Центральный банк и проблемы инфляции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инфляции, роли центрального банка во время инфляции.
В первой главе курсовой работы рассматриваются функции и задачи центральных банков.
Во второй главе рассмотрена инфляция, ее сущность и виды.
В третьей главе рассматривается роль центрального банка во время инфляции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА......................4
1.1. Задачи Центрального банка………………………………………………...4
1.2. Функции Центрального банка……………………………………………...4


ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ВИДЫ………………………….11
2.1. Сущность инфляции…………………………………………………..……11
2.2. Виды инфляции………………………………………………………….…12


ГЛАВА 3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ…………………………………………………………………………17
3.1. Роль Центрального банка во время инфляции…………………………...17
3.2. Особенности инфляционных процессов в России…………………….…20
3.3. Центральный банк не справляется с инфляцией……………………...….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

    Примечательно также, что целенаправленная политика по снижению инфляции приносит очевидные результаты и в развивающихся странах. Так, в декабре 2005 г. уровень инфляции составил: в Польше - 0,6%, Словакии - 3,7%, Венгрии - 3,5, Китае - 1,6% , Турции - 7,7%, Белоруссии - 8%. Во всех перечисленных странах отмечается снижение уровня инфляции по сравнению с предыдущим годом.

    Напротив, характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует, во-первых, о наличии определенных, постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, и, во-вторых, об ограниченности и неэффективности действующих методов управления этими отношениями.

    Опираясь  на опыт развитых стран, денежные власти России основное внимание при регулировании инфляции уделяют монетарным методам воздействия, стремясь посредством валютной и процентной политики сдержать объем денежного предложения.

    Вместе  с тем очевидно, что такие методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются, главным образом, просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики) можно, главным образом, монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

    Сравнивая такой сценарий возникновения и преодоления инфляционных процессов с условиями российской экономики, нельзя не признать, что монетарными методами воздействия на инфляцию нельзя решить имеющиеся в России проблемы.

    Инструментами денежно-кредитной политики, влияющими  на размер и структуру денежной массы, как известно, являются: процентная политика, установление норматива обязательных резервов, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков, валютная политика и, прежде всего, валютное регулирование, установление ориентиров денежной массы, прямые количественные ограничения.

    Анализ  использования этих инструментов в  России показывает, что наиболее важные из них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы (2004 - 2005 гг.) стабилизировались. Так, процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам в течение 2004 г. изменялись в пределах 12,3 - 10,8%, в течение 2005 г. - в пределах 10,7 - 11,2%. Незначительно превышают эти уровни и проценты по кредитам со сроком использования от одного до трех лет. В начале 2006 г. они достигали 12,8%. Это свидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции.

    Аналогично  обстоит дело и со ставками рефинансирования коммерческих банков.

    Некоторые возможности активизации кредитной  политики связаны со снижением нормативов обязательного резервирования в 2004 г. с 7 до 3,5%.

    Стабилизировался  валютный курс. Официальный курс доллара  США и евро по отношению к рублю  в 2004 - 2005 гг. не претерпел существенных изменений. Более того, в последнее время наблюдается тенденция укрепления рубля по отношению к доллару, что должно способствовать снижению инфляции.

    Такие изменения инструментов денежно-кредитной политики обеспечили стабильность денежной массы. По отношению к   ВВП ее уровень в 2005 г.

    изменился незначительно и составлял 25,1% против 23,2% в 2004 г. Это невысокий уровень, характеризующий слабую монетизацию экономики (показатели развитых стран - от 80 до 100% ВВП и выше). Такой уровень монетизации в России не стимулирует развитие денежной сферы (финансовый и денежный рынки), что негативно отражается и на состоянии реального сектора.

    Динамика  соотношения объема платежей и остатков средств на счетах показывает, что скорость оборота денежных средств существенно не изменилась.

    Таким образом, очевидно, что денежные факторы  не оказывали существенного воздействия на обесценение рубля и не могли быть причиной инфляционных процессов в экономике России.

    Помимо  того, что влияние монетарных методов  воздействия на инфляционные процессы в условиях российской экономики  ослаблялось низким уровнем монетизации, их эффективность резко снижается и по причине несбалансированности российской экономики в целом. Особенностью структуры российской экономики является слабое развитие производства товаров народного потребления. Эта диспропорция досталась ей в наследство от планового хозяйства, при котором приоритет отдавался производству средств производства. Такой перекос структуры общественного производства порождал инфляционные явления даже в условиях плановой экономики, когда для обеспечения стабильности денежного обращения составлялся специальный кассовый план. Однако недостаток товаров народного потребления создавал напряженность в снабжении населения, вызывал неудовлетворенный спрос, что негативно отражалось на устойчивости денег. Особенно это стало ощущаться с середины 1960-х гг., когда начали переходить на так называемые меры экономического стимулирования: увеличили денежные премиальные фонды, не обеспеченные соответствующим объемом товарного предложения. Эта тенденция усилилась в 1970-е гг., а в 80-х привела к острому дефициту многих потребительских товаров, включая продовольственные.

    Насыщение оборота деньгами, не имеющими товарного обеспечения, порождало рост остатков денежных средств во вкладах, весь годовой прирост которых направлялся в доход бюджета.

    В условиях рыночной экономики эти  средства должны были бы использоваться для расширения производства потребительских  товаров. В командно-административной экономике они шли на милитаризацию страны, проведение программ по подъему химической промышленности и другие проекты. Диспропорция между накопленными денежными средствами и товарным предложением привела к обвальному падению рубля в момент перехода на рыночный тип развития. Уровень инфляции в этот момент превышал 2500% (1991 г.).

    Такой резкий рост инфляции должен был дать толчок развитию производства потребительских товаров. Известно, что инфляционные очаги в определенных секторах хозяйственного комплекса не только отражаются на инфляционных процессах в целом, но и создают условия для привлечения средств в отрасли с повышенными ценами и доходами. Таким образом, преодолеваются межотраслевые диспропорции, и экономика приводится в состояние относительного равновесия. Производство дефицитных товаров расширяется, и цены снижаются. В этих условиях очень важное значение имеет хорошо отлаженный механизм межотраслевого перелива капитала. Это достигается либо активизацией кредитной политики, либо расширением операций на финансовых рынках. Причем второе направление предпочтительнее, поскольку оно позволяет обеспечить более точное, адресное направление капитала. В обоих случаях предполагается активизация денежно-кредитной политики, увеличение объема денежной массы.

    В России такой механизм межотраслевого перераспределения капитала до настоящего времени по существу не создан. Это связано как с низким уровнем монетизации экономики, недостаточным объемом временно свободного капитала, так и с организационными пороками банковской системы и финансовых рынков.

    В числе факторов, повлиявших на снижение активности перераспределительных процессов в России, препятствующих в свою очередь расширению производства потребительских товаров, следует выделить особенности образования валютных резервов и их воздействие на формирование товарных ресурсов.

    Эти недостатки интуитивно преодолеваются. Рост валютных поступлений в связи с высокими ценами на энергоносители позволил создать определенный запас денежного капитала, который можно использовать для развития производственного потенциала. Кроме того, целенаправленная политика государства по стимулированию развития экономики предполагает создание новых специализированных банков с государственным участием, расширение государственного участия в деятельности коммерческих банков в виде выдачи гарантий, погашения части процентной задолженности и других мер.

    Значительный  экспортный потенциал России и внешние  займы позволили расширить импорт потребительских товаров, который обеспечивал спрос населения даже в условиях сокращения производства потребительских товаров.

    Усилия  руководства страны по стимулированию роста ВВП затронули, прежде всего, экспортные отрасли, а также традиционно развитые в России предприятия: добычу полезных ископаемых, оборонные отрасли, транспортное машиностроение, авиацию и некоторые другие.

    В то же время отрасли, связанные с производством потребительских товаров, постоянно отстают в своем развитии как от других отраслей, так и от ускоренного роста доходов населения.

    Так, кожевенная промышленность в 2004 -2005 гг. снизила объем производства до 95,5 и 93,1% к уровню 2004 г. Еще ниже был объем производства в швейной промышленности.

    Несколько активнее росло производство в пищевой промышленности, увеличение объема выпуска продукции в которой в 2004 - 2005 гг. составляло 103,9 и 107,4% соответственно. Однако следует учесть, что темпы роста сельского хозяйства составляли примерно 1 - 2% ежеквартально и основная доля сырья для этой отрасли поступала в форме импортных поставок. Это относится и к другим отраслям, производящим товары народного потребления. Это объясняет ускоренный рост импорта, который в 2004 -2005 гг. возрастал ежегодно на 28 - 29%.

    Такие темпы роста импорта соответствуют  высоким темпам роста денежных доходов населения, которые в 2004 - 2005 гг. возрастали на 23 - 24%, рост реальных денежных доходов был несколько ниже -10%.

    Постоянный  рост инфляции сказывается и на качестве использования доходов населения. Так, наблюдается постоянный рост доли расходов населения, используемых на покупку товаров и услуг, в общем объеме доходов. Если в январе 2004 г. она составляла 71,4%, в 2005 г. - 84,3%, то в январе 2006 г. - уже 87,2%. Снижение доли доходов населения, используемых на накопление, ограничивает возможности расширения производства продукции в стране, что затрудняет выход из инфляционных процессов.

    Потоварный  анализ инфляции позволяет выделить основные факторы, влияющие на инфляционные процессы, характерные и для развитых стран, в которых импорт энергоносителей является постоянным фактором ее ускорения. Тем не менее, как отмечалось, уровень инфляции в этих странах не превышает 2 -3% в год. В развивающихся странах влияние импорта более ощутимо, поскольку импортируется значительная доля комплектующих и полуфабрикатов. Это в полной мере относится и к России, которая импортирует значительную часть сырья для пищевой и легкой промышленности.

    Анализ  показывает неравномерность изменения  цен на различные виды товаров  и услуг в России. За последние  два года наиболее быстрыми темпами  росли цены на продовольственные товары и платные услуги. За 2004 г. они возросли соответственно на 12,3 и 17,7%, в то время как цены на непродовольственные товары повысились на 7,4%. Все это обусловило инфляцию за 2004 г. в размере 11,7%. В 2005 г. ее темпы сохранялись почти на том же уровне. Рост цен на продовольственные товары и услуги был соответственно 9,6 и 21,0%, на непродовольственные- 6,4%. Инфляция за год составила 10,9%. В 2006 г. в январе и феврале индекс потребительских цен достиг 110,7 и 111,2% к соответствующему месяцу предыдущего года.

    Для выяснения причин сохранения стабильности инфляционных процессов необходимо изучить связь денежно-кредитных отношений с функционированием реального сектора экономики, так называемый трансмиссионный механизм.

    В зарубежной экономической литературе и официальных материалах этот вопрос рассмотрен достаточно подробно. По методологии Европейского центрального банка, официальные процентные ставки ЕЦБ оказывают влияние на динамику цен в экономике. Передаточными звеньями между этими категориями служат: рыночные и банковские процентные ставки, валютный курс, цены на сырье, предложение и спрос на рабочую силу, уровень зарплаты, соотношение между внутренними и внешними ценами. Учитывают и факторы, не подвластные центральному банку; движение товаров и рабочей силы, изменения в мировой экономике, в налоговой системе.

    Некоторые из перечисленных факторов рассматривались нами ранее, оценено их влияние на инфляционные процессы в России. В частности, отмечено слабое воздействие процентной политики, валютного курса, что определяется низким уровнем монетизации экономики.

    В то же время следует выделить факторы, главным образом определяющие инфляционные процессы в России. Это прежде всего большое значение импортных поставок для экономики России и высокий уровень затрат на производство отечественной продукции. Это чисто российские факторы, свойственные в основном отечественной экономике, так как в большинстве даже развивающихся стран уровень производства товаров народного потребления позволяет им обходиться без дорогостоящего импорта.

    В 2005 г. цены на основные экспортируемые Россией товары повысились. Это относится, прежде всего, к нефти и газу. Цена на нефть марки «Юралс» возросла в декабре 2005 г. по сравнению с декабрем 2004 г. на 50,1, цена на природный газ - на 49,5, мазут - на 78,6, дизельное топливо - на 27,6%.

Информация о работе Центральный банк и проблемы инфляции в России