Центральный банк и проблемы инфляции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение инфляции, роли центрального банка во время инфляции.
В первой главе курсовой работы рассматриваются функции и задачи центральных банков.
Во второй главе рассмотрена инфляция, ее сущность и виды.
В третьей главе рассматривается роль центрального банка во время инфляции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА......................4
1.1. Задачи Центрального банка………………………………………………...4
1.2. Функции Центрального банка……………………………………………...4


ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И ЕЕ ВИДЫ………………………….11
2.1. Сущность инфляции…………………………………………………..……11
2.2. Виды инфляции………………………………………………………….…12


ГЛАВА 3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ…………………………………………………………………………17
3.1. Роль Центрального банка во время инфляции…………………………...17
3.2. Особенности инфляционных процессов в России…………………….…20
3.3. Центральный банк не справляется с инфляцией……………………...….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

    ГЛАВА 3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ

    В РОССИИ. 

    3.1. Роль центрального банка во время инфляции.

    Деньги - важнейший элемент рыночной системы  хозяйства, и стабильность денежной системы государства - непременное условие нормального функционирования всей национальной экономики. Расстройство денежного обращения вызывает значительные темпы инфляции, подрыв рыночных механизмов, экономики в целом. Поэтому возникла объективная необходимость в создании нового механизма государственного контроля за количеством денег.

    Значительное  место в государственном регулировании  денежного обращения

Принадлежит Центральному банку в силу его ключевого положения в национальной системе кредитно-денежных отношений. Его возможности по контролю за приростом денежной массы значительны: косвенное воздействие на денежную базу (сумму наличных денег, остатки на резервных счетах коммерческих банков в Центральном банке) через предоставление своих ресурсов, изменение нормы процента, проведение операций на открытом рынке, рефинансирование, изменение уровня банковской ликвидности - непосредственный путь к достижению желаемых результатов. Возложенную на него функцию контроля за денежным обращением Центральный банк может осуществлять в нескольких формах.

    Во-первых, только ему подчинена денежная эмиссия. Здесь надо заметить, что для эффективного выполнения Центральным банком своих задач необходимо исключить возможность любого давления со стороны правительства либо других государственных структур для осуществления своей политики или ведения других операций, так как подобное вмешательство может вызвать бесконтрольное увеличение ликвидности банковской системы. В подавляющем большинстве стран есть специальный закон о Центральном (Национальном, Федеральном резервном, др. - от названия не меняется сущность) банке, устанавливающий его независимость от правительства, главы государства и парламента. Но, естественно, мероприятия Центробанка проводятся по согласованию с правительством и в рамках общей национальной политики.

    Во-вторых, Центральный банк осуществляет косвенный  контроль над денежной массой через воздействие на процентную ставку - норму минимальных

обязательных  резервов на счетах в Центральном  банке для коммерческих банков, который осуществляется законодательно, с дифференциацией по видам депозитов и кредитных институтов.

    Для понимания этой операции необходимо остановиться подробнее на таком термине, как банковская ликвидность, то есть способность превращаться в наличные деньги. Совокупная ликвидность банковской системы обеспечивается Центральным банком путем обмена платежных исков к нему самому на долгосрочные активы коммерческих банков (в реальной практике в качестве залога). Таким образом, Центральный банк выступает в роли «последнего кредитора в критической ситуации». Эта операция позволяет коммерческим банкам-держателям неликвидов удовлетворять требования вкладчиков на фонды.

    Высокий уровень ликвидности при низкой норме процента, прежде всего, расширяет спрос на кредиты и государственные ценные бумаги со стороны частного сектора, а также стимулирует рост расходов частных лиц на товары и услуги, вызывает повышение уровня экономической активности, то есть оказывает давление на рост цен, уровень ценовой инфляции. Поэтому увеличение нормы минимальных обязательных резервов путь к уменьшению ликвидности банковской системы, ограничению кредитных операций и, как конечный результат, вызывает сокращение темпов роста денежной массы.

    Для регулирования совокупной ликвидности  Центральный банк в соответствии с целями национальной политики, кроме изменения нормы процентной ставки, прибегает к ряду других методов, осуществляя прямое финансирование правительственных расходов, покупая ценные бумаги, ведя операции на открытом рынке.

    Надо, однако, заметить, что реакция на подобные меры будет варьироваться  в зависимости от соотношения предложения и спроса на кредитные ресурсы на момент их реализации. Норма процентной ставки также во многом зависит от общего развития производства, конъюнктурного колебания цен, дефицита государственного бюджета и даже от многих внешнеэкономических факторов. Поэтому подобные меры косвенного воздействия дают ощутимые результаты лишь в долгосрочном плане.

    В-третьих, это - сокращение кредита, неизбежное в  условиях высокого уровня притока капитала из-за границы. Необходимо отметить, что долгосрочные сберегательные активы небанковских структур тоже могут колебаться. Поэтому кредитная экспансия только частично увеличивает количество денежной массы, а сокращение объемов предоставляемых кредитов лишь частично ее уменьшает.

    В целом можно сказать, что влияние  Центрального банка значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей Центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистической структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства.

    Тем не менее, повышение регулирующей роли Центрального банка важная предпосылка успеха. Необходимо предоставить ему необходимую самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время, обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.

    В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы Центральный банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в перспективе - переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров, т.е. таргетирование.

         Таргетирование - установление Центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы.

    Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - Центральный банк Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.

    В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая «вилка» - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.

    Использование «вилки» объясняется рядом объективных  причин, в том числе краткосрочным изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая «вилка» в 3% (которую применял, например, тот же Бундесбанк в 1979 – 1983 и 1986 – 1988 годах) говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы. Вместе с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, Центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.

    Надо, кстати, сказать, что сторонники монетаризма в экономической теории утверждали, что Центральный банк не должен ни в коем случае отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные колебания конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Но рецепты стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде не были восприняты буквально. Следуя в общем в русле этого экономического учения, Центральные банки на практике проводили меры, от него отклоняющиеся или даже просто ему обратные, ибо главной целью своей деятельности видели не доказательство

верности или  ложности той или иной теории, а  удовлетворение национальных интересов и благосостояние своей страны.

    Поэтому, несмотря на рецепты монетаристов, Центральные банки при установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. В течение года банк объявлял, какой именно из границ «вилки» он будет придерживаться.

    Отвечая на два основных аргумента противников  таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно потому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, Центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать «неизбежного» темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.

    И еще: неустойчивое общеэкономическое  положение, внешнеэкономические факторы, тесное интегрирование национальной системы хозяйства в мировую экономику и многое другое - вот те причины, благодаря которым правительства развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда Центральные банки отступать от намеченных целей. Так, в 1978 году Центральный банк Германии Бундесбанк - пошел на незапланированное понижение нормы процента, что вызвало значительное увеличение денежной массы в обороте. В данном случае банк руководствовался теми соображениями, что в условиях значительного экономического роста, повышения курса марки к другим твердым валютам и интенсивной германской экономической экспансии подобные меры были бы полностью оправданы.

    Подводя промежуточные итоги, я могу отметить, что значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения Центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений. 

    3.2. Особенности инфляционных процессов в России.

    Уровень инфляции для рыночных экономик является не только показателем, но и условием успешности их развития. Оказывающий прямое воздействие и на экономические, и на социальные отношения уровень инфляции приобрел характер общенациональной задачи для регулирования экономического развития. Более того, усиливающиеся процессы интеграции экономик различных стран предполагают обеспечение сопоставимости показателей устойчивости национальных валют.

    Настойчивая работа и серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам  выработать достаточно эффективный трансмиссионный механизм воздействия денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. Как правило, наиболее действенным для этих стран является изменение процентной политики, определяющей объем денежного предложения, а следовательно, и уровень инфляции, валютный курс, инвестиционный процесс и другие денежные показатели. Участие государства в денежно-кредитном регулировании ограничивается обеспечением бездефицитного бюджета и рациональным размещением на финансовом рынке государственных ценных бумаг.

    Напротив, в развивающихся странах наблюдается  более активное участие государства в регулировании денежных отношений. Это выражается в создании специализированных банков с государственным участием, формировании фондов гарантирования кредитов, которые фактически представляют собой государственные или полугосударственные фонды.

    Пристальное внимание к проблеме устойчивости валюты и ответственная работа монетарных властей приносят свои результаты. В развитых странах уровень инфляции составляет 2 - 3%. Сравнимые показатели и у многих развивающихся стран.

    В США в 2005 г. (январь - декабрь) индекс потребительских цен составил 3,4%, что несколько выше показателя за аналогичный период 2004 г., когда этот индекс составлял 2,7%. Это было обусловлено увеличением базовой инфляции и ростом цен на энергоносители. Характерно, что уровень повышения цен на продукты питания в США в течение всего 2005 г. был существенно ниже. В декабре 2005 г. по сравнению с 2004 г. продукты питания подорожали лишь на 2,3%. При этом цена на продукты животного происхождения повысились лишь на 1,4%'.

    Еще ниже уровень инфляции в зоне евро. В декабре 2005 г. по сравнению с декабрем 2004 г. в Германии цены повысились только на 1,9%. в Великобритании - на 2,1%. При этом рост цен на энергоносители составил 11,2%. Однако слабый рост цен на остальные товары нивелировал общий уровень инфляции. Примечательно, что цены на продукты питания (включая мясо и мясопродукты) выросли в зоне евро только на 1,2%.

    Пофакторное рассмотрение процесса инфляции в развитых странах позволяет выделить характерную  особенность: даже при значительном удорожании энергоносителей их конечное воздействие на уровень инфляции не оказалось определяющим. Это следует иметь в виду при анализе инфляции в России, когда удорожание определенных товаров или услуг называется в качестве основной причины возникновения инфляционных процессов.

Информация о работе Центральный банк и проблемы инфляции в России