Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современной экономике происходят радикальные технологические изменения, связанные с ее переходом в постиндустриальную эпоху. Эти изменения предъявляют новые более высокие требования к качеству человеческих ресурсов, обусловливая их приоритетную, по сравнению с вещественными ресурсами, роль в обеспечении экономического роста и превращая уровень жизни человека в главный показатель развития экономики. Как отмечается в двадцатом юбилейном издании доклада ООН, «цель развития должна состоять в создании благоприятной среды, позволяющей людям вести долгую, здоровую и творческую жизнь»1.
На правах рукописи
Гибадатова Гюльнара Рафкатовна
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО РОЛЬ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Специальность: 08.00.01 – «Экономическая теория»
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва 2011
Работа выполнена на кафедре экономической теории
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Всероссийский заочный
Научный руководитель: Доктор экономических наук, доцент
Официальные оппоненты: Доктор экономических наук, профессор
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО Российский Экономический
Защита состоится «__»_________2011г. в 14 часов в аудитории А 200 на заседании диссертационного совета Д 212.040.02 при ФГБОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический институт» по адресу 123995, г.Москва, ул. Олеко Дундича, 23.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический институт».
Автореферат разослан «___»___________2011 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
к.э.н., доцент
Актуальность темы исследования. В современной экономике происходят радикальные технологические изменения, связанные с ее переходом в постиндустриальную эпоху. Эти изменения предъявляют новые более высокие требования к качеству человеческих ресурсов, обусловливая их приоритетную, по сравнению с вещественными ресурсами, роль в обеспечении экономического роста и превращая уровень жизни человека в главный показатель развития экономики. Как отмечается в двадцатом юбилейном издании доклада ООН, «цель развития должна состоять в создании благоприятной среды, позволяющей людям вести долгую, здоровую и творческую жизнь»1.
В этой связи, уже устоявшаяся в экономической литературе категория человеческого капитала становится слишком узкой, ограничивающейся характеристикой экономической природы человека, не отражающей всей совокупности его современных свойств. В отличие этого понятие человеческого потенциала выражает разнообразие личностных способностей индивида, реализация которых приносит ему не только экономические выгоды.
Концепция человеческого потенциала имеет особое значение для России, на территории которой сосредоточено около 40% основных природных богатств и только 2,3% населения планеты. При этом даже имеющийся запас человеческих ресурсов не находит своей эффективной реализации. Все это ограничивает возможности развития страны, препятствуя созданию и внедрению постиндустриальных технологий, определяющих ее конкурентоспособность на мировом рынке. В свою очередь, преимущественное использование технологий уходящего индустриального уклада подавляет инновационную активность и полноценное вовлечение человеческого потенциала в процесс национальных технологических преобразований.
В таких условиях постановка вопроса о качественном и долгосрочном воспроизводстве человеческого потенциала является весьма актуальной. Именно поступательное развитие человеческого потенциала в тесной взаимосвязи с процессом технологической модернизации способно вывести российскую экономику на принципиально новый, соответствующий требованиям времени, уровень развития. Теоретическому обоснованию решения этой задачи посвящено данное исследование.
Степень
научной разработанности
Предпосылки к разработке концепции человеческого потенциала заложены в трудах Ф. Кенэ, К. Маркса, В. Парето, У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита. В них человеческие взаимодействия анализируются через категории рациональности в рамках концепции «экономического человека», получившей в дальнейшем развитие в теории «человеческого капитала» Т.Шульца и Г.Беккера. В то же время такие ученые, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммел подвергли критике узко экономический подход, развивая комплексный анализ природы человеческих ресурсов. В результате сегодня многие зарубежные (Д. Коллинз, М.Х. Мескон, С. Чоудхари, Р.Д. Эренберг) и отечественные (Антоненко О.Н., Вереникин А.О., Гречанов А. Н., Кадыров С.Х., Саксельцев И.Г., Соболева И.В.) экономисты подходят к характеристике человека не только как субъекта, но как объекта экономических отношений.
Наряду с анализом человеческого потенциала в современной экономической науке одной из наиболее важных остается проблема технологических изменений. Место и значение технологий в эволюции системы социально-экономических отношений рассмотрены в работах таких зарубежных ученых, как Ф. Махлуп, С. Сато, Д. Белл, Д. Гамильтон, Т. Умесао, Х. Кумамото, Дж. Стиглер, Э. Тоффлер, Л. Уайт. В отечественной экономической науке вопросам технологических изменений посвящены исследования С.К. Абачиева, А.И. Анчишкина, И.Е. Артемьева, Л.С. Бляхмана, Д.И. Волошина, B.C. Иноземцева, Е.В. Ивановой, С.М. Климова, Б.Н. Кузыка, Д.С. Львова, В.И. Маевского, О.Ю. Мамедова, Д.Ю. Миропольского, Р.М. Нижегородцева, О.С. Сухарева, В.М. Цлафа, Ю.В. Яковца, Ю.В. Яременко и других экономистов.
Вместе с тем, несмотря на значительное количество научных трудов освещающих проблемы человеческого потенциала, с одной стороны, и вопросы технологических сдвигов, с другой стороны, ключевые аспекты, связанные с исследованием особенностей воспроизводства человеческого потенциала в контексте процесса технологической модернизации, изучены недостаточно.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность данного феномена стали основанием для выбора темы диссертационной работы.
Целью исследования является разработка теоретических основ научного анализа и обоснование важнейшей роли человеческого потенциала в процессе технологической модернизации национальной экономики.
Для достижения указанной
цели поставлены следующие
Объектом исследования является человеческий потенциал современного общества.
Предметом исследования является процесс воспроизводства и развития человеческого потенциала в условиях современных технологических преобразований и особенности его проявления в российской экономике.
Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции классического, неоклассического, институционально- эволюционного направлений экономической науки в рамках комплексного подхода к анализу природы человеческих ресурсов.
В процессе исследования использованы диалектический, абстрактно-логический, системно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы познания.
Информационная база исследования представлена статистическими материалами ООН, Всемирного экономического форума, Росстата, Министерства экономического развития и промышленности Республики Башкортостан, Министерства торговли и внешнеэкономических отношений Республики Башкортостан, материалами научно-практических конференций и семинаров, российскими и зарубежными справочниками, бюллетенями, нормативно-правовыми документами.
Научная новизна диссертации заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию качества человеческого потенциала как целевой функции социально-экономического развития в условиях технологической модернизации российской экономики.
Наиболее существенные научные результаты состоят в следующем:
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании предложений по совершенствованию подходов и методов воспроизводства человеческого потенциала инновационного типа.
Теоретические и методические положения диссертации доведены до конкретных практических рекомендаций и разработок, реализация которых позволит повысить эффективность использования человеческого потенциала разных уровней. Теоретические положения и практические результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке и преподавании учебных курсов для подготовки студентов и аспирантов по экономической теории.
Апробация
и внедрение результатов
Диссертационное исследование выполнялось на кафедре экономики, менеджмента и маркетинга филиала ВЗФЭИ в г. Уфе в рамках комплексной межкафедральной темы «Социально-экономическая и финансовая политика России в условиях модернизации и перехода экономики на инновационный путь развития» (2005-2010 гг.) .
Предложения, разработанные автором, использовались в деятельности:
Материалы диссертации были использованы в учебном процессе Всероссийского заочного финансово-экономического института при чтении лекций, проведении практических занятий, научно-практических студенческих конференций в рамках учебных курсов «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика».