в настоящее время.

Задачи:

Рассмотреть историческое эволюционирование смешанной экономики.

Сравнить пути развития нескольких государств со смешанной экономикой.

Выявить сходства и различия в функционировании экономики этих государств.

Выявить преимущества и недостатки смешанной экономики.

Изучить и проанализировать статистические данные.

Файлы: 1 файл

Смешанная экономика.docx

— 36.23 Кб (Скачать)

Смешанная экономика 

Выполнила: студентка 1 курса  Коростелёва Я. Д. 

Курсовая по дисциплине «Экономическая теория» 

Московская Финансово Юридическая Академия. 

Москва, 2007 год. 

Введение. 

С появлением и развитием  рыночной экономики большинство  стран мира пришло к выводу, что  ни о одна из существующих на тот момент экономических систем полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Таким образом требовалась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и дать новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух других экономических систем, более успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения. Каждое государство, использующее смешанную экономическую систему, развивается сугубо индивидуально, т. к. само выбирает какие черты других экономических систем использовать. Поэтому так сильны отличия между Россией, США и остальными странами, идущими по этому пути. 

Объектом исследования является смешанная экономика. Предмет- основные характеристики, функционирование смешанной экономики, ее специфические черты. 

Цель работы: 

Рассмотреть различные  модели смешанной экономики, существующие в настоящее время. 

Задачи: 

Рассмотреть историческое эволюционирование смешанной экономики. 

Сравнить пути развития нескольких государств со смешанной  экономикой. 

Выявить сходства и  различия в функционировании экономики  этих государств. 

Выявить преимущества и недостатки смешанной экономики. 

Изучить и проанализировать статистические данные. 

При написании работы использовалась различная литература и источники, в том числе и  ресурсы компьютерной сети «Интернет». Информация, находящаяся на этих ресурсах, обладает большей актуальностью, т. к. обновляется быстрее, чем информация на бумажных носителях. Поэтому сетью  «Интернет» следует пользоваться для  получения данных статистического  характера - таблиц, графиков и т. д. Однако эта информация не всегда бывает достоверной, поэтому для получения  углубленных знаний следует обращаться к более авторитетным источникам. В «Экономической теории» Борисова Е. Ф. материал изложен не слишком подробно, но дает общее представление о предмете, поэтому его можно использовать для ознакомления. 

Структура курсовой состоит из введения, основной части, представленной 2 главами, каждая из которых  содержит несколько параграфов и  заключения. 

Глава 1. Теоретические  аспекты смешанной экономической  системы. 

1.1 Основные черты.  Одним из главных признаков  является преобладание рыночной  организации экономики, что в  первую очередь подразумевает  свободное предпринимательство.  Многосекторность экономики предполагает наличие большого количества равноправных секторов, соотношение которых зависит от национальных и территориальных особенностей стран. Государство играет роль организатора, но не оказывает значительного влияния на экономику. Оно должно координировать деятельность малого, среднего и крупного бизнеса, защищать отечественного производителя, обеспечивать свободную конкуренцию. 

Государство может  размещать госзаказы на товары, услуги или выполнение работ, что является чертой, присущей командно-административной экономике. «Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками (далее также — заказчики) могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.»[1]  

Социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность  для существования хотя бы на минимальном  уровне. Также государство ведет  перераспределение доходов для  сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования. 

К основным целям, которые  преследует смешанная экономическая  система, можно отнести обеспечение  полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование. 

Специфические черты  смешанной экономики. «Во-первых, новый  хозяйственный механизм органически  соединяет устойчивость государственного управления, необходимую для удовлетворения потребностей и гибкость рыночного  саморегулирования, что требуется  в особенности для удовлетворения личных запросов. Во-вторых только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования; социальную справедливость; стабильность экономического роста. В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать совокупный спрос и совокупное предложение. Для этого требуется согласовано привести в действие все рычаги и стимулы хозяйствования на уровнях микро-, мезо- и макроэкономики.»[2]  

Каждое отдельное  государство по-разному расставляет  приоритеты развития, однако 3 основных принципа присущи всем моделям смешанной экономики: 

насколько увеличивается  рыночный сектор, настолько (в пределах определившейся потребности) уменьшится государственный сектор;  

насколько эффективен финансовый потенциал рыночного  сектора, настолько экономически «обеспечен»  и государственный сектор;  

процесс приватизации (в том числе и земли) будет  в нашей стране идти до тех пор  и до тех размеров, пока весь государственный  сектор не перейдет на «содержание» рыночного.[3]  

1.2 Зарождение смешанной  экономики. Рыночная экономика  испытывала серьезные затруднения  еще в XIX в. Низкая зарплата, высокий уровень безработицы,  ненормированный рабочий день - все  эти факторы вызывали недовольство  широких масс населения во  многих странах. В конце 20-х  и начале 30-х годов весь западный  мир поразила «Великая депрессия», в результате которой произошло  разрушение финансовой и денежной  системы. Их охватила всеобщая  волна банкротства и массовой  безработицы. Такая ситуация породила  недоверие к рыночной экономике,  как со стороны рабочих, так  и со стороны предпринимателей. В дальнейшем интересы различных  социальных групп в какой-то  мере объединила смешанная экономическая  система. Смешанная экономика  - организация экономики, при которой  частный сектор управляется рыночным  механизмом, а общественные институты  и правительство, опираясь на  рыночный механизм, воздействуют  на экономику через директивы  и фискальные рычаги.[4]  

Первые идеи смешанной  экономики появились в начале XX века, но споры о них ведутся  до сих пор. Одним из ведущих ученых в этой области был М.Алле, который считал, что рыночная экономика «не панацея, позволяющая решить все проблемы»[5] , т. к. не использует все возможности общества. 

Но наибольший вклад  в развитие этой дисциплины внес Дж. М. Кейнс. Он доказал, что рынок может успешно развиваться и заниматься саморегулированием без вмешательства государства и регулирования им кредитно денежной политики. Это направление было названо кейнсианством, впоследствии оно разделилось на неокейнсианство и посткейнсианство. 

Сторонники неокейнсианства основное внимание уделяли проблемам занятости, инфляции и экономического роста. К ним относятся Р. Харрод, Е. Домар, П. Самуэльсон и другие. Сторонники посткейнсианства, такие как Дж. Робинсон и П. Сраффа, в большей мере изучали вопросы распределения доходов и конкуренции. В дальнейшем неоклассика претерпела ряд изменений, вследствие чего образовались такие направления как монетаризм, новая классическая экономика и теория общественного выбора. 

Монетаристы во главе с Фридменом считали, что рынок может регулировать себя самостоятельно, поэтому роль государства в экономике следует свести к минимуму. Представители новой классической экономики предлагают снижать налоги и предоставлять больше свобод и возможностей частным предпринимателям, что поможет стимулировать бюджет. Сторонники теории общественного выбора во главе с Бьюкененом важнейшее значение придавали стремлению человека максимизировать свою прибыль в любой области деятельности. Поэтому и государство существует лишь для заботы об общественных интересах.  

Институционалисты видели связь между «институтами» и экономикой. Под «институтами» следует понимать государство, политические партии, профсоюзы и т.д. То есть все те организации, которые тесно связаны с социальной стороной жизни человека и общества.  

Таким образом экономика должна учитывать все это при выборе путей развития. А государство должно принимать во внимание интересы граждан, в отличие от командно-административной экономики, где планирование хозяйства зачастую ведется без учета интересов общества. В то же время есть и сходство с этой экономической системой, которое заключается в обеспечении максимальной занятости населения, в то время как рыночная экономика стремится лишь к максимилизации прибыли вследствие чего часть трудоспособного населения может остаться без работы. 

Все эти экономические  концепции явились предпосылками  для появления смешанной экономической  системы, которая окончательно оформилась лишь после Второй мировой войны. 

1.3 Модели смешанной  экономики. Каждое государство  само выбирает каким именно принципам следовать, что и обусловливает многообразие систем смешанной экономики. Так, большую роль здесь играют не только чисто экономические факторы (например управление системой народного хозяйства, взаимодействие рынка и государства или экономические регуляторы), но и географическое положение государства, менталитет, ориентированность на наращивание военной мощи и т. д.  

Но тем не менее все эти системы можно условно разбить на группы, объединенные общими чертами и признаками. Классификация может идти по различным показателям.  

Классификация по степени  регулирования экономики государством. При минимальном участии государства  основное его дело– это «обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию».[6] Также оно занимается проблемами регулирования внешних эффектов, к которым относится перераспределение доходов граждан, рассмотрение проблем здравоохранения и проблем экологии. Управление нерыночным сектором подразумевает взятие под контроль государства науки, образования, сети коммуникаций, национальной обороны. В этой модели государство по сути дела лишь обеспечивает условия для свободного предпринимательства и ведет защиту отечественного производителя на мировой арене. Такая система народного хозяйства существует в США, где большая часть ВНП производится за счет рынка и лишь небольшая – за счет государства. 

В противовес ей другая модель предполагает максимальное государственное  регулирование, и поэтому она  по своим качествам ближе к  командно-административной экономике. Государство самостоятельно разрабатывает  законодательство, регулирующее рыночную деятельность. Старается активно  бороться с нежелательными экономическими явлениями типа безработицы, высоких  темпов инфляции и кризисов. Также  оно заботится об уменьшении дефицита бюджета, повышения конкурентоспособности отечественного производителя, проводит национализацию собственности. Важную роль играют планирование и прогнозирование, которые помогают заранее рассчитать объемы затраченных средств, а следовательно более точно и четко составить бюджет и назначить цены на товары. 

Подводя итог этой классификации, можно привести цитату двух известных  экономистов: «Эффективному и гуманному  обществу требуются две составляющие смешанной системы – рынок  и государство. Для эффективного функционирования современной экономики  нужны обе эти половинки –  одной рукой аплодировать невозможно.»[7]  

В другой классификации  можно выделить несколько моделей. Неоэтатистский вариант основан на кейнсианской концепции и подразумевает большое влияние государства на развитие экономики. Эта модель характерна для таких стран как Япония, Франция, Великобритания и Италия. Неолибералъный вариант смешанной экономики является вариантом социально-регулируемой рыночной экономики. Слишком большое вмешательство государства нежелательно, поэтому рыночный механизм не был скован столь узкими рамками. Большое внимание здесь отводилось месту работника в участии управлением предприятия, также проводилась денационализация объектов. Эта модель существовала в США и ФРГ. Модель централизованного согласия являлась как бы компромиссом между двумя другими моделями. В этом случае существовало согласие разных социальных сторон. В двухсторонней системе этими сторонами являлись работники предприятий и государство, а в трехсторонней отдельно выделялась администрация этих предприятий. Такая модель была характерна для Швеции.  

Глава 2. Национальные модели смешанной экономики. 

2.1 Японская модель. Является моделью регулируемого  корпоративного капитализма, в  которой благоприятные возможности  накопления капитала сочетаются  с активной государственной политикой  и особым социальным значением  корпоративного начала. Характеризуется  отставанием уровня жизни населения  от роста производительности  труда. Таким образом достигается уменьшение себестоимости продукции, а следовательно и увеличение ее конкурентоспособности.  

Информация о работе cмешанная экономика