Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:55, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития, последствий, а также приведение современной статистики и краткого анализа по таким темам как безработица среди молодёжи, взаимосвязь безработицы и бедности, безработица в России в 2009-2010 года.
Введение 3
Понятие и показатели безработицы 5
Виды безработицы. Естественный уровень безработицы 8
Основные методы расчёта статистики по безработице 15
Безработица и ее роль в увеличении масштабов и степени распространения бедности 19
Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда 25
Анализ и статистика безработицы в России в 2009-2010 годах 30
Государственная политика борьбы с безработицей 33
Заключение 36
Список литературы: 37
Бедственное положение большинства молодых людей, затронутых безработицей, требует усиления внимания к этой проблеме со стороны государства. Очевидно, что в настоящее время система социальной защиты не в состоянии обеспечить назначение достойного по размеру пособия по безработице группе безработной молодежи, пытаясь охватить чрезвычайно широкой круг получателей незначительными по размеру выплатами. Ситуация может улучшиться в результате установления более жестких барьеров при одновременном увеличении реальной суммы выплат. Однако возможна такая политика лишь при условии глубокого понимания процессов, находящихся в основе поведения, и процесса принятия решений на уровне индивидуальных получателей пособий.
На мой взгляд, следует всемерно развивать в регионах молодежные биржи труда и центры по трудоустройству молодежи, в рамках которых должны проводиться ярмарки рабочих мест с участием заведений и предприятий регионов. Кроме того, требуется постоянно оказывать содействие молодежным инициативам в сфере предпринимательства, связанным с созданием новых рабочих мест. Но для этого необходима серьезная государственная поддержка, в частности, в виде льготного налогового режима. Следует принять во внимание опыт создания и работы центров научно-технического творчества молодежи, положивших начало развитию предпринимательства в первые годы реформ.
В подготовке и финансировании программ содействия занятости молодежи должны принимать активное участие региональные власти и органы местного самоуправления. При этом, они должны:
Наряду с данными мерами в рамках программы занятости безработной молодежи важное социально-экономическое значение сегодня имеет применение такой активной меры комплексного регулирования спроса и предложения на рынке труда, как рациональное использование гибких форм занятости, а также гибкого режима рабочего времени на российских предприятиях. В условиях всевозрастающих масштабов общей безработицы не только в России, но и за рубежом представляется важным обеспечивать содействие рациональному распределению частичной занятости молодежи на основе гибких графиков, изучая и используя зарубежный опыт. Считаю, что подобный подход сегодня стал бы более эффективным, чем принудительные отпуска или работа неполную рабочую неделю для всех работающих, поскольку многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности с работой в неформальном секторе экономики. В свою очередь, работа по специальности, которая требует определенной профессиональной подготовки, знаний и опыта, позволяет сохранить квалификацию работников, а работа в рамках неформального сектора, зачастую не требующая особой квалификации, является для работника источником дополнительного дохода, позволяющего снизить риск попадания в категорию бедных.
С персональной точки зрения гибкий режим рабочего времени позволяет работникам повысить личную независимость на рабочем месте, а также полнее удовлетворять свои запросы относительно профессиональной деятельности и повышения квалификации без отрыва от производства.
Реализация подобных мер является прямым инвестированием государства и регионов в будущее и может обеспечить усиление социальной защищенности не только молодежи, но и способствовать развитию социальной защиты других категорий безработных.
Мир выбирается из потемков кризиса: безработица, пусть медленно, но отступает (6,3% в 2009 г., 6,2% в 2010 г.; для сравнения - 5,6% в 2007 г.). Любопытно, что восстановление показателей, характеризующих положение на рынках труда, происходит неодинаково: в большинстве развивающихся стран ситуация с безработицей не ухудшается (что само по себе уже хорошо), тогда как, скажем, в Евросоюзе, по оценкам специалистов МОТ, позитивных подвижек не видно.
Вписанную
в глобальный контекст Россию кризис
миновать просто не мог. И как всякое
потрясение, резко меняющее угол зрения,
он не только выявил слабые звенья в
социально-экономической ”цепи”
Значительную
роль в стабилизации ситуации на отечественном
рынке труда сыграли
В
2009-2010 гг. численность безработных,
рассчитанная по методологии МОТ, достигла
6,9 млн. человек (апрель 2009 г. - 9,2%), а численность
зарегистрированных безработных 2,3 млн.
человек (март 2010 г.), или 3,1% от экономически
активного населения. В 2010 г. существенно
снизилась численность
За последние 20 лет Россия пережили второй крупный финансово-экономический спад. Несомненно, возможности государства с точки зрения влияния на рынок труда для преодоления последствий кризиса в 2008-2010 гг. принципиально иные, нежели в 1996-1998 гг. В 90-х годах существовал Фонд занятости населения (не слишком богатый, средства которого расходовались на выплату пособий, реализацию мероприятий активной политики, на содержание СЗ). Сегодня система управления и организации СЗ другая: она финансируется из федерального бюджета, откуда по решению Президента и Правительства, выделяются дополнительные средства на стабилизацию ситуации на рынке труда. Работа ведется по двум направлениям - работодатель (его поддержка в интересах сохранения производства, а значит, рабочих мест) и работник. Если предприятие проводило какие-то процедуры, связанные с изменением профиля деятельности, реализацией обоснованных планов, которые вписываются в региональные программы, предприятие получает поддержку.
В
2009-2010 гг. главное внимание уделялось
сохранению трудового потенциала предприятий
посредством повышения
Гораздо меньшие масштабы получило направление, связанное с предоставлением человеку возможности переезда, обусловленного наличием на другом предприятии соответствующего рабочего места.
Несмотря на все трудности, с которыми столкнулись и работники, и работодатели в связи с серьезной экономической рецессией, в сфере социального партнерства никаких серьезных эксцессов не было, не отмечено каких-либо нарушений, связанных с отступлением от требований законодательства во взаимодействии работника и работодателя.
Важную
роль в преодолении последствий
кризиса сыграла
В очередном докладе МОТ, посвященном глобальным тенденциям занятости в 2011 году, подчеркивается, что замедленное восстановление рынка труда приводит к дополнительному возрастанию огромных человеческих издержек, вызванных экономическим спадом, в том числе к уменьшению получаемого на протяжении жизни общего дохода, к сокращению возможностей трудоустройства, а также к негативным последствиям в социальной сфере. Поскольку потенциал для таких последствий еще сохраняется, отражаясь на положении нынешнего поколения работников и представляя угрозу для человеческого капитала как нынешнего, так и будущего, чрезвычайно важно обеспечить такой подъем экономики, который будет характеризоваться и устойчивостью, и образованием большого числа новых рабочих мест.
В России динамика показателя, характеризующего долю занятых в общей численности населения, которая отражает способность страны создавать рабочие места, имеет ту же тенденцию, что и в мире (с 61,7% в 2007 г. до 61,1% в 2010 г): в 2010 г. этот показатель снизился на 0,7% по отношению к уровню 2007 г.
В рамках региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Федерации, в 2009 г. дополнительно создано более 2,3 млн. рабочих мест, в 2010 г. - без малого 1,5 млн.
Безработица
представляет собой серьёзную
Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
Установленные государством гарантии безработным гражданам:
Пособие по безработице
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона о занятости населения.