Бюджетный дефицит и государственный долг. Методы их регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет взаимодействует с различными финансовыми фондами более мелкого масштаба. При необходимости, государственный бюджет оказывает так называемую «помощь». Она сводится к тому, что денежные средства передаются из государственного бюджета муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Оглавление

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 3
РАСХОДНАЯ И ДОХОДНАЯ СТАТЬИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 3
СТРУКТУРА ДОХОДНОЙ СТАТЬИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 1999 ГОД. 5
СТРУКТУРА РАСХОДНОЙ СТАТЬИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ НА 1999 ГОД. 9
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ. 12
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ. 14
ПОКАЗАТЕЛИ И ПРОБЛЕМЫ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ. 15
РАСЧЕТ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА 17
ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРУПНЫХ ДЕФИЦИТОВ. 19
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КРУПНЫМИ ДЕФИЦИТАМИ И РОСТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. 20
БОРЬБА С БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Борьба  с бюджетным дефицитом

 

      При выработке стратегии борьбы с  бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:

  1. Бюджетный дефицит – зло, но еще большим злом для экономки и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, так как в этом случае вместо «лечения» экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее.
  2. Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики, мировой опыт показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях специфических для каждой страны, бюджетный дефицит вполне допустим.
  3. Величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3% ВНП. «На бумаге» дефицит российского бюджета на 1999 составлял 101370,5 млн. рублей, или 2,54% от ВНП, но реально это далеко не так, поскольку только одна из составляющих расходной статьи – налоговые сборы оставляют желать лучшего.
  4. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться различные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому, недопустимая. Дефицит должен покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг.
 
 
 
 
 

Источники финансирования дефицита федерального

бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов4

 
Наименование 2010 год 2011 год 2012 год
 
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
 
 
2 936 910 907,6
 
 
1 934 113 566,8
 
 
1 611 353 397,8
       
Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета  
2 507 330 610,0
 
1 419 717 127,4
 
1 036 508 018,8
 
Разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение
568 382 355,7 748 597 978,0 236 514 368,3
 
Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года
 
 
 
2 245 870 113,4
 
 
 
762 400 000,0
 
 
 
812 900 000,0
в том числе:      
 
изменение остатков средств  Резервного фонда
1 860 103 725,1 0,0 0,0
       
 
изменение остатков средств  Фонда национального  благосостояния
385 766 388,3 762 400 000,0 812 900 000,0
 
Иные  источники внутреннего  финансирования дефицита федерального бюджета
 
 
-306 921 859,1
 
 
-91 280 850,6
 
 
-12 906 349,5
 
Источники внешнего финансирования дефицита Федерального бюджета
429 580 297,6  
514 396 439,4
 
574 845 379,0
 
Разница между средствами, поступившими от размещения государственных  займов, которые осуществляются путем выпуска  государственных  ценных бумаг от имени  Российской Федерации  и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение
552 509 670,1  
 
 
612 134 737,1
 
 
 
680 139 992,5
 
Разница между полученными  и погашенными  Российской Федерацией в иностранной  валюте кредитами  иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц
 
 
 
 
 
- 54 628 361,0
 
 
 
 
 
- 46 722 023,2
 
 
 
 
 
- 45 061 254,9
 
Иные  источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
- 68 301 011,5  
- 51 016 274,5
 
- 60 233 358,6
 
      
  1. Для преодоления  бюджетного дефицита необходимо «лечение»  самой экономики, т.к. без обеспечения  динамизма в ее развитии и реально  ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.

      Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться  при разработке конкретной программы  мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.

      Быстрая ликвидация бюджетного дефицита, не подкрепленная  реальными шагами в направлении  стабилизации самой экономики лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

      В программу конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует  включить такие меры, которые с  одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, способствовали сокращению государственных расходов, например:

  • изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля.
  • более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства.
  • резкое сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования; продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу; полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам.

Так, например, в 2010 году было запланировано5:

«Статья 14.

 1. Утвердить Программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

 

4 Приложение №23 к  ФЗ «О Федеральном  бюджете на 2010 год  и на плановый  период 2011 и 2012 годов»

согласно приложению 18 (секретно) к настоящему Федеральному закону.

2. Прочие условия  предоставления государственных  финансовых и государственных  экспортных кредитов, предусмотренных  в разделе II Программы предоставления  государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, определяются в соответствующих соглашениях и (или) договорах между Правительством Российской Федерации или его банком-агентом и иностранными заемщиками.

3. Государственные финансовые и государственные экспортные кредиты предоставляются при условии исполнения иностранными заемщиками ранее принятых обязательств по обслуживанию и погашению государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, предоставленных в соответствии с соглашениями и (или) договорами, заключенными с 1 января 2003 года.

  • снижение военных расходов.
  • сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного финансирования.
  • запрещение ЦБ страны предоставлять кредиты правительственным структурам оформления задолженности государственными ценными бумагами.

      В мировой практике для снижения бюджетного дефицита используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью решаются сразу несколько задач:

  • сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капиталовложений (а значит уменьшается разрыв между доходами и расходами)
  • расширяется база для производства товаров и услуг
  • появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет)
  • улучшается состояние платежного баланса

Понимая исключительную выгодность политики привлечения в  страну

 

5 Федеральный Закон  «О Федеральном  бюджете на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов» Статья четырнадцатая от 20 ноября 2009 года.

  6 Федеральный Закон «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Статья шестнадцатая от 20 ноября 2009 года.

 

иностранного  капитала, все страны, включая и развитые экономики, стремятся поощрять импорт капитала.

 

     «Статья 16. Правительство Российской Федерации вправе осуществить государственные внешние заимствования Российской Федерации в объемах, не превышающих 17,80 млрд. долларов США, путем выпуска и размещения в 2010 году облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации6.

      Разработка  и последовательная реализация мер  направленных на увеличение доходов  бюджета и сокращение его размеров, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами позволит стабилизировать финансовое положение нашей страны.

Список  используемой литературы:

 
 
    1. Федеральный Закон  «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 20 ноября 2009г.
    2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год» Коллектив авторов
    3. «Бюджет и бюджетная система», Афанасьев Мст.П.,изд. Юрайт, Москва 2009 г,777 стр.
    4. «Комментарий к бюджетному кодексу Российской Федерации», изд. Юрайт, Москва. 980 стр.
    5. «Государственный долг и внешние активы. Учебное пособие» Селезнев А.З., изд. Инфра-М, Москва 2010, 284 стр.
    6. Интернет ресурсы:
 

    http://www.minfin.ru/ru/

    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82

    http://polbu.ru/bulatov_economy/ch114_all.html

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг. Методы их регулирования