Человеческий потенциал и его роль в технологической модернизации российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современной экономике происходят радикальные технологические изменения, связанные с ее переходом в постиндустриальную эпоху. Эти изменения предъявляют новые более высокие требования к качеству человеческих ресурсов, обусловливая их приоритетную, по сравнению с вещественными ресурсами, роль в обеспечении экономического роста и превращая уровень жизни человека в главный показатель развития экономики. Как отмечается в двадцатом юбилейном издании доклада ООН, «цель развития должна состоять в создании благоприятной среды, позволяющей людям вести долгую, здоровую и творческую жизнь»1.

Файлы: 1 файл

_sites_default_files_users_183_avtoreferat_gibadatovoy_g.r..doc

— 328.00 Кб (Скачать)

 


 

На правах рукописи

 

 

 

 

 

Гибадатова Гюльнара Рафкатовна

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ  ПОТЕНЦИАЛ И ЕГО РОЛЬ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ  МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Специальность: 08.00.01 – «Экономическая теория»

 

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание  ученой степени 

кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Работа выполнена на кафедре экономической теории

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего  профессионального образования 

«Всероссийский заочный финансово-экономический  институт»

 

Научный руководитель:                   Доктор экономических наук, доцент

                                                                                 Иванова Елена Валентиновна

 

Официальные оппоненты:               Доктор экономических наук, профессор

                                                                                Антипина Ольга Николаевна

                                                                                Кандидат экономических наук

                                                                               Кадыров Салават Хисматович

Ведущая организация:                    ФГБОУ ВПО Российский Экономический 

                                                                             Университет им. Г.В. Плеханова

 

Защита состоится «__»_________2011г. в 14 часов в аудитории А 200 на заседании диссертационного совета  Д 212.040.02 при ФГБОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический институт» по адресу 123995, г.Москва, ул. Олеко Дундича, 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический институт».

 

 

 

Автореферат разослан «___»___________2011 г.

 

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.э.н., доцент                                                                             В.Д. Мостова

  1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. В современной экономике происходят радикальные технологические изменения, связанные с ее переходом в постиндустриальную эпоху.  Эти изменения предъявляют новые более высокие требования к качеству человеческих ресурсов, обусловливая их приоритетную, по сравнению с вещественными ресурсами, роль в обеспечении экономического роста и превращая уровень жизни человека в главный показатель развития экономики.  Как отмечается в двадцатом юбилейном издании доклада ООН, «цель развития должна состоять в создании благоприятной среды, позволяющей людям вести долгую, здоровую и творческую жизнь»1.

В этой связи, уже устоявшаяся в экономической литературе категория человеческого капитала становится слишком узкой, ограничивающейся характеристикой экономической природы человека, не отражающей всей совокупности его современных свойств. В отличие этого понятие человеческого потенциала выражает разнообразие личностных способностей индивида, реализация которых приносит ему не только экономические выгоды.

Концепция человеческого потенциала имеет особое значение для России, на территории которой сосредоточено около 40% основных природных богатств и  только 2,3% населения планеты. При этом  даже имеющийся запас человеческих ресурсов не находит своей эффективной реализации. Все это ограничивает возможности развития страны, препятствуя созданию и внедрению постиндустриальных технологий, определяющих ее конкурентоспособность на мировом рынке. В свою очередь, преимущественное использование технологий уходящего индустриального уклада подавляет инновационную активность и полноценное вовлечение человеческого потенциала в процесс национальных технологических преобразований.

В таких условиях постановка вопроса о качественном и долгосрочном воспроизводстве человеческого потенциала является весьма актуальной. Именно поступательное развитие человеческого потенциала в тесной взаимосвязи с процессом технологической модернизации способно вывести российскую экономику на принципиально новый, соответствующий требованиям времени, уровень развития. Теоретическому обоснованию решения этой задачи посвящено данное исследование.

Степень научной разработанности проблемы. Человеческий потенциал как объект исследования рассматривался в тех или иных аспектах с позиций экономической теории, менеджмента, социологии, психологии.

Предпосылки к  разработке концепции человеческого  потенциала заложены в трудах Ф. Кенэ, К. Маркса, В. Парето, У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита. В них человеческие взаимодействия анализируются через категории рациональности в рамках концепции «экономического человека», получившей в дальнейшем развитие в теории «человеческого капитала» Т.Шульца и Г.Беккера. В то же время такие ученые, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммел подвергли критике узко экономический подход, развивая комплексный анализ природы человеческих ресурсов. В результате сегодня многие зарубежные  (Д. Коллинз, М.Х. Мескон,   С. Чоудхари,  Р.Д. Эренберг)  и отечественные (Антоненко О.Н., Вереникин А.О., Гречанов А. Н., Кадыров С.Х., Саксельцев И.Г., Соболева И.В.) экономисты подходят к  характеристике человека не только как субъекта, но как объекта   экономических отношений.

Наряду с анализом человеческого  потенциала в современной экономической науке одной из наиболее важных остается проблема технологических изменений. Место и значение технологий в эволюции системы социально-экономических отношений рассмотрены в работах таких зарубежных ученых, как Ф. Махлуп, С. Сато, Д. Белл, Д. Гамильтон, Т. Умесао, Х. Кумамото, Дж. Стиглер, Э. Тоффлер, Л. Уайт. В отечественной экономической науке вопросам технологических изменений  посвящены исследования С.К. Абачиева, А.И. Анчишкина, И.Е. Артемьева, Л.С. Бляхмана, Д.И. Волошина, B.C. Иноземцева, Е.В. Ивановой, С.М. Климова, Б.Н. Кузыка, Д.С. Львова, В.И. Маевского, О.Ю. Мамедова, Д.Ю. Миропольского, Р.М. Нижегородцева, О.С. Сухарева, В.М. Цлафа, Ю.В. Яковца, Ю.В. Яременко и других экономистов.

Вместе с тем, несмотря на значительное количество научных трудов освещающих проблемы человеческого потенциала, с одной стороны, и вопросы технологических сдвигов, с другой стороны, ключевые аспекты, связанные с исследованием особенностей воспроизводства человеческого потенциала в контексте процесса технологической модернизации,  изучены недостаточно.

 Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность данного феномена стали основанием для выбора темы диссертационной работы.

Целью исследования является разработка теоретических основ научного анализа и обоснование важнейшей роли человеческого потенциала в процессе технологической модернизации национальной экономики.

 Для достижения указанной  цели поставлены следующие задачи:

  • исследовать эволюцию человеческого фактора в условиях технологической трансформации экономической системы;
  • раскрыть социально-экономическое содержание и структуру человеческого потенциала как объекта экономического исследования;
  • установить взаимосвязь процессов воспроизводства  человеческого потенциала и технологизации современной экономики;
  • выявить особенности воспроизводства человеческого потенциала в условиях технологической модернизации России;
  • разработать методику диагностики человеческого потенциала, позволяющую комплексно оценить его состояние;
  • сформулировать принципы и определить этапы национальной стратегии воспроизводства человеческого потенциала.

Объектом  исследования является человеческий потенциал современного общества.

            Предметом исследования является процесс воспроизводства и развития человеческого потенциала  в условиях современных технологических преобразований и особенности его проявления в российской экономике.

Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции классического, неоклассического, институционально- эволюционного направлений экономической науки в рамках комплексного подхода к анализу природы человеческих ресурсов.

В процессе исследования использованы диалектический, абстрактно-логический, системно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы познания.

Информационная  база исследования представлена статистическими материалами ООН, Всемирного экономического форума, Росстата, Министерства экономического развития и промышленности Республики Башкортостан, Министерства  торговли и внешнеэкономических отношений Республики Башкортостан, материалами научно-практических конференций и семинаров, российскими и зарубежными справочниками, бюллетенями, нормативно-правовыми документами.

Научная новизна диссертации  заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию качества человеческого потенциала как целевой функции социально-экономического развития в условиях технологической модернизации российской экономики.

Наиболее  существенные научные результаты состоят  в следующем:

  1. Выделены закономерности технологической трансформации экономической системы, связанные с изменением роли человеческого фактора (гуманизация технологических процессов, интеллектуализация труда, капитализация человеческих способностей), что позволило раскрыть содержание понятия «человеческий потенциал» и определить его приоритетное, по сравнению с материально-вещественным потенциалом, место в современном общественном развитии.
  2. Аргументирован тезис о необходимости разграничения экономических (капитальных) и неэкономических (личностных), пространственно-субъектных и временных форм реализации человеческого потенциала, в результате чего расширена трактовка его структуры. 
  3. Раскрыто содержание воспроизводства человеческого потенциала, обусловленное особенностями современных технологических изменений, как комплексного, непрерывного процесса формирования, использования (реализации и коммерциализации) и развития человеческих способностей на индивидуальном, коллективном и общественном уровнях.
  4. Обоснована ключевая роль и выявлены особенности воспроизводства человеческого потенциала в условиях технологической модернизации российской экономики (более высокий уровень развития по сравнению с уровнем применения новых технологий; низкая готовность к восприятию информационно-коммуникационных технологий со стороны государства; слабая коммерциализация человеческого капитала;  высокая степень дифференциации доходов населения; недостаток в развитии формальных институтов).  В результате сделан вывод о снижении стимулов к инвестированию в человеческий потенциал, соответствующий новой ступени технологического развития страны, что создает опасность возникновения  ситуации интеллектуальной ловушки.
  5. Дана количественная (с учетом временного лага) характеристика взаимозависимости инновационной конкурентоспособности страны и качества человеческого потенциала, что позволило обосновать необходимость и сформулировать принципы (имманентного изменения, целевой направленности, адресного характера, долгосрочного воздействия, ситуативной оценки, отрицания силового воздействия, баланса противоречий) стратегического управления развитием человеческого потенциала в условиях технологической модернизации российской экономики. В этой связи предложена методика оценки человеческого потенциала на основе расчета соответствующего интегрального показателя.

Практическая  значимость диссертационного исследования заключается в обосновании предложений по совершенствованию подходов и методов воспроизводства человеческого потенциала инновационного типа.

Теоретические и методические положения диссертации доведены до конкретных практических рекомендаций и разработок, реализация которых позволит повысить эффективность использования человеческого потенциала разных уровней. Теоретические положения и практические результаты  проведенного исследования могут быть использованы при разработке и преподавании учебных курсов для подготовки студентов и аспирантов по экономической теории.

Апробация и внедрение результатов исследования. Наиболее существенные теоретические разработки, выполненные в ходе исследования, были доложены и получили одобрение на Всероссийской научно-практической конференции «Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, октябрь 2006г.); Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии пространственного развития» (Уфа, сентябрь 2007г.); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы функционирования и развития социально- экономических систем» (Уфа, декабрь 2007 г.); Международной научно- практической конференции «Технология управления социально- экономическим развитием региона» (Уфа, апрель 2008г.);  Всероссийской научно-практической конференции «Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика» (Уфа, апрель 2010) .

Диссертационное исследование выполнялось на кафедре экономики, менеджмента и маркетинга филиала ВЗФЭИ в г. Уфе в рамках комплексной межкафедральной темы «Социально-экономическая и финансовая политика России в условиях модернизации и перехода экономики на инновационный путь развития» (2005-2010 гг.) .

Предложения, разработанные  автором, использовались в деятельности:

  • Министерства образования республики Башкортостан в виде методики оценки человеческого потенциала, практических рекомендаций по повышению уровня восприимчивости работников министерства к информационно-коммуникационным технологиям, предложений рациональному  использованию финансовых ресурсов;
  • Министерства земельных и имущественных отношений республики Башкортостан для реализации задач внутриминистерской системы формирования и развития человеческого потенциала.

Материалы диссертации  были использованы в учебном процессе Всероссийского заочного финансово-экономического института при чтении лекций, проведении практических занятий, научно-практических студенческих конференций в рамках учебных курсов  «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика».

Информация о работе Человеческий потенциал и его роль в технологической модернизации российской экономики