Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:38, курсовая работа
Цель исследования - исследовать  бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
       Поставленная цель предопределила  постановку и решение следующих  задач:
      - исследовать основные черты  и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
      - рассмотреть принципы построения  бюджетной системы;
     - рассмотреть бюджетную классификацию  и ее использование;
      - исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
Введение.                                                                                                         
Глава 1:Основы бюджетной системы.                                                                
История развития бюджетной системы.                                                   
Сущность бюджетной системы.                                                               
Субъекты бюджетной системы.                                                              
Глава 2:Характеристика отдельных звеньев бюджетной  системы.                      
Структура бюджетной системы.                                                           
Федеральный бюджет Российской Федерации за 2008 и 2009г.                          
         
        Заключение.                                                                                                                                                        
         Список используемой литературы
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат. Доходная часть призвана обеспечить предусмотренные сметой ресурсы. Расходная часть отражает направление расходования аккумулируемых в бюджете средств.
Сущность и значение бюджета наиболее полно проявляются в его функциях, важнейшими из которых являются распределительная (перераспределительная) и контрольная. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также для воздействия на различные стороны хозяйственной жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, стимулирование научно-технического прогресса, развитие отдельных наиболее перспективных отраслей экономики, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. [3, 35]
     Одним 
из важнейших направлений 
      
Бюджетный кодекс РФ дает 
«бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней3:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
      
Консолидированный бюджет РФ 
– это федеральный бюджет и 
консолидированные бюджеты 
1.3. 
Субъекты бюджетной 
системы. 
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются4:
- счетная палата Российской Федерации;
-контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
-контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Участниками бюджетного процесса являются (См. Приложение 1):
     1) 
Президент Российской 
2) органы законодательной (представительной) власти;
     3) 
органы исполнительной власти (высшие 
должностные лица субъектов 
4) органы денежно-кредитного регулирования;
     5) 
органы государственного и 
     6) 
государственные внебюджетные 
     7) 
главные распорядители и 
8) иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Порядок и сроки составления проектов бюджетов:
     1. Порядок и сроки 
составления проекта 
Согласование показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетных проектировок на очередной финансовый год и показателей сводного финансового баланса Российской Федерации осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Законом (решением) о бюджете устанавливаются:
- перечень главных администраторов доходов бюджета;
     - перечень главных 
администраторов источников 
     - объем межбюджетных 
трансфертов, получаемых из 
     - верхний предел 
государственного (муниципального) внутреннего 
долга и (или) 
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
Секретные статьи федерального бюджета5:
      1. Секретные статьи 
федерального бюджета 
2. Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации.
 
ГЛАВА 2: Характеристика отдельных звеньев бюджетной
системы. 
2.1. 
Структура бюджетной 
системы. 
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
      
Именно федеральный бюджет 
стратегии.
Основными функциями федерального бюджета являются:
      
- перераспределение 
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной политики;
      
- контроль за образованием и 
использованием 
В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.
Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
     - 
обеспечение деятельности 
     - 
функционирование федеральной 
     - 
национальная оборона и 
     - 
фундаментальные исследования 
      
- государственная поддержка 
      
- государственная поддержка 
- ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций
федерального масштаба;
      
- содержание учреждений, находящихся 
в государственной 
      
- обслуживание и погашение 
      
- компенсация государственным 
      
- пополнение государственных 
      
- финансовая поддержка 
      
- официальный статистический 
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы.
Бюджет субъекта РФ6 – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Из этих бюджетов в значительной мере финансируется:
      
- развитие отраслей 
- коммунального хозяйства;
- развитие транспорта и связи.
Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
      
К регулирующим доходам