Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:53, контрольная работа
Целью данной работы является изучение сущности альтернативных теорий стоимости.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить основы трудовой теории стоимости.
2. Рассмотреть теорию предельной полезности
Введение
1.Теории формирования стоимости товара и услуг
1.1. Основные теории стоимости
1.2. Теория предельной полезности
1.3. Трудовая теория стоимости
2. Взаимосвязь и различия альтернативных теорий стоимости
2.1. Двойственная теория стоимости
2.2. Достоинства и недостатки альтернативных теорий стоимости
Заключение
Список использованной литературы
Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях.
1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание — стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.
2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других. Стало быть, стоимость — воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
Труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный) труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда.
4. Сам труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он количественно измеряется в часах работы.
5. На изготовление одного и того же вида продукта работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства (средства и предметы труда), отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности (напряженности) трудовых усилий. Поэтому товары одного и того же вида и качества (например, картофель), обычно имеют разную по величине индивидуальную стоимость.
Все эти теории отражают взгляды на стоимость и цену с позиции производителей товаров. Но в меновых отношениях участвует покупатель. Его интерес отражает теория придельной полезности Австрийской школы.
Австрийская школа предельной полезности дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии потребителя полезных вещей.
Основные положения данной теории таковы:
1)Австрийские ученые полагали, что полезность нельзя отождествлять с объективными свойствами товаров. Полезность, по их мнению, - это субъективная оценка, которую дает каждый покупатель роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.
2)Полезные блага подразделяются на два вида. А) Имеются в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Б) Являются относительно редкими и недостаточными для насыщения сложившихся потребностей в них.
3)Человек располагает свои потребности в порядке понижения степени их важности и пытается удовлетворить их имеющимся в его распоряжении количеством благ.
4)В процессе личного потребления действует закон убывающей полезности.
5)Ценность благ определяет предельная полезность, т. е. субъективная полезность “предельного экземпляра”, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в продукте данного рода. Предельная полезность может возникать на разных уровнях потребления благ
Предельная полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от “запаса” (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается “запас”, то предельная полезность вещи снижается. Когда “запас” уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Итак, основные положения теории предельной полезности в определенной мере отражают реальные рыночные связи. Эти связи можно представить в формуле: потребитель – потребность – полезность блага – его ценность – рыночная цена. Так, по-видимому, можно оценивать товар и экономические отношения со стороны потребителя.
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов.-М, 2006.
2. Войтов А.Г. История экономических учений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
3. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. 8‑е перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 600 с.
4. Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2008. – 720с.
5. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Экономическая теория: Учебник. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.
6. Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - К.: Изд-во "АСА", 2005.
7. Курц Х.Д. Капитал, распределение, эффективный спрос. ─ М.: АУДИТ, ЮНИТИ, 2006.
8. Макконел К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. 11‑го изд. ─ М.: Республика, 2007
9. Мухаровский Н.В. Экономическая теория фирмы: Учебное пособие. ─ Омск, 2004.
10. Нуреев Р.М. Основы экономической теории-К.: Высшая школа, 2005.-447стр.
11. Сорос Д. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности /Пер. с англ. ─ М.: ИНФРА-М, 2006.
12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Перевод с английского со 2-го издания. - М.: Дело, 2006.
13. Экономика. Учебник/ Под редакцией А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. М.: «Проспект», 2005.
14. Экономика: Учебник /Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2004 – 816с.
15. Экономическая теория (Политическая экономия): Учебник / Под общей редакцией В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. ─ М.: ИНФРА-М, 2005.
Информация о работе Альтернативные теории формирования стоимости