Центральный банк

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

В банковсой системе любой страны центральный банк играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития как национальной экономики, так и банковского сектора страны. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает решающие экономические предпосылки для обмена прдуктами труда, движения товаров и услуг от производителя к потребителю общественных благ.
Как и всякий банк, центральный банк функционирует в сфере обмена.

Оглавление

Введение 1
1 Функции Центрального Банка 4
2 Денежно кредитная политика Центрального Банка 8
3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов
21
4 Деньги Центрального Банка 26
4.1 Деньги Центрального Банка (со стороны пассивов) 29
4.2 Деньги Центрального Банка (со стороны активов) 30
4.3 Денежный мультипликатор. Предложение денег. 31
4.4 Границы создания денег Центральным Банком 34
5 Денежная База 34
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 87.83 Кб (Скачать)

2 Денежно-кредитная политика  ЦБР

Денежно кредитная политика является составным элементом государственной  экономической политики и определяется главными целями последней. ЕЕ можно  определить как совокупность мер  воздействия государства на состояние  денежно-кредитной сферы (прежде всего  на динамику таких денежно-кредитных  показателей как  спрос и предложение  денег, уровень банковской ликвидности, процентных ставок и валютного курса, объем кредитов). Проводником денежно-кредитной  политики является Центральный банк.

Правовой основой проведения денежно-кредитной политики в России является Конституция РФ и Федеральный  закон " О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)". Согласно этому закону Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную  политику во взаимодействии с Правительством РФ.

Ежегодно Совет  директоров Банка России во взаимодействии с Правительством РФ разбирает проект основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики и ее основные направления на предстоящий  год и представляет эти документы  для рассмотрения в Национальный банковский совет, а так же Президенту РФ и в Правительство РФ

После этого, не позднее 26 августа, проект основных направлений представляется Банком России в Государственную думу. Не позднее 1 декабря в государственную думу представляются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. согласно Закону они должны включать следующие положения (ст.45):

  • концептуальные причины, лежащие в основе денежно-кредитной политике, проводимой Банком России;
  • краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;
  • Прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политике в текущем году;
  • количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных Банком России на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;
  • сценарный (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусматриваемых каждым сценарием;
  • прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на предстоящий год;
  • целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящей год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, процентных ставок, изменения золото-валютных резервов;
  • основные показатели денежной программы на предстоящий год;
  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, обеспечивающих достижение целевых ориентиров при различных сценариях экономической конъюнктуры;
  • план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы;

Государственная дума рассматривает  основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год и принимает соответствующее  решение не позднее принятия Государственной  думой федерального закона о федеральном  бюджете на предстоящий год

Из определения в Законе первой функции Банка России следует, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Банком России во взаимодействии с  Правительством РФ, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической  политики государства. Основной принцип  формирования денежно-кредитной политики состоит в том, что Банк России всегда берет за основу официальный  прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении  проекта федерального бюджета, а  так же исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, правительственной программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  и необходимости обеспечения  устойчивого долговременного экономического роста.

Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно кредитной  политике, проводимой Банком России, остаются по существу неизменными с момента  создания Банка России. Как в 1990-е  годы, так и в настоящее время  при формулировании целей денежно-кредитной  политики Банк России исходит из законодательно закрепленной за ним задачи по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты. Постоянной стратегической целью  денежно кредитной политики в  России является последовательное снижение инфляции.

Низкий уровень инфляции рассматривается Банком России как  наилучший вклад денежно-кредитной  политики в создание благоприятных  условий для достижения долгосрочного  устойчивого и динамичного роста  экономики. Последовательное снижение инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов, уменьшению макроэкономических рисков, внутреннего  кредита, концентрации капиталов, необходимых  России для модернизации основных фондов, укреплению на этой основе тенденции  долгосрочного экономического роста.

Следует подчеркнуть, что  снижение инфляции согласуется как  с первой целью деятельности Банка  России, сформулированной в Законе " О Центральном банке РФ ( Банке  России)", так и с конституцией РФ. По Конституции РФ основная функция  Банка России – защита и обеспечение устойчивости российского рубля.

Подобно центральным банкам большинства стран Банк России осуществляет политику инфляционного таргеторования, т.е. установление целевых ориентиров ( от англ. target - цель) роста цен, соответствующего проектируемому уровню увеличения валового внутреннего развития Российской Федерации  Банком России была поставлена задача снизить темпы инфляции до 10-12% в 2003г., 8-10% в 2004г. , 7.5-8.5% в 2005г.,в 2009-7,5-8,5%., в 2010 г. составил 5,5-7%

С конца 1990-х гг. Банк России при принятии решений в области  денежно-кредитной политики ориентируется  не только на общий уровень инфляции, но так же на уровень базовой инфляции. При этом он исходит из того, что  на инфляционные процессы в России влияют не только монетарные, но и структурные  факторы инфляции. на которые не оказывает прямое воздействие денежно-кредитная  политика.

Под базовой инфляцией  понимается прирост потребительских  цен без учета влияния изменения  цен и тарифов на платные услуги населению и цен на плодоовощную продукцию и бензин. Иначе говоря, при подсчете индекса базовой  инфляции исключается потребительские  товары и услуги, цены на которые  регулируются в основном на федеральном  и региональном уровнях, а так  же подвержены воздействию неустойчивых, в том числе сезонных, факторов. Базовая инфляция , таким образом, представляет собой ту часть инфляции, которая непосредственно зависит  от денежно-кредитной политики и  политики валютного курса.

Доля базовой инфляции в общем приросте потребительских  цен, по данным банка России, в 2001г. составила 70.8%, в 2002-55.6%. При общем росте инфляции на 20.2% базовая инфляция в 2000г. составила 19.3%, в 2001г.-18.6%, в 2002г.-15.1-10.2%, в 2003г.-12.0-9.1% в в 2009-4,8., 2010-4,4.

С 2002г. Банк России  осуществляет среднесрочное прогнозирование  инфляции. Так, в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российская Федерация на период до 2006г. ставиться задача снизить  темпы инфляции до 8-10% в 2004г., 6.5-8.5% и 5.5-7.5% в 2006., в 2011 до 5-6,8%.

Снижение инфляции- конечная цель денежно-кредитной политики. Следует, однако, иметь в виду, что ЦБ РФ, как и любой другой центральный  банк, не в состоянии достичь конечной цели напрямую. Он должен выбрать промежуточную  цель. которая непосредственно влияет на конечную. Такой промежуточной  целью может быть таргетирование денежной массы, уровня процентных ставок, таргетирование или стабилизация валютного  курса. Опыт многих стран показывает, что одновременное достижение всех промежуточных целей практически  невозможно. Например, поддержание  денежной массы в установленных  пределах может привести к нарушению  целевых установок по уровню валютного  курса и процентных ставок, поскольку  этот уровень зависит от предложения  денег. И, наоборот, стремление поддержать целевые ориентиры по валютному  курсу или процентным ставкам  может привести к расширению или  сжатию денежной массы и отклонению ее объема от установленных пределов роста.

Важным элементом денежно-кредитной  политики является механизм ее реализации. Он представляет собой совокупность методов (способов) и инструментов воздействия  центрального банка на объекты денежно-кредитной  политики для достижения промежуточных  и конечной цели. К основным инструментам и методам денежно-кредитной политики, по Закону о Банке России относятся:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;
  2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
  3. операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки -репо);
  4. рефинансирование, т.е. кредитование коммерческих банков;
  5. валютные интервенции (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
  6. прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций);
  7. выпуск от своего имени облигаций (ОБР), размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

С 1996г. к числу инструментов денежно-кредитной политики добавились депозитные операции Банка России (привлечение  в депозиты свободных средств  банков как на фиксированные сроки, так и до востребования). Банк России активно проводит депозитные операции с коммерческими банками в  целях регулирования их ликвидности (изъятия излишней ликвидности).

С 2001г. помимо интервенций  на валютном рынке Банком России стал применяться более гибкий инструмент -сделки типа "валютный своп", представляющее альтернативный межбанковским кредитам инструмент регулирования банковской ликвидности. Валютные свопы (обычно краткосрочные) позволяют корректировать уровень  рублевой и валютной ликвидности  рынка, не создавая дополнительного  давления на курса рубля.

Следует пометить, что набор  используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий  развития экономики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, после кризиса 1998 резко сократились операции на открытом рынке с государственными ценными  бумагами, с января 2000г. до апреля 2004г. не использовался такой метод  денежно кредитной политики, как  изменение норм обязательных резервов.

Изменение процентных ставок по операциям Банка России для  достижения целей денежно-кредитной  политики называется процентной политикой. При проведении процентной политики Банк России использует систему процентных ставок, которая в основном соответствует  мировой практике. Она включает ставку рефинансирования, ставки по кредитным  и депозитным операциям Банка  России.

Традиционно основным показателем  и одновременно инструментом процентной политики центрального банка является изменение его официально (базовой) ставки. В разных странах в качестве таковой выступает официальная  учетная ставка или ставка рефинансирования. А России -это ставка рефинансирования.

Теоретически изменение  официальной ставки центрального банка  означает изменение цены кредитов, получаемых коммерческими банками  в центральном банке, что приводит к соответствующему изменению процентных ставок по ссудам и депозитам коммерческих банков, а так же доходности ценных бумаг. в результате ссуды и заимствовать средства путем выпуска ценных бумаг. Это в свою очередь, воздействует на объем банковских ссуд, денежной массы, уровень инфляции и одновременно инвестиций и производства. Кроме  того изменение официальной ставки может стимулировать отток или  приток иностранного капитала, отразиться на состоянии платежного баланса  и уровне валютного курса.

В последние годы в промышленно  развитых странах в условиях развития фондовых рынков и рынка межбанковских  кредитов все более важной функцией официальной ставки центрального банка  становиться сигнальная (индикативная) функция. Она заключается в том, что изменение официальной ставки выполняет роль сигнала для всего  рынка ссудного капитала. Повышение  ставки означает начало проведения политики кредитной рестрикции (сжатия денежно  кредитной массы), а снижение- политики кредитной экспансии (расширения кредита). Особое внимание уделяется такому сигналу  в период неустойчивой экономической  конъюнктуры, нестабильности валютного  рынка и валютного курса.

Подобно центральным банкам других стран Банк России считает, что  задачей ставки рефинансирования не является оперативное влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском  рынке. В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной  политики на 2002 год" сказано: "Изменяемая в зависимости от экономической  ситуации ставка рефинансирования выполняет  сигнальную функцию, давая участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем  самым оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов"

О значении, которое придается  изменениям ставки рефинансирования, можно судить по их частоте. Особенно активно Банк России прибегал к изменению  ставки рефинансирования в 1990-х гг. Начиная с 1993 г. ставка рефинансирования Банка России изменялась не реже 5 раз  ежегодно ( в 1994 и 1998 гг. - по 9 раз), причем нередко с интервалом в одну-две  недели, иногда одновременно на 30-40 процентных пунктов. Максимальный уровень ставки рефинансирования в 1991г. достигал 20%, в 1992- 80%, в 1993-210%. С апреля по октябрь 1994. ставка постепенно была снижена до 130%, а затем снова повышалась, достигнув в январе 1995г. 200%. С мая 1995г. до ноября 1997г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997г. она  вновь была повышена до 28%, в феврале 1998г. - до 42%, а в конце мая - до 150%. С июля 1998г. началось постепенное  снижение ставки. В апреле 2002г. ставка рефинансирования была снижена с 25 до 23%, в августе-до 21%, в феврале 2003г. - до 18%, в июне-до 16%, в январе 2004г. - до 14%, в июне- до 13% годовых.

Информация о работе Центральный банк