Банки и их роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить роль банков в рыночной экономике.
В ходе работы решались следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции банков;
-рассмотреть основные операции банков;
-выявить особенности современной банковской системы;
-провести анализ развития банковского сектора;
-показать пути развития системы банковского регулирования и банковского надзора в Российской Федерации.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...
1. Сущность, функции и роль банков как элемента
банковской системы
1.1.Банки – особые институты………………………………………
1.2.Основные операции банков……………………………………..
1.3.Особенности современной банковской системы………………
2. Состояние банковского сектора Российской Федерации
2.1.Анализ развития банковского сектора………………………….
2.2.Развития системы банковского регулирования и банковского
надзора в Российской Федерации…………………………………..
3. Перспективы развития банковского сектора РФ………………..
Заключение…………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………. 3

Файлы: 1 файл

Новая Курсовая Банки и их роль в рыночной экономике.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

     Исходя из Основополагающих принципов эффективного банковского надзора (принцип 17) Банк России расширил практику регулярных контактов (деловых совещаний) с руководством банков, в ходе которых обсуждались актуальные вопросы профиля и уровня рисков, принятых банками, качества управления рисками.

     В целях усиления контроля за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых для поддержки финансовой системы Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2008 № 317_ФЗ “О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” введен институт уполномоченных представителей Банка России в кредитных организациях, получивших указанные средства. В развитие указанного закона подготовлен ряд нормативных актов Банка России. Анализ информации, получаемой уполномоченными представителями, позволит уделить дополнительное внимание наиболее значимым рискам кредитных организаций, имеющих общефедеральное и региональное значение.

     Инспектирование кредитных организаций

     В 2008 году инспекционная деятельность Банка России определялась “Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год”, Планом мероприятий Банка России по реализации “Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года” и “Сводным планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов) на 2008 год”.

     Проверки  кредитных организаций (их филиалов) проводились преимущественно на плановой основе и были направлены на выявление нарушений действующего законодательства, нормативных актов Банка России, рисков и проблем в деятельности кредитных организаций на возможно ранних стадиях их возникновения.

     Основное  внимание при проведении проверок уделялось  вопросам финансовой устойчивости кредитных организаций, оценки качества их активов, качества управления, организации и эффективности внутреннего контроля, выполнения законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В целях предотвращения операций с “зеркальными” и “фиктивными” векселями были организованы проверки в кредитных организациях — основных операторах рынка векселей. По их результатам были приняты необходимые меры надзорного реагирования, проведены совещания с руководством кредитных организаций, в портфелях которых “сомнительные” векселя составляли наибольший объем. Повышенное внимание уделялось вопросам организации потребительского кредитования в кредитных организациях и их филиалах. Для выявления реального положения дел в секторе потребительского кредитования были проведены проверки в 51 кредитной организации, которые предоставляли наибольшие объемы потребительских кредитов.

     В связи с кризисными явлениями  в экономике, в частности в  банковском секторе, в IV квартале 2008 года в ходе проверок особое внимание уделялось вопросам управления ликвидностью, своевременности проведения платежей, оценки перспектив деятельности кредитных организаций /5, с. 94/.

     Всего в 2008 году уполномоченными представителями Банка России было проведено 1510 проверок кредитных организаций (их филиалов).

     Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

     В 2008 году в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86_ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и статьями 20, 23 Федерального закона от 2.12.1990 № 395_1 “О банках и банковской деятельности” Банк России издал приказы об отзыве лицензии на осуществление банковских операций (далее — лицензия) у 33 кредитных организаций, а также в связи с принятием решения акционерами (участниками) кредитной организации аннулировал лицензии у 3 кредитных организаций. Наибольшее количество лицензий было отозвано (аннулировано) у кредитных организаций, зарегистрированных в Московском регионе, — 25.

     До  сентября 2008 года Банк России последовательно  реализовывал меры по выводу с рынка банковских услуг кредитных организаций, не имеющих перспектив и возможностей устранить нарушения за счет собственных средств или с помощью владельцев.

     Всего за период с 1 января по 1 сентября 2008 года Банком России были отозваны лицензии у 14 кредитных организаций, в том числе за неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6 и 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) Федерального закона от 7.08.2001 № 115_ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, — у 7 кредитных организаций, в связи с неисполнением требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей — у 3 кредитных организаций /5, с. 98/.

     За  период с 1 января по 1 сентября 2008 года основания для осуществления  мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) имели 32 кредитные организации. Из них 1 кредитная организация восстановила свое финансовое положение в результате выполнения плана мер по финансовому оздоровлению, 19 кредитных организаций устранили возникшие основания.

     Страхование вкладов физических лиц в банках Российской Федерации

     В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177_ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” (далее — Федеральный закон № 177_ФЗ) в 2008 году Банк России осуществлял надзор за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов.

     По  состоянию на 1.01.2009 участниками системы обязательного страхования вкладов являлись 937 банков, включая банки, у которых лицензии на осуществление банковских операций были ранее отозваны (аннулированы).

     В 2008 году продолжалась работа по включению в систему страхования вкладов новых участников: 13 банкам, обратившимся с ходатайством о расширении деятельности, были выданы лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

     В течение 2008 года в 27 банках — участниках системы страхования вкладов наступили страховые случаи (из них у 25 банков отозваны лицензии на осуществление банковских операций, у 2 банков аннулированы лицензии в связи с принятым решением о добровольной ликвидации). По всем страховым случаям, связанным с отзывом лицензий, реестры обязательств перед вкладчиками направлялись назначенными Банком России временными администрациями в АСВ в установленный Федеральным законом № 177-ФЗ семидневный срок, что позволило АСВ своевременно начать осуществление страховых выплат вкладчикам /5, с. 101/.

     В 2008 году согласно статье 48 Федерального закона № 177_ФЗ в связи с несоответствием  требованиям к участию в системе  страхования вкладов Комитетом  банковского надзора Банка России были введены запреты на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц в отношении 6 банков — участников системы страхования вкладов. В соответствии с требованиями Федерального закона № 177-ФЗ и заключенными соглашениями в 2008 году осуществлялись взаимодействие, координация деятельности и обмен информацией между Банком России и АСВ по вопросам функционирования системы страхования вкладов, участия в ней банков и уплаты страховых взносов, выплаты возмещения по вкладам, проведения Банком России проверок банков — участников системы страхования вкладов и применения к ним мер ответственности, а также по иным вопросам, связанным с функционированием системы страхования вкладов.

     В 2008 году в соответствии с законодательством Российской Федерации размер страхового возмещения по вкладам граждан был увеличен до 700 тыс. рублей с одновременным соразмерным увеличением выплат Банка России вкладчикам банков-банкротов, не являющихся участниками системы страхования вкладов.

     С 26 декабря 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 22.12.2008 № 270-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” и иные законодательные акты Российской Федерации” (далее — Федеральный закон № 270-ФЗ). Федеральным законом № 270-ФЗ уточняются критерии осуществления Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, механизмы, обеспечивающие осуществление страховых выплат, функции и полномочия АСВ, в том числе как ликвидатора банков — участников системы страхования вкладов. В частности, по ряду показателей с 3 до 6 месяцев увеличен срок несоответствия банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, по истечении которого наступает обязанность Банка России по введению банку запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и как следствие — прекращение права банка на работу со вкладами. Федеральным законом № 270-ФЗ также закреплена обязанность банков — участников системы страхования вкладов по раскрытию информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые его органами управления, неограниченному кругу лиц, что соответствует основным мировым тенденциям в развитии банковского надзора в части повышения прозрачности и открытости банков /5, с. 102/.

 

      3. Перспективы развития  банковского сектора  РФ 

     В зависимости от успехов в проведении необходимых банковскому сектору преобразований и макроэкономической ситуации мы выделяем три базовых сценария развития банковского сектора (см. таблицу 3 и рисунок 6). Важно отметить, что глобализация американского ипотечного кризиса и обострение геополитических противоречий, угрожают макроэкономической стабильности и в России, снижая тем самым вероятность инерционного сценария. Фактически выбор становится еще более ограниченным: либо мы задействуем все доступные «драйверы роста» и создаем мощный, открытый и суверенный финансовый сектор, либо не сможем ничего противопоставить угрозе кризисных явлений в финансовой системе. 

  Успешное проведение преобразований, необходимых банковскому  сектору Неуспешное  проведение преобразований, необходимых  банковскому сектору
Стабильная  макроэкономическая ситуация I. Сценарий прорыва II. Инерционный
Нестабильная  макроэкономическая ситуация I. Сценарий прорыва  / III. Кризисный сценарий III. Кризисный  сценарий

Таблица 3 – Сценарии развития банковского сектора /17/

     Сценарий  прорыва предполагает быстрый рост качественных и количественных характеристик до уровня, адекватного потребностям экономики.

     За счет мобилизации внутренних ресурсов обеспечивается быстрый рост банковских активов без потери суверенитета. Капитализация активов, развитие рефинансирования и другие меры позволяют банковской системе уже к 2011—2013 гг. эффективно справляться с экономическими и социальными задачами. Снятие ограничений на развитие внутренней ресурсной базы и снижение банковских рисков будут стимулировать опережающий по сравнению с ростом ВВП рост банковских активов.

     По нашим оценкам, при таком развитии событий к 2020 г. национальный финансовый сектор будет характеризоваться приемлемым уровнем финансового суверенитета. К 2020 г. банки смогут опираться на ресурсы населения и мощных национальных компаний, работающих в различных секторах экономики, а внешние ресурсы по системе не превысят 30% пассивов. Более того, снижение зависимости от внешних источников ресурсов и сбалансированная макроэкономическая политика существенно снижают вероятность возникновения кризисных явлений в банковском секторе в период 2009—2020 гг. даже в условиях внешней нестабильности.

Источники ресурсов 2008 2009 2011 2012 2016 2017 2020
прирост активов, всего 6.1 7.4 11.5 14.2 24.9 24.8 31.7
внутренние  ресурсы 4.6 5.5 7 7.7 13.2 13.7 17.9
средства  госфондов 1.7 2.2 2.3 1.2 1 0.9 0.8
капитализация активов (рост капитала банков и депозитов  юридических лиц в банках) 1.2 1.4 2.1 3.6 6.2 4.8 4.6
сбережения  населения 1.4 1.6 2.1 2.3 5.3 7 11
прочие  внутренние ресурсы 0.3 0.3 0.5 0.6 0.7 0.9 1.6
внешние ресурсы 1.5 1.9 4.6 6.5 11.7 11.2 13.8
прямые  инвестиции 0.6 0.7 1.2 1.2 1.4 1.3 1.5
портфельные инвестиции 0.2 0.6 1.2 2 2.5 2 1.9
кредиты и прочие внешние ресурсы 0.8 0.6 2.1 3.3 7.7 7.9 10.5

Информация о работе Банки и их роль в рыночной экономике