Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:55, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития, последствий, а также приведение современной статистики и краткого анализа по таким темам как безработица среди молодёжи, взаимосвязь безработицы и бедности, безработица в России в 2009-2010 года.
Введение 3
Понятие и показатели безработицы 5
Виды безработицы. Естественный уровень безработицы 8
Основные методы расчёта статистики по безработице 15
Безработица и ее роль в увеличении масштабов и степени распространения бедности 19
Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда 25
Анализ и статистика безработицы в России в 2009-2010 годах 30
Государственная политика борьбы с безработицей 33
Заключение 36
Список литературы: 37
Пособие
по безработице выплачивается
Пособие по безработице выплачивается либо в процентном отношении к среднему заработку безработного, который он имел по последнему месту работы, либо в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице (пункты 1, 2 статьи 30 Закона о занятости), - в зависимости от причин, по которым гражданин оказался безработным.
С 1 января 2011 года Правительством РФ установлены минимальная и максимальная величина пособия по безработице - 850 рублей и 4 900 рублей соответственно (Постановление Правительства РФ от 12.10.2010 № 812).
Пособие
по безработице не может выплачиваться
бесконечно - законодательством
Безработные
граждане, не трудоустроенные по истечении
первого периода выплаты
Считается,
что эта мера сама по себе, и тенденция
её развития (увеличение пособия и
времени выплаты) крайне неэффективны,
и что наиболее важно, она не стимулирует
граждан искать себе рабочее место,
а позволяет оставаться в числе
безработных большее время.
Политика
регулирования безработицы
Активные меры, так или иначе способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера- выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.
Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы.
Создание новых рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом.
Целенаправленная
политика создания новых рабочих
мест становится тем более актуальной,
что современный уровень
Эффективный
инструмент политики занятости –
содействие малому и среднему бизнесу.
Опыт развитых стран показывает,
что это направление способно
охватить более половины всех занятых
в народном хозяйстве. Подготовка и
переподготовка персонала называется
структурной мерой
Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин.)
Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т.е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентно нейтральность», поскольку они находятся в заведомо не равных условиях рынка труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.
К
активным мерам регулирования занятости
относятся также миграционная политика
и общественные работы. Последние
возникли как способ временной занятости
и социальной поддержки безработных
в период резкого спада производства
и массового высвобождения
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.
К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% средств расходуется на эту пассивную меру. Если учесть, что значительная часть средств направляется на развитие самой службы занятости ( на начальном этапе это было оправданно необходимостью развития инфраструктуры рынка труда), то такая модель финансирования обусловливает скорее мультипликацию безработицы, нежели эффективную политику занятости.
Стратегические
решения в области
1) Социальные последствия безработицы:
Отрицательные:
Положительные:
2) Экономические последствия безработицы:
Отрицательные:
Положительные:
Проблема безработицы актуальна в любое время, это происходит как по естественным причинам, связанным с изменениями в отраслях экономики (появлением новых и выбытием устаревших, ненужных, профессий), так и причинам, связанным с государственной экономической политикой и экономическими коллапсами, кризисами.
Для
понимания безработицы, важно чётко
отличать её виды, особенности, из каких
частей и показателей она состоит, каковы
её причины, последствия и методы регулирования.
Эти знания помогут частично обезопасить
себя от попадания под этот неблагоприятный
статус, или наметить пути, как из него
было бы лучше выбраться.