Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:38, курсовая работа
Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
- исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
Введение.
Глава 1:Основы бюджетной системы.
История развития бюджетной системы.
Сущность бюджетной системы.
Субъекты бюджетной системы.
Глава 2:Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы.
Структура бюджетной системы.
Федеральный бюджет Российской Федерации за 2008 и 2009г.
Заключение.
Список используемой литературы
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. [3, 35]
Одним
из важнейших направлений
Бюджетный кодекс РФ дает
«бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней3:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Консолидированный бюджет РФ
– это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты
1.3.
Субъекты бюджетной
системы.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются4:
- счетная палата Российской Федерации;
-контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
-контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Участниками бюджетного процесса являются (См. Приложение 1):
1)
Президент Российской
2) органы законодательной (представительной) власти;
3)
органы исполнительной власти (высшие
должностные лица субъектов
4) органы денежно-кредитного регулирования;
5)
органы государственного и
6)
государственные внебюджетные
7)
главные распорядители и
8) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Порядок и сроки составления проектов бюджетов:
1. Порядок и сроки
составления проекта
Согласование показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законом (решением) о бюджете устанавливаются:
- перечень главных администраторов доходов бюджета;
- перечень главных
администраторов источников
- объем межбюджетных
трансфертов, получаемых из
- верхний предел
государственного (муниципального) внутреннего
долга и (или)
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
Секретные статьи федерального бюджета5:
1. Секретные статьи
федерального бюджета
2. Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации.
ГЛАВА 2: Характеристика отдельных звеньев бюджетной
системы.
2.1.
Структура бюджетной
системы.
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет
стратегии.
Основными функциями федерального бюджета являются:
- перераспределение
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- контроль за образованием и
использованием
В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.
Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
-
обеспечение деятельности
-
функционирование федеральной
-
национальная оборона и
-
фундаментальные исследования
- государственная поддержка
- государственная поддержка
- ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций
федерального масштаба;
- содержание учреждений, находящихся
в государственной
- обслуживание и погашение
- компенсация государственным
- пополнение государственных
- финансовая поддержка
- официальный статистический
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы.
Бюджет субъекта РФ6 – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Из этих бюджетов в значительной мере финансируется:
- развитие отраслей
- коммунального хозяйства;
- развитие транспорта и связи.
Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам