Анализ динамики развития рынка труда России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование рынка рабочей силы и проблемы его регулирования. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследовать государственную деятельность, нацеленную на регулирование рынка труда и занятости населения;
- ознакомиться с понятием рынка труда, с его составляющими;
- определить главные тенденции и направления развития и регулирования занятости.
Предметом исследования является рабочая сила.
Объектом исследования является ОАО «Электроагрегат».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 6
1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА 8
1.1. Сущность рабочей силы 8
1.2. Рынок труда: понятие и функции 11
1.3. Спрос и предложение на рынке труда 16
2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДА В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 22
2.1. Пути непрерывного совершенствования труда в России 22
2.2. Резервы и пути повышения производительности труда работников 24
2.3. Проблемы регулирования рынка труда в России 27
3. АНАЛИЗ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ОАО «ЭЛЕКТРОАГРЕГАТ» 32
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 32
3.2. Показатели движения персонала и производительности труда на предприятии 38
3.3. Анализ действующей системы управления охраной труда в ОАО «Электроагрегат» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx1.docx прим2.docx2.docx

— 177.17 Кб (Скачать)

 Охрана труда жизненно  нужна и работнику, и работодателю, и обществу в целом. Именно  с этих позиций должна строиться  реальная деятельность при организации  работы по охране труда и  выполняемые обязанности, установленные  законодательными и нормативными  требованиями охраны труда.

 Охрана труда для  работника – единственный способ  сохранить самое главное богатство  – жизнь, здоровье и трудоспособность. Она должна быть неотъемлемой  и строго выполняемой частью  его трудовых обязанностей.

Основной и фундаментальный  принцип охраны труда – предотвращение производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости. На это должны быть направлены все  мероприятия охраны труда.

Анализ статистических данных свидетельствует, что в период с 2004 по 2011 год в организациях, охваченных статистическим наблюдением, произошло увеличение численности работников занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. На начало 2011 года относительная численность таких работников увеличилась до 27,5 % (на начало 2010г. составляло 26,2%) от общей численности работающих и составила в абсолютных величинах 3,45 млн. человек.

Если в 2004 году в охваченных статистическим наблюдением организациях основных отраслей экономики в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим  нормам, трудился каждый шестой работник, то на начало 2011 года в этих условиях трудился уже каждый четвертый работник, а в хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах и некоторых других, количество работников, занятых в неудовлетворительных условиях труда, составляло от 40 до 66,5 %. При этом, на начало 2011 года общая численность - работающих в охваченных статистическим наблюдением организациях более 12,5 млн. человек.

5 апреля 2012 год на совещании по вопросам улучшения условий труда Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев еще раз подчеркнул, что улучшение условий труда рабочих - одна из важнейших составляющих модернизации нашей экономики в целом. Достижение устойчивой положительной динамики в этом вопросе возможно лишь при системном подходе к организации работы.

Координирующую роль в  этой системе играет районная межведомственная комиссия по охране труда, которая является проводником единой государственной  политики в области охраны труда, определяемой Правительством Курской  области и Министерством труда  и социальной защиты населения. Вместе с тем, основным звеном в системе управления охраной труда являются организации, где действуют свои адаптированные системы управления охраной труда.

Как было отмечено, центральное  место в работе по охране труда  отводится руководителю, который  должен четко осознавать главную  цель системы управления охраной  труда и обеспечить безопасные условия  труда работников посредством обучения, постоянного контроля состояния  условий труда на рабочих местах, проведения аттестации рабочих мест, применения сертифицированных средств  индивидуальной и коллективной защиты и др..

Стержнем работы по охране труда действующее законодательство определяет специалиста по охране труда, который организует и координирует работу по охране и улучшению условий  труда в организации, информирует  и консультирует работников, контролирует соблюдение ими требований законов  и иных нормативных правовых актов  об охране труда.

Надо сказать, что где  имеется специалист по охране труда, ответственные за работу в данном направлении, и прошедшие соответствующую  подготовку, деятельность системы управления охраной труда ведется целенаправленно  и эффективно.

 

2.2. Резервы и пути повышения производительности труда работников

 

 

Резервы роста производительности труда – это неиспользованные возможности экономии затрат труда (снижение трудоёмкости и увеличения выработки).

Резервы используются и вновь  возникают под влиянием  достижений научно-технического прогресса. Количественно  резервы можно определить как  разницу между достигнутым и  максимально возможным уровнем  производительности труда за определённый промежуток времени.

Общегосударственные резервы  и их использование оказывают  влияние на рост производительности труда во всей экономике. Это резервы, связанные с размещением предприятий, рациональным использованием занятости населения, использование рыночных методов хозяйствования и др.

Региональные резервы - это  возможности лучшего использования  производительных сил, характерных  для данного региона.

Межотраслевые резервы связаны  с возможностью улучшения связей, укрепления договорной дисциплины между  предприятиями разных отраслей. Внутрипроизводственные резервы определяются недостатками в использовании на предприятии  сырья, материалов, оборудования, рабочего времени.

Кроме прямых потерь рабочего времени - внутрисменных и целодневных, существуют скрытые потери, связанные  с исправлением бракованных изделий, с выполнением работ, не предусмотренных  технологией.

Для использования резервов на предприятиях разрабатывают планы  организационно - технических мероприятий, в которых указывают виды резервов роста производительности труда, мероприятия  по их реализации, планируемые затраты  на это, сроки проведения работ, ответственных  исполнителей.

Важным этапом аналитической  работы является поиск путей для  повышения производительности труда, которые можно классифицировать следующим образом:

  1. Повышение технического уровня производства в результате механизации и автоматизации производства;
  2. Внедрения новых видов оборудования и технологических процессов;
  3. Улучшения конструктивных свойств изделий;
  4. повышения качества сырья и применение новых конструктивных материалов;
  5. Улучшение организации производства и труда путем повышения норм труда и расширения зон обслуживания;
  6. Уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы;
  7. Упрощение структуры управления;
  8. Механизация учетных и вычислительных работ;
  9. Повышение уровня специализации производства и др..

Снижение темпов роста  производительности труда отрицательно сказывается практически на всех сторонах производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, что наглядно демонстрирует «ловушка производительности».

В условиях развитой экономики  главным фактором развития, следовательно, и роста производительности труда  является наука, то есть использование  её результатов в совершенствовании  средств, процессов и организации  производства. Но, являясь могучим  фактором роста производительности труда, наука, как сфера трудовой деятельности, нуждается в эффективном  управлении.

Проблемой также является процесс объединения усилий науки  и практики по повышению производительности (результативности) труда. Этот процесс  реализуется в научно-технических  нововведениях.

Снижение трудоемкости обеспечивается внедрением новых технологий, модернизацией  существующего оборудования, рационализацией  производства и т.д.

Резервы улучшения использования  рабочего времени определяются, исходя из возможного сокращения его потерь.

 В ходе выявления  резервов улучшения использования  рабочего времени количественно  определяют потери времени, устанавливают  их причины и разрабатывают  мероприятия по их уменьшению  или полной ликвидации.

Следовательно (при данной численности промышленно-производственного  персонала), чем выше удельный вес  основных рабочих, тем, при прочих равных условиях, выше производительности труда  на предприятии. Количественная оценка резервов является необходимым условием их выявления и использования.

Без количественной определенности резервы существуют как тенденция  развития, а не как реальные возможности  повышения эффективности производства.

Таким образом, основным вопросом измерения резервов является определение  их возможной величины.

 

2.3. Проблемы регулирования рынка труда в России

 

 

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должно стать  сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение  лишней рабочей силы с предприятий.

Государственное регулирование  рынка труда целесообразно рассматривать  как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить  в виде трёх уровней: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня.

Регулирование занятости  на всех уровнях должно осуществляться на основе общеэкономической концепции  социально-ориентированной рыночной экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно избранной занятости.

Реализация основных направления  по формированию, распределению и  эффективному использованию трудовых ресурсов Курской области возможна при тесном взаимодействии органов  исполнительной власти области, органов  местного самоуправления, объединений  работодателей, организаций и учебных  заведений профессионального образования, направленном на формирование, рациональное распределение и эффективное  использование трудовых ресурсов. Это обусловлено необходимостью проведения комплексных мер по следующим направлениям.

1) Формирование трудовых  ресурсов:

- проведение эффективной  демографической политики в регионе,  направленной на комплексное  решение демографических проблем;

- активная работа в  области молодежной политики  по закреплению молодежи в  экономике;

- организация работы, направленной  на вовлечение студентов, подростков, пенсионеров и безработных в  активную трудовую деятельность;

- формирование резерва  кадров по всем сферам деятельности  и планирование его подготовки;

- проведение миграционной  политики, направленной на повышение  легальной миграционной привлекательности  региона;

- привлечение и использование  иностранной рабочей силы;

- совершенствование системы  профессиональной ориентации;

- разработка мер, стимулирующих  работодателей к социальному  партнерству с профессиональными  учебными заведениями;

- совершенствование системы  профессионального образования  в регионе, обеспечение преемственности  между ступенями образования  с целью подготовки специалистов, востребованных на областном  рынке труда;

- разработка мер, направленных  на развитие системы целевой  подготовки специалистов для  всех отраслей экономики;

- формирование системы регионального заказа на подготовку кадров.

2) Рациональное распределение  трудовых ресурсов:

- организация работы, направленной  на максимальное обеспечение  трудовыми ресурсами наиболее  значимых отраслей экономики  Курской области;

- проведение эффективной  инвестиционной политики, направленной  на максимальное устранение территориальных  и отраслевых диспропорций между  трудовыми ресурсами и экономическим  развитием;

- организация профессионального  обучения, повышения квалификации  и переподготовки занятого, незанятого  и безработного населения с  последующим его трудоустройством;

- формирование мотивации  трудоспособного населения на  конкретную трудовую деятельность  на определенной территории;

- создание единого кадрового  пространства на территории региона.

3) Эффективное использование  трудовых ресурсов:

- реализация политики  непрерывного развития трудового  потенциала с целью достижения  социально-экономической стабильности  в регионе;

- формирование системы  мероприятий, способствующих повышению  уровня профессиональной гибкости  и мобильности трудовых ресурсов;

- совершенствование информационного  обеспечения кадровой политики  региона;

- организация работы, направленной  на совершенствование деятельности  кадровых служб и системы управления  кадрами в организациях области;

- формирование системы  мероприятий, направленных на  достижение отраслевого, территориального  и профессионального баланса  между предложением и спросом на рабочую силу;

- создание системы оптимального  регулирования процесса «перетекания»  трудовых ресурсов между различными  секторами экономики;

- реализация региональной  жилищной политики, направленной  на обеспечение доступности жилья  для граждан;

- формирование системы  мероприятий, направленных на  активизацию участия работодателей  в обеспечении комфортных условий  проживания работников;

Информация о работе Анализ динамики развития рынка труда России