Частная и государственная собственность на землю

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я рассмотрела такие вопросы, как:
1. Определение собственности, как экономической категории
2. Земля, как фактор производства
3. Проблемы управления земельной собственностью
4. Исторические аспекты земельных отношений в России
5. Реформирование отношений собственности на землю.

Оглавление

Введение 5
1. Собственность и её роль в экономике 7
1.1Сущность собственности как экономической категории 7
1.2 Трансформация форм собственности как экономической категории 12
1.3 Анализ содержания права собственности на землю 16
1.4. Земля, как фактор производства 18
2. Анализ эффективности использования частных и государственных
земель 21
2.1. Исторические аспекты земельных отношений в России 21
2.2. Реформирование отношений собственности на землю 29
2.3 Проблемы управления частной и государственной
земельной собственностью 35
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Файлы: 1 файл

Копия курсак.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

1.      Федеральный (макроуровень) – уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

2.      Уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень) – уровень взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.

3.      Муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень) – уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой.

     Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов государственного управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций. Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований. Как известно, в настоящее время перед российским государством особенно остро стоит проблема увеличения доходной части бюджета. На наш взгляд, одним из направлений решения этой проблемы является повышение эффективности управления федеральной собственностью. В первую очередь это, естественно, имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, федеральные пакеты акций акционерных обществ, доли государства в различных хозяйствующих обществах и другие виды федерального имущества. При этом нельзя сбрасывать со счетов и излишки недвижимости, находящейся в оперативном управлении федеральных учреждений. На сегодняшний день процесс управления федеральной собственностью испытывает, на наш взгляд, существенные проблемы. Особое внимание необходимо уделить вопросам управления акциями, закрепленными в федеральной собственности. Государство управляет принадлежащими ему акциями через институт своих представителей. Проведенный анализ функционирования этого института позволяет констатировать, что работа представителей государства имеет следующие основные недостатки: нерегулярная работа представителей государства в акционерных обществах, что не позволяет им знать состояние дел и принимать соответствующие решения, обеспечивающие защиту интересов государства; число представителей государства в органах управления акционерных обществ не соответствует размеру находящегося в собственности государства пакета акций. Итак, стратегическими целями управления государственной собственностью являются: рост национального богатства; повышение благосостояния населения; увеличение занятости; снижение темпов инфляции; оптимизация платежного баланса. Тактика достижения этих целей заключается в использовании следующих механизмов:регулирование соотношения спроса и предложения; сглаживание производства и занятости; регулирование уровня ставки рефинансирования; регулирование денежного обращения; снижение дефицита федерального бюджета. Сущность управления государственным предприятием состоит в реализации цикла управления для достижения максимальной эффективности его функционирования. Наиболее приемлемым для государственного унитарного предприятия является расширенный цикл управления, содержащий семь этапов: анализ возможностей, планирование, организация, мотивация, диспетчирование, контроль и регулирование. Пакеты акций, находящиеся в собственности государства, как и любое федеральное имущество, являются инструментом пополнения доходной части бюджета.  Проблема управления собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда налицо кризис бюджета и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности. Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме. И тем не менее эта проблема остается недостаточно разработанной.  

        Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре ста­новления человеческого общества. На монополизации различных объектов соб­ственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал. В ходе работы я сделала выводы:

1.      Присвоение ресурсов и жизненных благ может быть свободным или ограниченным. Последнее является наиболее характерным. Собственность представляет собой закрепление права контроля экономических ресурсов и жизненных благ за определенными субъектами.

2.      Основными формами собственности являются частная и государственная. Частная собственность имеет такие разновидности: индивидуальная, паевая, акционерная, собственность общественных организаций. Разновидности государственной собственности: общегосударственная и коммунальная.

3.      Управление государственным имуществом является одной из важнейших функций государства и наряду с реализацией социальных задач обеспечивает неуклонно растущие доходы бюджета.

4.      Собственность упорядочивает экономическое взаимодействие, является важным элементом его организации.

5.      Общество формирует права частной собственности. Реальные права всегда меньше потенциальных. В тоже время сам собственник нередко ограничивает свои права с целью получения наибольшей выгоды от пользования собственностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      "Курс экономической теории":Учебник / под. ред. А. В. Сидоровича. - Москва, 1997.

2.      "Курс экономики": Учебник / под. ред. Б. А. Райзберга.- Москва, 2000.

3.      Краснова И.О. Земельное право: элементарный курс. - Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003.

4.      Исупов К., Савкин И. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.

5.      Загладин Н.В. / История ХV-XX века: учебник.-4-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово»- С», 2006.-480с.: ил.

6.      Тихомирова Л.А «Экологическое право»

7.      Логачев В.А., Кусургашева Л.В., Сидорова Т.Д., Лубягина Л.У., Погорелая Т.А., Давыдова В.Н., Щербакова Л.Н./Экономическая теория. Часть 1.:Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2002.- 180 с.

8.      Общая экономическая теория: учебник для студентов, обучающихся по экон. специальностям / В.З. Баликоев.- 5-е изд., стер.-М.:-732с

9.      "Теоретическая экономика" под. ред. Г. П. Журавлевой, Н. Н. Мильчаковой.- Москва, 1997.

10. "Экономическая теория": Учебник / Е. Ф. Борисов. Москва, 2000.

11. "Экономикс" / К. Макконел, С. Л. Брю. -Москва, 1992.

12. "Экономика предприятия"/ под. ред. О.И. Волкова.- Москва, 1998.

13. "Экономика"/ под. ред. А.С. Булатова.- Москва, 1997.

14. "Курс микроэкономики"/ Р.М. Нуреев.- Москва, 2001.

15. "Основы предпринимательской деятельности"/под ред. Ю. М. Осипова.- Москва, 1992.

16. "Экономическая теория"/ В. Я. Иохин. Москва, 2000.

17. «Предпринимательство». Хизрич Р., Питере М.  - М.: Прогресс-Универс, 1992.

18. Камаев В.Д. «Учебник по основам экономической теории», - М.: Владос, 1994.

19. «Курс экономики»: Учебник под редакцией Б.А. Райзберга, - М.: Инфра, 1997.

20. Борисов Е.Ф. «Экономика». Справочник – М., 1997

21. Казанцев С.В. «Государственная собственность и отношение к ней современной России» //Всероссийский  экономический журнал ЭКО. – 2000. - № 5

22. Иохин В.Я. «Экономическая  теория»: учебник. – М., 2003

23. «Экономическая теория»: Учебник под общей редакцией В.И. Журавлевой, - М.: Инфра-М, 1999.

24. «Толковый словарь русского языка» Ожегов С.И.,  Шведова Н.Ю. – 4-е изд. доп., М., 1999

25. Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"/

             Номер 4 (5) 2000г.

26. «Экономическая теория». Электронный учебник.

27. Г.Ф. Шершеневич. «Учебник русского гражданского права».-М.: Фирма "Спарк", 1995.

28. Мейер. Русское гражданское право. -М.: "Статут", 2000

29. Свиридов Н.Н. «Земельные отношения и их государственное регулирование в переходной экономике России.»;Монография - Кострома: КГУ, 1999.- 224 с.

30. Океанова З.К. Экономическая теория: Ученик.- М.: Издательстко-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.-596с.

31. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича.- М.: ИНФРА-М, 2003.-714с.-( Серия «Высшее образование»)

 

 

 

22

 



[1] САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4191.

[2] ВВС РСФСР. 1992. № 1. Ст. 53.

[3] САПП РФ. 1992. № 12. Ст. 931.

[4] 1 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.


Информация о работе Частная и государственная собственность на землю