Банковская система и ее роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать банковскую систему России и определить ее роль в рыночной экономике. Для достижения цели курсовой работы будут выполнены следующие задачи:
- рассмотрены основные понятия и принципы построения банковской системы России;
- представлены операции коммерческого банка как основного звена банковской системы;
- выявлены проблемы становления эффективной банковской системы в России.

Файлы: 1 файл

альбина.docx

— 117.99 Кб (Скачать)

           Возможен и другой вариант,  когда бюджет передает коммерческому  банку определенные ресурсы, предназначенные для специальных инвестиционных кредитов. В первом случае государство компенсирует банку плату за кредит, во втором дает деньги. В каждом из этих случаев речь идет о специально утверждаемой государством программе (национальной или региональной), которая финансируется банками, получающими соответствующую правительственную поддержку. Никто не остается в накладе: народное хозяйство получает дополнительный импульс для развития жизненно необходимых отраслей, коммерческие банки не только не теряют своего коммерческом интереса, но и, напротив, получив дополнительные гарантии государства, с большей охотой взаимодействуют с подобными клиентами.

           В нормальной экономической ситуации (и особенно в условиях инфляции) банки осторожно относятся к потребностям бюджета, ограниченно участвуют в кредитовании его расходов. Банковское содействие государственным программам развития экономики страны осуществляется не путем огульного кредитования большей части расходов государственного бюджета и его колоссального дефицита, а посредством приобретения ценных бумаг и других обязательств государства, а также на основе кредита, его срочности и платности, изыскивая, как уже отмечалось, источники для компенсации снижения доходности коммерческого банка.

           Важным инструментом стимулирования  банковской деятельности всегда  являлась также налоговая политика. В целом она должна исходить  из тех же принципов, которые  заложены в систему взимания  налогов со всех других типов предприятий. Усиленный налоговый пресс, направленный на сокращение прибыли банка, в конечном счете скажется на развитии деятельности предприятий.

            Рациональной в этой связи  была бы дифференциация ставок  налогообложения применительно к отдельным банкам, особенно на первоначальном этапе их деятельности. Значительная экономическая поддержка может быть оказана также посредством освобождения от налогов прибыли, направляемой на расширение деятельности, приобретение оборудования, инвестиций в производство, пересмотра положений, регламентирующих перечень расходов, относимых на издержки банка. В условиях резкого обострения проблемы обновления основных фондов в народном хозяйстве целесообразно продление льгот, установленных для предприятий, организаций в части погашения инновационных кредитов из прибыли до налогообложения.

           Наконец, в переходный период  банки особенно нуждаются в  прямых государственных инновационных программах, предусматривающих развитие банковского дела, в том числе посредством разработки и внедрения в практику новых научных рекомендаций, отвечающих потребностям развития рынка на отдельных этапах его функционирования.

            Разумеется, банки несут свою  ответственность перед государством. Их вкладом в экономику является  ускорение производства посредством  денежно-кредитных инструментов. Перед  законом банки отвечают при  этом прежде всего по двум направлениям: во-первых, они должны держать обязательные резервы в Банке России, иметь свой страховой и резервный фонды, соблюдать установленные экономические нормативы, и, во-вторых, хранить тайну по операциям, счетам и вкладам банка, его клиентов и корреспондентов. Здесь не должно быть иллюзий: во всем мире за банками организован довольно жесткий контроль.

            Можно выделить два основных  направления, по которым должно  происходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.

           Первое - развитие процессов концентрации  в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существенного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопределена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной активности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторичный.  Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленностью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны, способны сегодня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.

           Учитывая, что в условиях высокой инфляции  желание банков сохранить инвестиционную  направленность деятельности наталкивается  на ее экономическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего это снижение размера резервных требований для таких банков и освобождение от налогообложения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов. Создание условий для активизации инвестиционной деятельности отвечает государственным интересам России, поэтому общественность вправе ждать здесь от высших органов власти решительных действий.

           Второе  направление совершенствования  банковской деятельности, имеющее  перспективный характер, - расширение  круга услуг, оказываемых банками  их клиентам, то есть диверсификация  банковской деятельности в самом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.

           Следует  отметить, что уже и сейчас  наиболее дальновидные банки  готовятся к тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской деятельности не застала их в врасплох и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сегодня предлагаются клиентам российскими банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где по разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по совершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.

“Достичь  совершенства, процветать, защищать себя”, так определил деятельность одного из своих филиалов его глава барон Ги де Ротшильд. Эти слова актуальны и для российских банков, которые в условиях трансформационной экономики постоянно вынуждены разрабатывать четкие и слаженные системы управления для реализации выбранной ими стратегии развития. Ведь достичь совершенства – значит процветать, выйти на более качественный уровень развития. Любой банк должен стремиться к совершенству.

           Специфика  экономической ситуации в России  поставила коммерческие банки  перед необходимостью разработки  четкой и слаженной системы  управления для реализации выбранной ими стратегии развития.

           До  сих пор проблема банковского  совершенства в современной России  не была предметом специального  рассмотрения. В периодической печати  появлялись статьи, в которых рассматривались только отдельные стороны успешного функционирования банков. Таким образом, проблема обобщения опыта деятельности банков в России и определения наиболее важных составляющих их успеха, основываясь на системном подходе и учитывая российскую действительность представляется достаточно актуальной.

           В  условиях радикальных экономических  преобразований в Российской  Федерации, коммерческие банки  были поставлены перед необходимостью  разработки четкой и слаженной системы управления для реализации выбранной ими стратегии существования, не говоря уже о б успешном развитии. В сложившейся экономической ситуации современной России «тема банковского совершенства» вообще не была предметом рассмотрения. Ведь отечественным банкам, к сожалению, приходится функционировать:

  • во-первых, в условиях переходной экономики;
  • во-вторых, при неопределенности стратегических целей;
  • в-третьих, в условия отсутствия (или непризнания) основных принципов эффективного управления банком.

          Поэтому  на данном этапе развития возникла  необходимость определения наиболее  важных составляющих успешного  функционирования банков и разработки общего подхода к управлению банком с позиций высшего менеджмента, которые, однако, стоит осуществлять, исключительно, учитывая российскую действительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные проблемы становления эффективной банковской системы в России

           Следует отметить, что все существующие концепции реформирования банковской системы затрагивают реформирование Центрального банка в отрыве от структурной политики государства, от перспектив экономического развития России в целом. 
          При условии возможности совершенствования нормативно-правовой базы и расширения полномочий территориальных подразделений Банка России, главным управлениям следует разрешить: 
1) проведение процедуры пруденциального надзора за деятельностью филиалов инорегиональных банков на подведомственной территории; 
2) формирование фонда обязательного резервирования по месту нахождения банка (самостоятельного или филиала). При этом не будет происходить «распыление средств» банка, наоборот, функция ФОР как гарантийного фонда банка будет выполнена в полном объеме; 
3) публикации в местной печати на регулярной основе балансов банков, включая филиалы, находящиеся на подведомственной управлению территории. В данном случае также целесообразно публиковать процентные ставки по кредитам и депозитам, предлагаемые указанными банками. Очевидно, что эти шаги будут способствовать укреплению доверия со стороны клиентов как к самим банкам, так и к Центральному банку. 
           Кроме того, необходимо ввести административную, материальную и имущественную ответственность менеджерского состава территориального подразделения за проводимые в регионе денежно-кредитные мероприятия. 
В качестве стимулирования вложений банков в реальный сектор экономики было бы целесообразно Банку России разрешить своим территориальным учреждениям манипулировать фондом обязательного резервирования (при условии формирования его по месту нахождения банка или филиала). Иными словами, дифференцировать нормативы обязательного резервирования, предоставив льготы банкам, активно вкладывающим средства в экономику региона на период этих вложений (на 0,5-1% снижать). Следует отметить, что в данном случае территориальное подразделение должно контролировать деятельность такого «льготника» и при малейшем возникновении признаков проблемности изменять порядок формирования резервов. 
           Альтернативной возможностью можно считать начисление процентов по счетам фонду обязательного резервирования (ФОР) для указанных банков (процент может составлять 0,5-1%). Однако последнее предложение повлечет увеличение издержек территориального подразделения, кроме того, возникает соблазн предоставлять «платные» счета ФОР «своим» банкам. В таком случае встает вопрос о системе контроля за деятельностью самого территориального подразделения в данной сфере, иными словами, «кто будет надзирать за теми, кто надзирает?». 
           Очевидно, что данное предложение менее целесообразно, чем первое, так как влечет ряд негативных моментов. 
           В случае применения предложения об изменение норматива ФОР правомерен вопрос о несоблюдении в этом случае принципа «равных условий» деятельности банков на кредитном рынке региона. Однако, если территориальное управление не будет злоупотреблять данным предложением, вполне возможно это создаст дополнительный стимул для кредитования реального сектора, а также создаст для банков возможности повышения ставки процента по депозитам физических лиц. 
           Таким образом, необходимо сделать систему ЦБР современной организацией, для которой характерны повышение степени согласованности совместных действий и долгосрочных обязательств, возросшее понимание необходимости решения сложных проблем и пр. Представляется, что ЦБР будет «флагманом» кредитной системы РФ, на который можно и нужно равняться клиентам - коммерческим банкам. Видимо, такая роль Банка России не только «по плечу» ему, но и является перспективной с позиции подъема экономики страны в целом. 
           В свою очередь, система функций банковской системы может быть представлена в виде матричной модели «сферы целевой деятельности - стадии делового цикла». Следовательно, в самом общем виде структура банковской системы может соответствовать матричной модели, представленной в таблице 1. 
Таблица 1 
Матричная модель банковской системы

Функциональная специализация банков

Функционально-целевая направленность использования кредитных ресурсов

Промышленность

Социальная сфера, торговля, сфера услуг

Агропромышленный комплекс

Научно-техническая сфера

Экологическая сфера

Строительная сфера 

Население

Воспроизводственный цикл

Инновационные

+

-

+

+

+

+

-

Инвестиционные

+

+

+

+

+

+

-

Ипотечные

+

-

+

-

+

+

+

Универсальные коммерческие банки, ориентированные преимущественно на краткосрочное кредитование

  
 

 

  
 

 

  
 

 

  
 

 

  
 

 

  
 

 

+

Небанковские финансово-кредитные учреждения

+

+

+

-

-

+

+


Необходимо  отметить, что эффективно решать весь комплекс проблем обеспечения процессов расширенного воспроизводства финансовыми и кредитными ресурсами можно только путем согласования общенациональных и региональных, муниципальных и частных интересов отдельных финансово-кредитных учреждений. 
            В целях повышения кредитной эффективности региональной банковской системы принципиально важным является формирование в составе последней следующих типов банков: 
1) инновационных, предназначенных для финансирования новейших технологических проектов; 
2) инвестиционных, ориентированных на финансовое обеспечение реализации таких проектов; 
3) ипотечных, специализирующихся на выдаче долгосрочных ссуд под залог недвижимого имущества. 
          Таким образом, данная функциональная специализация банков может полностью обеспечить деловой цикл: зарождение идеи, ее реализация, залог имущества для получения долгосрочных ссуд на развитие и совершенствование производства (вторичный кредит). 
           Под региональной банковской системой следует понимать совокупность взаимодействующих банков региона, реализующих следующие основные функции: 
- обеспечение наличными денежными ресурсами в необходимом объеме; 
- бесперебойное ведение безналичных расчетов и платежей; 
- кредитная поддержка социально-экономического комплекса региона; 
- стимулирование привлечения средств граждан и мелких предпринимателей, а также эффективное их размещение; 
- кредитование инновационно-инвестиционных проектов и социально-экономических программ; 
- развитие консалтинговых услуг и нетрадиционных банковских операций. 
Таким образом, региональная банковская система должна стимулировать структурную перестройку промышленности посредством кредитного механизма, научно-технический прогресс на региональном уровне, инвестиционную политику и развитие строительного комплекса, способствовать целенаправленному и комплексному развитию социальной сферы регионов в интересах населения, развитию региональной инфраструктуры, содействовать деятельности агропромышленного комплекса, целенаправленной реализации экологической политики. 
           Сформулируем ряд ключевых принципов построения банковской системы региона: 
1. Принцип сочетания функционально-целевой и воспроизводственной деятельности банка. 
2. Принцип оптимального сочетания крупных, средних и малых банков. 
3. Принцип диверсификации и адаптации банков, предполагающий расширение спектра деятельности и отход от узкой специализации финансово-кредитных учреждений. 
4. Принцип сочетания разных форм собственности в банковской системе. 
5. Принцип обеспечения максимальной доступности клиентов к банковским учреждениям (это особенно актуально для сельской местности). 
6. Принцип равномерной поддержки региональными органами банковских учреждений, реализующих социально-экономические программы региональных и муниципальных властей.

Информация о работе Банковская система и ее роль в рыночной экономике