Проблемы развития приграничных регионов России в новых экономических условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:13, реферат

Краткое описание

Цель приграничного сотрудничества. Проблемы становления приграничного сотрудничества в России. Составные части приграничного сотрудничества Российской Федерации. Вопросы создания правового поля приграничного сотрудничества и решения конкретных проблем. Основные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Приграничн.docx

— 42.87 Кб (Скачать)

Федеральная целевая программа  такого уровня должна иметь комплексную  направленность и вероятно иметь  в своем составе региональные подпрограммы. Очевидно, что сами вопросы  создания правового поля приграничного  сотрудничества и решения конкретных проблем необходимо решать программными средствами. Известно, что ряд регионов разрабатывал локальные программы  развития приграничного сотрудничества. Существует более 10 региональных программ и ряд федеральных, затрагивающих проблемы приграничной жизни. Понимание механизмов решения проблем приграничного сотрудничества накоплено в ряде приграничных субъектов, таких как Санкт-Петербурге, Республике Карелия, Псковской области, Оренбургской области, Амурской области, Республике Дагестан.

Такие региональные программы должны стать подпрограммами общефедеральной  целевой программы. В каждой конкретной региональной подпрограмме должны быть предложена как стратегия решения первоочередных проблем, так и оценка экономического и политического эффекта программных мероприятий, особенно зонирования. Необходим расчет эффективности введения налоговых и других льгот, расчет экономических последствий.

В настоящее время контактные функции  границ в России впервые за последние  десятилетия (если не века) преобладают. При значительных контактных свойствах  границы, пограничные территории обладают существенным потенциалом для саморазвития и могут быть отнесены к открытому  типу приграничных районов. Отметим, что  приграничные контакты могут быть не только благом, торговля приграничных российских регионов с соседними  государствами может принести ущерб  хозяйственным связям внутри страны. Возникает экономическая основа для сепаратизма регионов.

В случае «победы» барьерных функций  формируются районы с пониженной активностью приграничного сотрудничества, отсутствием стабильных производственных, торговых, социальных и культурных связей между пограничными территориями. Для экономики и социума это  катастрофическая ситуация.

Приграничные регионы занимают двойственное положение в экономическом  пространстве государства, будучи одновременно и центром связей, и периферией своего государства. Являясь периферией страны, они становятся центром региона, жизнь которого определяется задаваемыми  границей правилами. В некотором смысле можно даже говорить о региональной экономической однородности приграничья в противоположность внутригосударственной экономической гетерогенности.

Итак, приграничность приобретает  всё большее значение и выступает  в качестве нового территориального социально-экономического фактора  развития. Пространство, прилегающее  к линии границы может представлять собой мощнейший экономический, а затем политический и культурный центр страны, опирающийся на развитый транспортный комплекс и связанный  с экономическим ядром-Центром (Вариант  Санкт-Петербурга). Возможна и иная ситуация: относительно слабые центры экономической активности прижаты  к границе и не опираются на инфраструктуру собственной страны.

Развитие приграничных регионов России имеет большое значение не только для повышения эффективности  ее участия в мировой экономике  и международных экономических отношений, но и для улучшения региональных пропорций экономики. Адаптация региональных пропорций к рыночным условиям и открытости, в свою очередь, является важным условием повышения конкурентоспособности российского производства.

Развитие функций экономического, технологического и культурного  посредничества во встречных направлениях является наиболее естественной функцией приграничных районов и одним  из главных факторов их развития.

Государственные границы влияют на развитие приграничных районов и  страны в целом через свои фундаментальные  свойства – барьерность и контактность.

Обособляясь от внешнего мира посредством  границ, государство защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию.

Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения  через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и т.д. по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов, консалтинговые и посреднические компании и др.); уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.); уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях.

Изменение соотношения между контактностью  и барьерностью государственных  границ происходит неравномерно у стран  разного уровня развития и разной степени вовлеченности в процессы глобализации. Например, развитые страны стремятся устранить барьеры  на пути движения капиталов, информации, услуг, но одновременно поставить мощный заслон на пути перемещения рабочей  силы и регламентировать поступление  товаров из бедных стран с низкой стоимостью рабочей силы путем введения квот, контингентов, жестких требований к качеству, ограничений по объемам  поставок тех или иных товаров  в рамках межгосударственных соглашений и т.д.

Бедные страны, в свою очередь, хотят  расширить свое присутствие на товарных рынках развитых стран, иметь гарантированную  возможность экспорта рабочей силы и получать стабильную финансовую подпитку от развитых стран. Согласование разнообразных  и противоречивых либерализационных  интересов отдельных стран в  рамках ВТО, как показала ноябрьская сессия (1999 г.) этой организации в Сиэтле, представляет весьма сложную, а подчас и неразрешимую задачу.

В целом общей закономерностью  является прямая зависимость контактности границ от: уровня развития стран-партнеров, сходства уровней развития, однотипности экономических и правовых систем, взаимной близости и соседства. При  неисполнении этих условий соответственно возрастает значение барьерных функций государственных границ. 
Представляется, что целесообразно отрабатывать совместно с приграничными субъектами Федерации общие проблемы Российской Федерации, так как они наиболее очевидно проявляются. Основные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации проявляются именно в приграничном пространстве:

территориальные притязания;

незавершенность международно-правового оформления государственной границы России;

проявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера;

расширение экономической и  демографической экспансии;

расхищение национальных богатств Российской Федерации, активизация  контрабандной деятельности;

массовый вывоз капитала и стратегически  важных сырьевых ресурсов и товаров;

нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных  миграционных процессов;

трансграничная организованная преступность и терроризм;

региональные вооруженные конфликты  вблизи государственной границы;

распространение и накопление оружия и других средств вооруженной  борьбы в приграничных с Россией  регионах;

аварии, катастрофы и стихийные  бедствия с трансграничным переносом.

Проблематика  приграничья содержит в себе многие противоречия характерные для современного этапа развития. Среди них следует  выделить противоречия между: глобализацией  экономики, опирающейся на широкую  либерализацию межгосударственных экономических отношений, и протекционистской сущностью государств; культурной унификацией в рамках глобализма и национальной (региональной) культурной идентичностью; богатыми (центральными) и бедными (периферийными) странами и районами стран; международной региональной интеграцией (сотрудничеством) стран и их суверенитетом; политическими центрами, стремящимися укрепить или сохранить властную вертикаль, и подчиненными им территориями, желающими расширения своих прав и полномочий и в частности в том, что касается международной деятельности. По сути эти противоречия можно свести к проблеме соотношения однородности и различий (континуальности и дискретности) в динамике мирового пространства, в которой ключевую роль играют государственные границы и приграничные территории.

Особое  значение проблематика приграничных районов  имеет для России, имеющей громадный  пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории.

Общая протяженность  государственных границ России равняется 60933 км, в том числе 38807 км морских. Среди 89 субъектов РФ у 48 одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. По этому формальному признаку мы и определяем приграничные субъекты РФ. Причем у 21 межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского периода. У стольких же они являются новыми, возникшими в связи с распадом СССР. У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ.

Большая часть периметра морских границ приходится на арктические моря (19,7 тыс. км) с небольшим по объему или  практически отсутствующим международным  судоходством. Поэтому приполярные  субъекты федерации с определенной долей условности можно относить к приграничными.

От Республики Карелия при движении на восток и  до Республики Алтай плотность населения  в приграничных субъектах РФ существенно  меньше среднероссийской – 8,6 чел. на кв. км. В этом громадном по площади и протяженности окраинном ряду регионов небольшое исключение составляет только Приморский край. Наиболее высокую плотность населения – более 50 чел. на кв. км в остальной части периметра приграничных субъектов РФ имеют Краснодарский край, Калининградская и Белгородская области, республики Северная Осетия и Кабардино-Балкария.

У большинства  приграничных субъектов РФ объем  РВП на душу населения ниже среднего по стране уровня (у 39 из 48). Среди рассматриваемых  регионов наиболее высок этот показатель у Ямало-Ненецкого АО. При пересчете  РВП этого округа в доллары  по среднегодовому курсу 5785 руб. за доллар он составит в расчете на одного жителя 19,8 тыс. долл. У идущей на втором месте Тюменской области с автономными округами этот показатель равнялся 7,1 тыс. долл. на одного жителя. У 22 приграничных субъектов РФ РВП не превышал 2 тыс. долл., в том числе у 5 – 1 тыс. долларов.

Только  у 6 субъектов РФ отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму выше среднего по России значения. Эти показатели в самом общем  виде отражают, с одной стороны, глубинное  внутриматериковое размещение экономики  страны, высокую долю ее ресурсной  составляющей, а, с другой, бедность и социальное неблагополучие большинства  приграничных регионов. Такая территориальная  организация российской экономики  имеет историческое объяснение. Положение  вблизи государственной границы  бывшего СССР сдерживало экономическое  развитие приграничных территорий. Военноопасный, барьерный характер границ 20–60 гг. вынуждал размещать производство в глубинных районах страны. Кроме того большая часть пограничного периметра проходит по неосвоенным слабозаселенным пространствам российского Севера и Востока. Новые границы, возникшие в результате распада СССР, также проходят в своем большинстве по экономическим лакунам, расположенным между столичными и региональными центрами новых государств.

В результате этого наследия пояс приграничных территорий сегодня в среднем является менее  развитым и экономически более депрессивным, чем схожие по уровню освоенности  глубинные территории. Необходимо подчеркнуть  также и то, что большинство  регионов российского порубежья  имеют крайне слабый потенциал участия  во внешнеэкономических связях. Сегодня  пояс приграничных субъектов РФ представляет собой своего рода структурный барьер вхождения России в мировую экономику.

Исторически страны – непосредственные соседи играют важную экономическую и политическую роль для России. Они сильно различаются по размерам и структуре хозяйства, уровню развития, культурным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что, будучи сравнительно бедной страной (ВВП на душу населения составляет около 3 тыс. долл., что в 7–10 раз меньше, чем у наиболее развитых стран мира), Россия большей частью своего периметра граничит с еще более бедными странами. Особенностью является также и то, что большая часть приграничных территорий, соседних с Россией стран, являются менее развитыми их частями.

В культурно-цивилизационном  плане регионы, выходящие к старым государственным границам, одновременно граничат с иными культурными  системами: европейской и китайской. Граница с Монголией не является пороговым культурным рубежом, поскольку  Бурятия и Тува близки к монголо-ламаистской  культурной системе. Еще ярче это  выражено у новых границ с Белоруссией  и Украиной, которые проходят по территориям однородным в культурном отношении. На Кавказе государственные  границы соприкасаются со странами относящимся к разным культурным системам. Но на значительной ее части  культурный рубеж (исламский) смещен вглубь России. Граница с Казахстаном  формально является границей с исламским  миром. Но в силу высокой доли русского населения в приграничных с Россией районах Казахстана можно говорить о смещении культурного рубежа относительно государственной границы вглубь этой страны.

Опыт  либерализации внешнеэкономических  связей показал, что отладка контактно-барьерного механизма включения страны в  мирохозяйственные связи в условиях глобализации экономики и регионализации международных экономических требует  многолетней кропотливой работы. Шоковое открытие страны в начале 1992 г. в дальнейшем потребовала создания механизмов защиты национальных производителей, рынка труда, финансового рынка, валютных резервов, инструментов борьбы с криминалитетом паразитирующем на неотработанности законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность и, в частности, со странами СНГ, на отсутствии необходимого таможенного прикрытия на новых границах.

Информация о работе Проблемы развития приграничных регионов России в новых экономических условиях