Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:24, курсовая работа
Цель  работы – определить роль банков в рыночной экономике.
     В ходе работы решались следующие задачи:
     -раскрыть  сущность, функции банков;
     -рассмотреть  основные операции банков;
     -выявить  особенности современной банковской системы;
     -провести  анализ развития банковского  сектора;
     -показать  пути развития системы банковского  регулирования и банковского  надзора в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………...
1. Сущность, функции и роль банков как элемента
банковской системы
1.1.Банки – особые институты………………………………………
1.2.Основные операции банков……………………………………..
1.3.Особенности современной банковской системы………………
2. Состояние банковского сектора Российской Федерации
2.1.Анализ развития банковского сектора………………………….
2.2.Развития системы банковского регулирования и банковского
надзора в Российской Федерации…………………………………..
3. Перспективы развития банковского сектора РФ………………..
Заключение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………….	3
Исходя из Основополагающих принципов эффективного банковского надзора (принцип 17) Банк России расширил практику регулярных контактов (деловых совещаний) с руководством банков, в ходе которых обсуждались актуальные вопросы профиля и уровня рисков, принятых банками, качества управления рисками.
В целях усиления контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых для поддержки финансовой системы Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2008 № 317_ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” введен институт уполномоченных представителей Банка России в кредитных организациях, получивших указанные средства. В развитие указанного закона подготовлен ряд нормативных актов Банка России. Анализ информации, получаемой уполномоченными представителями, позволит уделить дополнительное внимание наиболее значимым рискам кредитных организаций, имеющих общефедеральное и региональное значение.
Инспектирование кредитных организаций
В 2008 году инспекционная деятельность Банка России определялась “Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год”, Планом мероприятий Банка России по реализации “Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года” и “Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2008 год”.
Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводились преимущественно на плановой основе и были направлены на выявление нарушений действующего законодательства, нормативных актов Банка России, рисков и проблем в деятельности кредитных организаций на возможно ранних стадиях их возникновения.
Основное внимание при проведении проверок уделялось вопросам финансовой устойчивости кредитных организаций, оценки качества их активов, качества управления, организации и эффективности внутреннего контроля, выполнения законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В целях предотвращения операций с “зеркальными” и “фиктивными” векселями были организованы проверки в кредитных организациях — основных операторах рынка векселей. По их результатам были приняты необходимые меры надзорного реагирования, проведены совещания с руководством кредитных организаций, в портфелях которых “сомнительные” векселя составляли наибольший объем. Повышенное внимание уделялось вопросам организации потребительского кредитования в кредитных организациях и их филиалах. Для выявления реального положения дел в секторе потребительского кредитования были проведены проверки в 51 кредитной организации, которые предоставляли наибольшие объемы потребительских кредитов.
В связи с кризисными явлениями в экономике, в частности в банковском секторе, в IV квартале 2008 года в ходе проверок особое внимание уделялось вопросам управления ликвидностью, своевременности проведения платежей, оценки перспектив деятельности кредитных организаций /5, с. 94/.
     Всего 
в 2008 году уполномоченными 
Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
В 2008 году в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86_ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и статьями 20, 23 Федерального закона от 2.12.1990 № 395_1 “О банках и банковской деятельности” Банк России издал приказы об отзыве лицензии на осуществление банковских операций (далее — лицензия) у 33 кредитных организаций, а также в связи с принятием решения акционерами (участниками) кредитной организации аннулировал лицензии у 3 кредитных организаций. Наибольшее количество лицензий было отозвано (аннулировано) у кредитных организаций, зарегистрированных в Московском регионе, — 25.
До сентября 2008 года Банк России последовательно реализовывал меры по выводу с рынка банковских услуг кредитных организаций, не имеющих перспектив и возможностей устранить нарушения за счет собственных средств или с помощью владельцев.
Всего за период с 1 января по 1 сентября 2008 года Банком России были отозваны лицензии у 14 кредитных организаций, в том числе за неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона от 7.08.2001 № 115_ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, — у 7 кредитных организаций, в связи с неисполнением требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей — у 3 кредитных организаций /5, с. 98/.
За период с 1 января по 1 сентября 2008 года основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) имели 32 кредитные организации. Из них 1 кредитная организация восстановила свое финансовое положение в результате выполнения плана мер по финансовому оздоровлению, 19 кредитных организаций устранили возникшие основания.
Страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177_ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” (далее — Федеральный закон № 177_ФЗ) в 2008 году Банк России осуществлял надзор за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.
По состоянию на 1.01.2009 участниками системы обязательного страхования вкладов являлись 937 банков, включая банки, у которых лицензии на осуществление банковских операций были ранее отозваны (аннулированы).
В 2008 году продолжалась работа по включению в систему страхования вкладов новых участников: 13 банкам, обратившимся с ходатайством о расширении деятельности, были выданы лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.
В течение 2008 года в 27 банках — участниках системы страхования вкладов наступили страховые случаи (из них у 25 банков отозваны лицензии на осуществление банковских операций, у 2 банков аннулированы лицензии в связи с принятым решением о добровольной ликвидации). По всем страховым случаям, связанным с отзывом лицензий, реестры обязательств перед вкладчиками направлялись назначенными Банком России временными администрациями в АСВ в установленный Федеральным законом № 177-ФЗ семидневный срок, что позволило АСВ своевременно начать осуществление страховых выплат вкладчикам /5, с. 101/.
     В 
2008 году согласно статье 48 Федерального 
закона № 177_ФЗ в связи с несоответствием 
требованиям к участию в 
В 2008 году в соответствии с законодательством Российской Федерации размер страхового возмещения по вкладам граждан был увеличен до 700 тыс. рублей с одновременным соразмерным увеличением выплат Банка России вкладчикам банков-банкротов, не являющихся участниками системы страхования вкладов.
С 26 декабря 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 22.12.2008 № 270-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” и иные законодательные акты Российской Федерации” (далее — Федеральный закон № 270-ФЗ). Федеральным законом № 270-ФЗ уточняются критерии осуществления Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, механизмы, обеспечивающие осуществление страховых выплат, функции и полномочия АСВ, в том числе как ликвидатора банков — участников системы страхования вкладов. В частности, по ряду показателей с 3 до 6 месяцев увеличен срок несоответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, по истечении которого наступает обязанность Банка России по введению банку запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и как следствие — прекращение права банка на работу со вкладами. Федеральным законом № 270-ФЗ также закреплена обязанность банков — участников системы страхования вкладов по раскрытию информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые его органами управления, неограниченному кругу лиц, что соответствует основным мировым тенденциям в развитии банковского надзора в части повышения прозрачности и открытости банков /5, с. 102/.
 
     
3. Перспективы развития 
банковского сектора 
РФ 
     В зависимости 
от успехов в проведении необходимых банковскому 
сектору преобразований и макроэкономической 
ситуации мы выделяем три базовых сценария 
развития банковского сектора (см. таблицу 
3 и рисунок 6). Важно отметить, что глобализация 
американского ипотечного кризиса и обострение 
геополитических противоречий, угрожают 
макроэкономической стабильности и в России, 
снижая тем самым вероятность инерционного 
сценария. Фактически выбор становится 
еще более ограниченным: либо мы задействуем 
все доступные «драйверы роста» и создаем 
мощный, открытый и суверенный финансовый 
сектор, либо не сможем ничего противопоставить 
угрозе кризисных явлений в финансовой 
системе. 
| Успешное проведение преобразований, необходимых банковскому сектору | Неуспешное проведение преобразований, необходимых банковскому сектору | |
| Стабильная макроэкономическая ситуация | I. Сценарий прорыва | II. Инерционный | 
| Нестабильная макроэкономическая ситуация | I. Сценарий прорыва / III. Кризисный сценарий | III. Кризисный сценарий | 
Таблица 3 – Сценарии развития банковского сектора /17/
Сценарий прорыва предполагает быстрый рост качественных и количественных характеристик до уровня, адекватного потребностям экономики.
За счет мобилизации внутренних ресурсов обеспечивается быстрый рост банковских активов без потери суверенитета. Капитализация активов, развитие рефинансирования и другие меры позволяют банковской системе уже к 2011—2013 гг. эффективно справляться с экономическими и социальными задачами. Снятие ограничений на развитие внутренней ресурсной базы и снижение банковских рисков будут стимулировать опережающий по сравнению с ростом ВВП рост банковских активов.
По нашим оценкам, при таком развитии событий к 2020 г. национальный финансовый сектор будет характеризоваться приемлемым уровнем финансового суверенитета. К 2020 г. банки смогут опираться на ресурсы населения и мощных национальных компаний, работающих в различных секторах экономики, а внешние ресурсы по системе не превысят 30% пассивов. Более того, снижение зависимости от внешних источников ресурсов и сбалансированная макроэкономическая политика существенно снижают вероятность возникновения кризисных явлений в банковском секторе в период 2009—2020 гг. даже в условиях внешней нестабильности.
| Источники ресурсов | 2008 | 2009 | 2011 | 2012 | 2016 | 2017 | 2020 | 
| прирост активов, всего | 6.1 | 7.4 | 11.5 | 14.2 | 24.9 | 24.8 | 31.7 | 
| внутренние ресурсы | 4.6 | 5.5 | 7 | 7.7 | 13.2 | 13.7 | 17.9 | 
| средства госфондов | 1.7 | 2.2 | 2.3 | 1.2 | 1 | 0.9 | 0.8 | 
| капитализация активов (рост капитала банков и депозитов юридических лиц в банках) | 1.2 | 1.4 | 2.1 | 3.6 | 6.2 | 4.8 | 4.6 | 
| сбережения населения | 1.4 | 1.6 | 2.1 | 2.3 | 5.3 | 7 | 11 | 
| прочие внутренние ресурсы | 0.3 | 0.3 | 0.5 | 0.6 | 0.7 | 0.9 | 1.6 | 
| внешние ресурсы | 1.5 | 1.9 | 4.6 | 6.5 | 11.7 | 11.2 | 13.8 | 
| прямые инвестиции | 0.6 | 0.7 | 1.2 | 1.2 | 1.4 | 1.3 | 1.5 | 
| портфельные инвестиции | 0.2 | 0.6 | 1.2 | 2 | 2.5 | 2 | 1.9 | 
| кредиты и прочие внешние ресурсы | 0.8 | 0.6 | 2.1 | 3.3 | 7.7 | 7.9 | 10.5 |