Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:39, реферат
Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности. Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы: приоритет охраны жизни и здоровья; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Экологическое законодательство РФ…………………………...4
Глава 2. Государственные органы охраны окружающей природной среды………………………………………………………………………..9
Глава 3. Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав…………………………………………………………………………12
3.1. Экологическая стандартизация………………………..12
3.2. Экологическая сертификация………………………….14
3.3. Экологическая паспортизация…………………………14
3.4. Лицензирование видов деятельности в сфере природопользования………………………………………………………..16
3.5. Оценка воздействия на окружающую среду………….16
3.6. Экологическая экспертиза………………………………17
3.7. Экологический риск……………………………………..19
3.8. Экологический мониторинг……………………………..21
3.9. Экологический контроль………………………………...22
3.10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения……………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………..28
Введение.
Оценке допустимого экологического риска в последнее время уделяется много внимания. Для того, чтобы провести оценку допустимого экологического риска, вначале собирают данные о природных опасностях на изучаемой территории, далее определяют их самые опасные типы и частоту проявления, затем составляют карту, отражающую вероятность развития опасных процессов. Помимо оценки риска необходимо организовывать и управление риском, которое предполагает принятие целого комплекса решений, направленных на снижение величины риска до приемлемого уровня. На основе анализа природных опасностей и уязвимости среды, выполненного совместно с проектировщиками, экономистами и социологами, оценивают риск и составляют карты риска. Эти карты, где указаны территории различной степени риска, помогают эффективно решать вопросы управления риском и планирования социально-экономического развития региона.
Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью ограничивают или приостанавливают деятельность экологически опасных производств, а на стадиях принятия решений допустимый экологический риск оценивают с помощью государственной экологической экспертизы и в случае его превышения представленные для согласования материалы отклоняют.
Глава 3. Часть 8. Экологический мониторинг.
«Экологический мониторинг – это наблюдение, оценка, анализ состояния изменения окружающей природной среды. Это комплексная система сбора информации, контроля, оценки, прогнозирования состояния окружающей среды на локальном, региональном и глобальном уровнях. Международное сотрудничество в вопросах мониторинга окружающей среды осуществляет Программа ООН ЮНЕП. Определением изменений в общем экологическом балансе занимается международный центр глобальной системы мониторинга ОС (ГСМОС). Он координирует мероприятия по мониторингу климата, воздуха, воды, почвы, ресурсов, биосферы и т. д.»12
Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также оценка состояния и функциональной ценности экосистемы; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.
На территории России шесть станций комплексного фонового мониторинга (СКФМ) расположены в биосферных заповедниках. Создана система мониторинга важнейших компонентов атмосферы. Наблюдения за этими компонентами входят в обязательную программу исследований в рамках глобальной службы атмосферы, а входящие в них станции являются частью глобальных международных наблюдательных сетей.
Глава 3. Часть 9. Экологический контроль.
«Помимо государственной службы наблюдения – экологического мониторинга, в систему экологического контроля входят государственный и социальный контроль. Под государственным экологическим контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы государства.»13
Объектами государственного экологического контроля являются: земля, недра, леса, животный мир, атмосферный воздух, природо-заповедный фонд, а также окружающая природная среда в целом. Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право:
принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов;
налагать административный
штраф в установленном размере
за нарушение
предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного природной среде и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности;
выдавать разрешения на природопользование,
устанавливать нормативы
Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество и его группы обеспечивают соблюдение системы ограничений, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.
Глава 3. Часть 10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Юридическая ответственность – это обязательство юридических и физических лиц перед обществом и государством относительно соблюдения действующих законов по охране окружающей среды. Правовая система нашей страны предусматривает четыре формы ответственности: дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную. Физические лица могут нести все виды ответственности, а юридические привлекаются только к административной и гражданско-правовой.
Ответственность наступает в соответствии с Кодексом законов о труде РСФСР (КЗот), Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП), Уголовным кодексом РФ (УК), Гражданским кодексом РФ (ГЛ), а также в соответствии с природоресурсными и природоохранными нормативными актами.
Дисциплинарные наказания (предупреждения, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностных лиц, рабочих и служащих, руководителей предприятий, организаций, учреждений за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды.
«Согласно КоАП, административным проступком признается действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан.»14
Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды предполагают посягательства на ряд природных ресурсов:
- в отношении земель – их порча, самовольное отступление от проекта внутрихозяйственного землеустройства (ст.50 – 54);
- в отношении недр –
нарушение требований по
- в отношении водных ресурсов – нарушение правил их охраны, водопользования (ст.57 – 60);
- в отношении лесных
ресурсов – незаконное
- в отношении атмосферного
воздуха – выброс загрязняющих
веществ в атмосферу с
- в отношении животного
мира – нарушение правил
Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусмотрены более общие экологические правонарушения, среди которых можно отметить следующие:
- несоблюдение стандартов,
норм и иных нормативов
- неподчинение предписаниям
органов, осуществляющих
- превышение установленных
нормативов предельно
- незаконное расходование
средств экологических фондов
на цели, не связанные с
- невыполнение обязательных
мер по восстановлению
Гражданско-правовая ответственность предполагает имущественную ответственность предприятия-загрязнителя за вред, который может быть нанесен вследствие его хозяйственной деятельности окружающей природной среде или здоровью человека.
Если вред нанесен окружающей природной среде, то истцами выступают соответствующие органы власти, экологические органы, которые в судебном порядке взыскивают с причинителя вреда денежную компенсацию на восстановление природных объектов.
Если вследствие загрязнения окружающей природной среды нанесен ущерб здоровью людей, то пострадавшие имеют право на компенсацию, которая выплачивается либо государством, либо причинителем вреда. При возмещении вреда здоровью граждан, компенсации по общему правилу подлежат следующие расходы:
За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда.
Заключение.
Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. Поэтому такой раздел как экологическое право носит немаловажный характер для улучшения экологической обстановки.
В заключении можно сказать, что экологическое право, на сегодняшний день занимает одно из первых мест, по значимости, и его изучение жизненно необходимо, для всей земли и нашей страны в частности. Это необходимо, для того чтобы избежать различных видов загрязнений природы, которые влияют на здоровье человека, климат, и много другое.
Список литературы.
1 Экологические основы природопользования: учебник/Т.П.Трушина.-Изд.6-е, доп.и пер.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 407с.
2 Экологические основы природопользования: учебник/Т.П.Трушина.-Изд.6-е, доп.и пер.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 407с.
3 Экологические основы природопользования: учебник/Т.П.Трушина.-Изд.6-е, доп.и пер.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 407с.
4 Шемшученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский В.Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев, 1978. С. 10
5 экологическое право (право окружающей среды ) сайт в сети интернет www.bibliotekar.ru
6 Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 566с.
7 Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 566с.
8 Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 – 566с.
9 Федеральный закон "Об экологической
экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ
(с изменениями от 15 апреля 1998 г.)
10 Экологические основы природопользования: учебник/Т.П.Трушина.-Изд.6-е, доп.и пер.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 407с.
11 Экологические основы природопользования: учебник/Т.П.Трушина.-Изд.6-е, доп.и пер.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 407с.
12 Экологические основы природопользования: учебник/Т.П.Трушина.-Изд.6-е, доп.и пер.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 407с.
13 Экологические основы природопользования: учебник/Т.П.Трушина.-Изд.6-е, доп.и пер.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 407с.
14 Экологические основы природопользования: учебник/Т.П.Трушина.-Изд.6-е, доп.и пер.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 – 407с.
Информация о работе Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав