Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа
Целью данной работы является формирование и закрепление общего материала по теме; выявление плюсов и минусов форм собственности на землю; изучение и понимание проблем, связанных со становлением и развитием частной собственности в РФ, которые относятся к главным общественным и государственным проблемам.
Введение 5
1. Понятие собственности и ее роль в экономике 7
1.1.Собственность как экономическая категория 7
1.2.Теоретические аспекты трансформации форм
собственности 13
1.3.Особенности частной и государственной собственности
на землю 17
2. Анализ эффективности использования земли в современной экономике России 23
2.1. Исторические аспекты земельных отношений в России 23
2.2. Реформирование земельных отношений в 2000-2009 годах 35
2.3.Проблемы управления частной и государственной
земельной собственностью 38
Заключение 45
Список использованной литературы 46
Изначальной и самой длительной была эпоха первобытно-общинного строя, которая завершилась 7-9 тысяч. лет тому назад и из которой не вышли еще отдельные племена, проживающие в труднодоступных местах Азии, Африки и Латинской Америке. В этой эпохе выделяются два этапа: период собирания и присваивания дарованных природой жизненных средств и второй период, когда люди стали создавать полезные продукты своим трудом. Человек в то время находился в полной зависимости от окружающей природной среды. Примитивность орудий труда исключала возможность борьбы за выживание в одиночку. Естественной была совместная деятельность, а единственно возможной и необходимой коллективная собственность. Совместно присваивались и охранялись занятый общиной участок земли, орудия коллективного труда, общее жилище. Плоды совместного труда присваивал весь родовой коллектив. Минимум результатов диктовал уравнительное распределение.
Совершенствование орудий труда и форм ведения хозяйства расширяли потребности первобытных людей и вносили изменения в экономический организм общины. Появление лука и стрел создало возможность добыть зверя в одиночку и положило начало распаду уравнительных форм распределения.
С развитием
земледелия и скотоводства
Внутри
общины стал развиваться новый
тип хозяйства, начинается
На рубеже IV и III тысяч. до н.э. возникло рабовладельческое общество. Его основу составляла частная собственность на землю и на раба. Она и предопределяла существо социально-экономических отношений этого общества. Захватнические войны обеспечивали массовый приток пленных, - дешевой рабочей силы для рабовладельческих латифундий. Со временем малопроизводительный труд рабов при повышении рыночных цен на них в результате ослабления военной мощи рабовладельческих государств, сделали невыгодным покупку и содержание рабов. Крупные земельные собственники стали дробить свои поместья на мелкие участки и отдавать их для обработки рабам и потерявшим свои земли свободным крестьянам. Подневольные крестьяне были вынуждены отдавать своим хозяевам значительную часть производимой продукции. Отношения собственности претерпели очередное изменение, совершился переход к феодальному экономическому устройству. У А.Смита в «Исследовании о природе и причине богатства народов» говорится: «С тех пор, как вся земля в той или иной стране превратилась в частную собственность, землевладельцы, подобно всем другим людям, любят пожинать там, где они не сеяли, и требуют ренту даже за естественные плоды земли…».[32]
Социально-экономические
отношения феодализма имели
Более прогрессивной
по сравнению со всеми
Капитализм
в промышленной сфере начался
с простой кооперации труда,
когда под одной крышей, под
началом одного хозяина-
Переход к машинному производству (конец XVIII-середина XIX в.) подвел под капиталистическую экономику качественно новую техническую основу, что не могло не внести изменения в содержание и отношения собственности. Научно-технический прогресс усилил концентрацию производства, привел к рождению крупных заводов, фабрик. Единоличных капиталов для освоения новых производств стало недоставать. Вторая половина XIX в. ознаменовалась крупнейшими открытиями в науке и технике, быстрым развитием машинного производства. Происходят структурные изменения в капиталистической экономике, быстро развивается паровозостроение, железнодорожный, речной и морской транспорт, а к концу века - автомобилестроение, самолетостроение. Индивидуальным капиталам освоения новых капиталоемких отраслей хозяйства оказалось не под силу, получает ускоренное развитие коллективная, акционерная форма ведения хозяйства.
Из концентрации производства рождаются монополии, которые сосредотачивают в своих руках производство и сбыт значительной части той или иной продукции, а, следовательно, и экономическую власть.
Таким образом, процессы трансформации собственности привели к формированию и сосуществованию в современных странах различных модификаций частной и государственной собственности, на базе их сочетания смешанных экономик.[1]
Вместе с тем, недостаточно изученными остаются многие как теоретические, так и методологические аспекты трансформации института собственности в условиях глобальной экономики. Дискуссии о трансформации отношений, прав и форм собственности в условиях глобализации экономики, можно считать, еще в начале своего развития.
1.3 Особенности
частной и государственной
Земля, в широком смысле этого слова, – это природный ресурс, существенный элемент среды обитания человека, пользуясь которым, прилагая свой труд и умение, человек получает многое из необходимого для его жизни. Равное право всех людей на пользование землей так же очевидно, как их равное право дышать воздухом, равное право на благоприятную окружающую среду.
С другой стороны, земля и иная недвижимость – это товар, гражданский оборот которого происходит в соответствии с законодательством государства.
Известный российский дореволюционный политик П. А. Столыпин говорил: “никто не будет прилагать свой труд к земле, если она может быть отчуждена за среднюю стоимость”, то есть при отсутствии возможности купли-продажи прав на землю не будет стимула вкладывать в землю свой труд и денежные затраты.
Не менее известный американский философ и политический деятель Г. Джордж, критикуя некоторые экономические идеи А. Смита и Д. Рикардо, доказывал, что частная собственность на землю не способствует наилучшему использованию земли и часто входит в противоречие с публичными интересами.
Противоречивые утверждения
таких известных людей лишь подчеркивают
специфические особенности
К.Маркс в «Капитале» так говорит о земельной собственности: «Земельная собственность предполагает монополию известных лиц распоряжаться определенными участками земли как исключительными, только им подчиненными сферами их личной воли. При таком предположении дело сводится к тому, чтобы выяснить экономическое значение, то есть использование этой монополии на основе капиталистического производства. Юридическая власть этих лиц, их власть пользоваться участками земли и злоупотреблять ими, еще ничего не решает.» .[13,с.671]
К основным преимуществам от введения правового института частной собственности на землю, при прочих равных условиях, можно отнести:
– возможность собственника
земельного участка вести на нем
любые не запрещенные законодательством
и соответствующие
– возможность собственника земельного участка получить доход не только от использования земли, но и от ее перепродажи, что может повысить доверие и заинтересованность инвесторов;
– возможность собственника получать земельную ренту, отдавая по договору аренды принадлежащий ему земельный участок иным частным лицам или государству;
– возможность заложить в явном виде не застроенный участок земли с целью ипотечного кредитования инвестиционного проекта.
Таким образом, можно сделать вывод, что частная собственность на землю дает бесспорные экономические преимущества отдельным лицам – собственникам земли, что в условиях не проработанного законодательства о налогообложении и ином обременении недвижимости в публичных интересах делает эти преимущества весьма существенными.
К основным препятствиям и недостаткам введения частной собственности на землю можно отнести следующие:
– неудовлетворительное и разнесенное по разным отраслям федеральное законодательство о природных ресурсах и о недвижимости, часто принимаемое с нарушением действующей Конституции РФ, игнорирующее интересы субъектов РФ и затрудняющее нормативное регулирование на местах;
– ограниченность земельных ресурсов в самых привлекательных для инвесторов регионах России (например, в Москве на каждого москвича приходится чуть более 100 квадратных метров земли, включая земли, предназначенные для общего пользования);
– отсутствие справедливого налогообложения земли (федеральная налоговая система и закон о плате за землю);
– отсутствие эффективной
системы государственной
– отсутствие зонирования территории городов и иных поселений по видам разрешенного использования объектов недвижимости;
– отсутствие основанных на законе возможностей установления обременений недвижимости в публичных интересах (реальных повинностей и сервитутов);
– существенное усложнение и увеличение стоимости градостроительных работ и работ по ремонту инженерной инфраструктуры в городах;
– сомнительное подчинение публичных интересов поколений жителей России, чей труд капитализирован в земле, частным интересам отдельных лиц и передача земельной ренты частнику, а не государству.
Кроме того, отсутствие необходимой нормативной базы и упрощенное представление общественного правосознания о частной собственности на землю, как абсолютной вседозволенности собственника в отношении своей земли, породит в будущем массу споров, как по поводу обременений, так и по поводу использования земли. В результате может быть дискредитирован в глазах общественности сам институт частной собственности на землю. [22]
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
В части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусматривается, что земля может находиться в государственной собственности.
Данное конституционное требование реализуется в гражданском и земельном законодательстве.
В пункте 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации провозглашается, что земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью.
Наличие в Гражданском
кодексе Российской Федерации и
Земельном кодексе Российской Федерации
положений о государственной
земельной собственности
На возможность одновременного
урегулирования отношений собственности
на землю в гражданском и
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации Российской Федерации по данному вопросу нашла отражение в определение от 6 июля 2000 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации").
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, новая Конституция Российской Федерации исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства.
В Земельном кодексе Российской Федерации определяются:
Информация о работе Частная и государственная собственность на землю