Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития, последствий, а также приведение современной статистики и краткого анализа по таким темам как безработица среди молодёжи, взаимосвязь безработицы и бедности, безработица в России в 2009-2010 года.

Оглавление

Введение 3
Понятие и показатели безработицы 5
Виды безработицы. Естественный уровень безработицы 8
Основные методы расчёта статистики по безработице 15
Безработица и ее роль в увеличении масштабов и степени распространения бедности 19
Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда 25
Анализ и статистика безработицы в России в 2009-2010 годах 30
Государственная политика борьбы с безработицей 33
Заключение 36
Список литературы: 37

Файлы: 1 файл

Безработица-Курсач.docx

— 959.37 Кб (Скачать)

     Бедственное положение большинства молодых людей, затронутых безработицей, требует усиления внимания к этой проблеме со стороны государства. Очевидно, что в настоящее время система социальной защиты не в состоянии обеспечить назначение достойного по размеру пособия по безработице группе безработной молодежи, пытаясь охватить чрезвычайно широкой круг получателей незначительными по размеру выплатами. Ситуация может улучшиться в результате установления более жестких барьеров при одновременном увеличении реальной суммы выплат. Однако возможна такая политика лишь при условии глубокого понимания процессов, находящихся в основе поведения, и процесса принятия решений на уровне индивидуальных получателей пособий.

     На  мой взгляд, следует всемерно развивать в регионах молодежные биржи труда и центры по трудоустройству молодежи, в рамках которых должны проводиться ярмарки рабочих мест с участием заведений и предприятий регионов. Кроме того, требуется постоянно оказывать содействие молодежным инициативам в сфере предпринимательства, связанным с созданием новых рабочих мест. Но для этого необходима серьезная государственная поддержка, в частности, в виде льготного налогового режима. Следует принять во внимание опыт создания и работы центров научно-технического творчества молодежи, положивших начало развитию предпринимательства в первые годы реформ.

     В подготовке и финансировании программ содействия занятости молодежи должны принимать активное участие региональные власти и органы местного самоуправления. При этом, они должны:

  • обеспечивать гарантию качественной общеобразовательной и профессиональной подготовки молодежи, предоставляя студентам возможность получать от государства дополнение к стипендии в виде льготного долгосрочного кредита, подлежащего последующему возмещению в течение оговоренного периода времени после завершения учебы;
  • определять оптимальные параметры количества и структуры выпускаемых молодых специалистов с учетом динамики спроса в регионе на рабочую силу, оказывая при этом содействие развитию сети служб профессиональной ориентации молодежи и создавая благоприятные условия для повышения уровня дохода учащейся молодежи на основе занятости по выбранной специальности в свободное от учебы время;
  • заключать договора с предприятиями, организациями и учреждениями различных форм собственности и отвечать за организацию программы "Молодежной практики" в целях расширения возможности трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений, навыков.

     Наряду  с данными мерами в рамках программы занятости безработной молодежи важное социально-экономическое значение сегодня имеет применение такой активной меры комплексного регулирования спроса и предложения на рынке труда, как рациональное использование гибких форм занятости, а также гибкого режима рабочего времени на российских предприятиях. В условиях всевозрастающих масштабов общей безработицы не только в России, но и за рубежом представляется важным обеспечивать содействие рациональному распределению частичной занятости молодежи на основе гибких графиков, изучая и используя зарубежный опыт. Считаю, что подобный подход сегодня стал бы более эффективным, чем принудительные отпуска или работа неполную рабочую неделю для всех работающих, поскольку многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности с работой в неформальном секторе экономики. В свою очередь, работа по специальности, которая требует определенной профессиональной подготовки, знаний и опыта, позволяет сохранить квалификацию работников, а работа в рамках неформального сектора, зачастую не требующая особой квалификации, является для работника источником дополнительного дохода, позволяющего снизить риск попадания в категорию бедных.

     С персональной точки зрения гибкий режим  рабочего времени позволяет работникам повысить личную независимость на рабочем месте, а также полнее удовлетворять свои запросы относительно профессиональной деятельности и повышения квалификации без отрыва от производства.

     Реализация  подобных мер является прямым инвестированием  государства и регионов в будущее и может обеспечить усиление социальной защищенности не только молодежи, но и способствовать развитию социальной защиты других категорий безработных.

Анализ  и статистика безработицы  в России в 2009-2010 годах

 

     Мир выбирается из потемков кризиса: безработица, пусть медленно, но отступает (6,3% в 2009 г., 6,2% в 2010 г.; для сравнения - 5,6% в 2007 г.). Любопытно, что восстановление показателей, характеризующих положение на рынках труда, происходит неодинаково: в большинстве развивающихся стран ситуация с безработицей не ухудшается (что само по себе уже хорошо), тогда как, скажем, в Евросоюзе, по оценкам специалистов МОТ, позитивных подвижек не видно.

     Вписанную в глобальный контекст Россию кризис миновать просто не мог. И как всякое потрясение, резко меняющее угол зрения, он не только выявил слабые звенья в  социально-экономической ”цепи”, но и высветил результативность продуманных  усилий. Один из институтов, к которым в полной мере можно отнести последнее - государственная служба занятости населения. Анализ ситуации с безработицей в России я попытаюсь дать опираясь на интервью Юрия Герция20, руководителя Роструда, для газеты «Человек и труд», приуроченное к юбилею отечественной службе занятости, насчитывающей уже 20 лет.

     Значительную  роль в стабилизации ситуации на отечественном  рынке труда сыграли антикризисные  меры в сфере содействия занятости  населения, разработанные и реализованные  российским правительством. В 2010 г. в  мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда  в субъектах Федерации, приняли  участие 1,9 млн. человек, из которых 1,2 млн. человек (62,8% от общей численности) составили  работники предприятий и организаций, находящиеся под угрозой увольнения. К каким результатам это привело? К снижению уровня регистрируемой безработицы, к повышению конкурентоспособности  участников мероприятий по опережающему обучению, к приостановлению массовых увольнений граждан, к частичному сохранению доходов работников, находящихся  под угрозой увольнения, к расширению количества безработных граждан, организовавших собственное дело. (В 2009 г. планировалось, что собственный бизнес создадут 125,5 тыс. безработных граждан, фактически же - 128,1 тыс.; в 2010 г. их было уже 199 тыс. Причем эти граждане создали 67,9 тыс. дополнительных рабочих мест, на которые трудоустроены  бывшие безработные, зарегистрированные в органах службы занятости).

     В 2009-2010 гг. численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, достигла 6,9 млн. человек (апрель 2009 г. - 9,2%), а численность  зарегистрированных безработных 2,3 млн. человек (март 2010 г.), или 3,1% от экономически активного населения. В 2010 г. существенно  снизилась численность зарегистрированных безработных граждан (с 2,3 млн. в марте 2010 до 1,5 млн. в начале декабря 2010 г.), а уровень регистрируемой безработицы  приблизился к докризисному (2,1%). Возросло число заявленных в органы службы занятости свободных вакансий (на 1 декабря 2010 - 1081 тыс.), и в 1,5 раза от максимальных значений снизился коэффициент напряженности на рынке труда (с 3,3 в январе 2010 г. до 1,7 в декабре 2010 г.). Тем не менее, говорить, что кризис полностью преодолен, по мнению экспертов, рано.

     За  последние 20 лет Россия пережили второй крупный финансово-экономический спад. Несомненно, возможности государства с точки зрения влияния на рынок труда для преодоления последствий кризиса в 2008-2010 гг. принципиально иные, нежели в 1996-1998 гг. В 90-х годах существовал Фонд занятости населения (не слишком богатый, средства которого расходовались на выплату пособий, реализацию мероприятий активной политики, на содержание СЗ). Сегодня система управления и организации СЗ другая: она финансируется из федерального бюджета, откуда по решению Президента и Правительства, выделяются дополнительные средства на стабилизацию ситуации на рынке труда. Работа ведется по двум направлениям - работодатель (его поддержка в интересах сохранения производства, а значит, рабочих мест) и работник. Если предприятие проводило какие-то процедуры, связанные с изменением профиля деятельности, реализацией обоснованных планов, которые вписываются в региональные программы, предприятие получает поддержку.

     В 2009-2010 гг. главное внимание уделялось  сохранению трудового потенциала предприятий  посредством повышения квалификации, обучения, переобучения их работников (в 2009 г. в подпрограмме опережающего обучения граждан, предполагаемых к  увольнению, приняли участие  без малого 3 млн. человек, в 2010 г. - 137,9 тыс.), а также организации временных и общественных работ непосредственно на предприятиях (в подпрограмме по организации общественных работ, включая стажировку, в 2009 г. участвовали более 2,4 млн. человека, в том числе 52,3 тыс. выпускников профессиональных образовательных учреждений, прошедших стажировку с целью приобретения опыта работы по полученной профессии или специальности; в 2010 г. - 1,5 млн.).

     Гораздо меньшие масштабы получило направление, связанное с предоставлением  человеку возможности переезда, обусловленного наличием на другом предприятии соответствующего рабочего места.

     Несмотря на все трудности, с которыми столкнулись и работники, и работодатели в связи с серьезной экономической рецессией, в сфере социального партнерства никаких серьезных эксцессов не было, не отмечено каких-либо нарушений, связанных с отступлением от требований законодательства во взаимодействии работника и работодателя.

     Важную  роль в преодолении последствий  кризиса сыграла Государственная  инспекция труда, сумевшая грамотно сочетать в работе своих сотрудников  контрольно-надзорные функции с  информационно-разъяснительной, предупредительной  работой в трудовых коллективах.

     В очередном докладе МОТ, посвященном глобальным тенденциям занятости в 2011 году, подчеркивается, что замедленное восстановление рынка труда приводит к дополнительному возрастанию огромных человеческих издержек, вызванных экономическим спадом, в том числе к уменьшению получаемого на протяжении жизни общего дохода, к сокращению возможностей трудоустройства, а также к негативным последствиям в социальной сфере. Поскольку потенциал для таких последствий еще сохраняется, отражаясь на положении нынешнего поколения работников и представляя угрозу для человеческого капитала как нынешнего, так и будущего, чрезвычайно важно обеспечить такой подъем экономики, который будет характеризоваться и устойчивостью, и образованием большого числа новых рабочих мест.

     В России динамика показателя, характеризующего долю занятых в общей численности  населения, которая отражает способность  страны создавать рабочие места, имеет ту же тенденцию, что и в  мире (с 61,7% в 2007 г. до 61,1% в 2010 г): в 2010 г. этот показатель снизился на 0,7% по отношению к уровню 2007 г.

     В рамках региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке  труда субъектов Федерации, в 2009 г. дополнительно создано более 2,3 млн. рабочих мест, в 2010 г. - без малого 1,5 млн.

 

Государственная политика борьбы с безработицей

 

      Безработица представляет собой серьёзную макроэкономическую проблему, поэтому государство принимает  меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они  обусловлены разными причинами, используются разные меры.

      Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

    • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах);
    • создание специальных служб для этих целей.

      Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:

    • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
    • помощь частным службам такого типа.

      Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

    • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
    • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
 

Установленные государством гарантии безработным гражданам:

  • выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • участие в общественных работах.

Пособие по безработице

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона о занятости населения.

Информация о работе Безработица