Анализ финансового состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Анализом финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие службы предприятия, но и его учредители, инвесторы - с целью изучения эффективности использования ресурсов; банки - для оценки условий кредитования и определения степени риска; поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

Оглавление

Ведение
1. Значение и сущность анализа финансового состояния предприятия как инструмента принятия управленческого решения.
1.1. Значение финансового анализа в современных условиях
1.2 Виды финансового анализа.
1.3. Классификация методов и приёмов анализа.
1.4. Формирование финансовых результатов предприятия.
1.5. Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия.
1.6. Анализ баланса предприятия и его структуры.
2. Основные направления улучшения финансового состояния предприятия.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Экономический.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

      Необходимость сочетания формализованных и  неформализованных процедур в процессе принятия управленческих решений накладывает  отпечаток, как на порядок подготовки документов, так и на последовательность процедур анализа финансового состояния. Именно такое понимание логики финансового анализа является наиболее соответствующим логике функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.

      Финансовый  анализ является частью общего, полного  анализа хозяйственной деятельности; если он основан на данных только бухгалтерской отчетности - внешний анализ; внутрихозяйственный анализ может быть дополнен и другими аспектами: анализом эффективности авансирования капитала, анализом взаимосвязи издержек, оборота и прибыли и т.п.

      Финансовый анализ деятельности предприятия включает:

- анализ  финансового состояния;

- анализ  финансовой устойчивости;

- анализ  финансовых коэффициентов:

- анализ  ликвидности баланса;

- анализ  финансовых результатов, коэффициентов  рентабельности и деловой активности.

      1.2 Виды финансового  анализа.

      По  содержанию процесса управления выделяют: перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ, текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

      Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчётности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

      Главная задача текущего анализа – объективная  оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

      Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.

      Особенность методики текущего анализа состоит  в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении  с планом и данными предшествующих аналитический период. В этом виде анализа имеется существенный недостаток – выявленные резервы навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, т. к. Относятся к прошлому периоду.

      Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

      Оперативный анализ приближён во времени к  моменту совершения хозяйственных  операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического) учёта. Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

      Оперативный анализ проводят обычно по следующим  группам показателей: отгрузка и  реализация продукции; использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов: себестоимость; прибыль и рентабельность; платёжеспособность. При оперативном анализе производится исследование натуральных показателей, в расчётах допускается относительная неточность т. к. нет завершённого процесса.

      Перспективным анализом называют анализ результатов  хозяйственной деятельности с целью  определения их возможных значений в будущем.

      Раскрывая картину будущего, перспективный  анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.

      В практических методиках и исследованиях  задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее обоснование перспективных  планов.

      Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называют прогнозным.

      1.3. Классификация методов  и приёмов анализа.

      Под методом финансового анализа  понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

      К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи  между ними.

      В процессе финансового анализа применяется  ряд специальных способов и приемов.

      Способы применения финансового анализа  можно условно подразделить на две  группы: традиционные и математические.

      К первой группе относятся: использование  абсолютных, относительных и средних  величин; прием сравнения, сводки и  группировки, прием цепных подстановок.

      Прием сравнения заключается в составлении  финансовых показателей отчетного  периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего  периода.

      Прием сводки и группировки заключается  в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

      Прием цепных подстановок применяется  для расчетов величины влияния факторов в общем, комплексе их воздействия  на уровень совокупного финансового  показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

      На  практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

      Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

      Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

      Трендовый анализ – сравнение каждой позиции  отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С  помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

      Анализ  относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями  разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей.

      Сравнительный анализ - это и внутрихозяйственный  анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении  с данными конкурентов, со среднеотраслевыми  и средними общеэкономическими данными.

      Факторный анализ - анализ влияния и отдельных  факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных  и стохастических приёмов исследования.

      Факторный анализ может быть как прямым, так  и обратным, т. е. синтез - соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

      Многие  математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др., вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

      Методы  экономической кибернетики и  оптимального программирования, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.

      Все вышеперечисленные методы анализа  относятся к формализованным  методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

      В настоящее время практически  невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем.

      1.4. Формирование финансовых  результатов предприятия.

      Финансы предприятия - это совокупность денежных отношений, связанные с формированием и использованием денежных доходов и накоплений предприятия. Финансы предприятия обеспечивают круговорот основного и оборотного капитала и взаимоотношение с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками, страховыми компаниями и прочими учреждениями финансово-кредитной системы. При этом они выполняют две функции:

а) воспроизводственную;

б) контрольную.

      Воспроизводственная функция состоит в обслуживании денежными ресурсами круговорота  основного и оборотного капитала в процессе коммерческой деятельности предприятия на основе формирования и использования денежных доходов и накоплений.

      Контрольная функция - это финансовый контроль за производственно-хозяйственной деятельностью  предприятия.

      Финансовая  стратегия предприятия строится на определенных принципах организации:

      Жесткая централизация финансовых ресурсов, обеспечивающая фирме быструю маневренность  финансовыми ресурсами, их концентрацию на основных направлениях производственно-хозяйственной  деятельности.

      Финансовое  планирование, определяющее на перспективу все поступления денежных средств предприятия и основные направления их расходования.

      Формирование  крупных финансовых резервов, обеспечивающих устойчивую работу предприятия в  условиях возможных колебаний рыночной коньюктуры.

      Безусловное выполнение финансовых обязательств перед партнерами.

        Главной задачей финансовой стратегии  является достижение самоокупаемости  предприятия.

        Самоокупаемость - это способность  предприятия покрывать свои расходы  (затраты) результатами производства, обеспечивая тем самым повторяемость производства в неизменных масштабах.

      В процессе достижения самоокупаемости  решаются две важнейшие для предприятия  проблемы:

 а)  борьба с убыточностью;

 б)  повышение прибыльности.

      Предприятие не только должно покрывать свои расходы  доходами, но и быть рентабельным, т. е. получать прибыль.

      Самоокупаемость - это неотъемлемый момент самофинансирования предприятия.

      Самофинансирование - способность предприятия из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение производства, решение социальных задач.

      Самофинансирование  осуществляется за счет прибыли и  амортизации. В процессе накопления объем прибыли подвергается уменьшению за счет налогов и различных платежей из прибыли. В конечном итоге остается перераспределенная прибыль. Из не распределенной прибыли и амортизации формируется финансовый фонд или источники самофинансирования предприятия.

      Финансирование  может осуществляться и путем  привлечения средств рынка ссудных  капиталов, к которым относятся: кредит банка, выпуск ценных бумаг (акций и облигаций). Однако остановимся более подробно на собственных источниках финансирования предприятия (собственном капитале).

      Собственный капитал - капитал, безусловным и  исключительным владельцем которого является собственник (или собственники) предприятия.

      К собственному капиталу следует отнести  уставный фонд (акционерный капитал), т. е. первоначальные и последующие  вложения собственных средств собственниками, акционерами, и приращение капитала за счет прибыли.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия