Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:39, реферат

Краткое описание

Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности. Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы: приоритет охраны жизни и здоровья; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Экологическое законодательство РФ…………………………...4
Глава 2. Государственные органы охраны окружающей природной среды………………………………………………………………………..9
Глава 3. Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав…………………………………………………………………………12
3.1. Экологическая стандартизация………………………..12
3.2. Экологическая сертификация………………………….14
3.3. Экологическая паспортизация…………………………14
3.4. Лицензирование видов деятельности в сфере природопользования………………………………………………………..16
3.5. Оценка воздействия на окружающую среду………….16
3.6. Экологическая экспертиза………………………………17
3.7. Экологический риск……………………………………..19
3.8. Экологический мониторинг……………………………..21
3.9. Экологический контроль………………………………...22
3.10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения……………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………..28
Введение.

Файлы: 1 файл

реферат экология.docx

— 55.24 Кб (Скачать)

          Госатомнадзор России осуществляет контроль и надзор за производством, транспортировкой, хранением и применением атомной энергии, ядерных материалов и изделий на основе с целью обеспечения безопасности населения и охраны окружающей природной среды.

          Госгортехнадзор России осуществляет государственный горный надзор за всеми пользователями недр по соблюдению правил использования недр, безопасности ведения работ, предупреждению и устранению их вредного воздействия на население, окружающую среду, народное хозяйство.

           Государственный таможенный комитет РФ принимает меры по предупреждению незаконного вывоза природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также незаконного ввоза и вывоза товаров, представляющих экологическую опасность.

             МВД России обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, охраняет природные объекты, оказывает содействие в государственной охране природной среды.

 

 

 

 

 

Глава 3. Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав.

      «Правовыми средствами обеспечения соблюдения экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц как деятельности по обеспечению их экологической безопасности являются экологическое нормирование, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, регулирование режима экологически неблагополучных территорий, контроль, юридическая ответственность за экологические правонарушения и некоторые другие средства обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Другими словами, отношения по обеспечению соблюдения экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц регулируются в рамках отношений по природопользованию и охране окружающей среды.»4

Глава 3. Часть 1. Экологическая стандартизация.

         Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), которые, так же как постановления, инструкции и решения, относятся к подзаконным правовым актам.

          Стандарт – нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Генеральным стандартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01. – 76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».

         Система стандартов в области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0 – основные положения; 1 – гидросфера; 2 – атмосфера; 3 – почвы; 4 – земли; 5 – флора; 6 – фауна; 7 – недра.

        По направлениям действия государственные стандарты системы охраны природы подразделяются на следующие виды:

1 – термины, классификации,  определения;

2 – нормы и методы  измерений загрязняющих выбросов  и сбросов, интенсивность использования  природных ресурсов;

3 – правила охраны  природы и рационального использования  природных ресурсов;

4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;

5, 6 – требования к средствам  контроля и защиты окружающей  среды;

7 – прочие стандарты.

         В полное обозначение стандарта ССОП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания. Так, например, если требуется выяснить, какие существуют нормы и методы измерения выбросов вредных веществ в отработавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следует обратиться к ГОСТ 17.2.2.05 – 86.

          В данном примере «17» обозначает номер системы, «2» - номер подсистемы – атмосферу, «2» - вид стандарта – нормы и методы измерения, «05» - номер стандарта и «86» - год издания.

         «На современном этапе основные требования к стандартизации определяются Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации». Закон подразделяет стандарты на государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации; стандарты отраслей и стандарты предприятий. Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции в целях обеспечения требований безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья в имущества применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, а также в целях совершенствования организации и управления производством.»5

Глава 3. Часть 2. Экологическая сертификация.

         «С  принятием Закона РФ «О защите  прав потребителей» (1992) в России  введена обязательная сертификация  товаров, работ и услуг с  целью обеспечения безопасности  жизни. Здоровья потребителей  и охраны окружающей среды.  С 1992г. в РФ действует Система  обязательной сертификации по  экологическим требованиям, осуществляется  деятельность по использованию  международных стандартов, определяющих  принципы экологической маркировки  продукции, характеризующей воздействие  на всех стадиях жизненного  цикла – от получения сырья  до утилизации.»6.

Глава 3. Часть 3. Экологическая паспортизация.

        В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04 – 90 каждое предприятие в обязательном порядке разрабатывает экологический паспорт. Цель паспортизации – прогноз экологической ситуации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

        Экологический паспорт промышленного предприятия является основным нормативно-техническим документом, включающим данные об использовании ресурсов и воздействия его на окружающую среду. В экологическом паспорте должны быть отражены:

сведения о технологиях, используемых предприятием;

количественные и качественные характеристики используемых ресурсов;

количественные характеристики выпускаемой продукции;

количественные и качественные характеристики выбросов, загрязняющих веществ;

результаты сравнения  используемых предприятием технологий с зарубежными и отечественными.

       Информация, содержащаяся в экологическом  паспорте, предназначена для решения  следующих природоохранных задач:

оценка влияния выбросов загрязняющих веществ и выпускаемой  продукции на окружающую среду и  здоровье населения, и определение  размера платы за природопользование;

установление предприятию  предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

планирование предприятием природоохранных мероприятий и  оценка их эффективности;

экспертиза проектов реконструкции  предприятия;

контроль за соблюдением предприятием законодательства в области охраны природной среды;

повышение эффективности  использования природных и материальных ресурсов, энергии и вторичных  продуктов.

       Экологический паспорт составляется на основе согласованных основных показателей производства, проектов ПДВ, разрешения на природопользование, норм ПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использованию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и других нормативно-технических документов. Экологический паспорт согласовывается с местным комитетом по охране природы администрации и утверждается руководителем предприятия.

Глава 3. Часть 4. Лицензирование видов деятельности в сфере природопользовании

        «Любая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую природную среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом ресурса при обязательном выполнении всех оговоренных требований и условий. В 1994г. Правительством РФ было принято постановление «О лицензировании отдельных видов деятельности».7 .

Глава 3. Часть 5. Оценка воздействия на окружающую среду.

           ОВОС – это предварительное определение характера и степени опасности всех потенциальных видов влияния и оценка экологических, экономических и социальных последствий осуществления проекта; структурированный процесс учета экологических требований в системе подготовки и принятия решений о хозяйственном развитии. ОВОС является обязательным подразделом в любой предпроектной и проектной документации.

         «Общим итогом ОВОС является официальное «Заявление о воздействии на окружающую среду» . Заявление выступает как самостоятельный документ, предназначенный для органов, принимающих решения о судьбе проектов. В нем выявляются и рекомендуются к утверждению те проектные решения, осуществление которых: не представляет никакой угрозы для здоровья людей с учетом отдаленных последствий; не связано с производством экологически опасной продукции; не приведет к критическим изменениям в природной среде в период строительства, эксплуатации и ликвидации объекта.»8

Глава 3. Часть 6. Экологическая экспертиза.

       В соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. термин «экологическая экспертиза» определяется следующим образом.

         «Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы»9.

      Цель экспертизы – проверить и оценить, насколько объект соответствует требованиям охраны окружающей природной среды и экологической безопасности. Результатом экспертизы является выявление технических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий реализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

        Одной из главных задач деятельности Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ является организация и проведение государственной экологической экспертизы. Ее выводы имеют силу надведомственного документа, обязательного для исполнения.

       Методическое руководство и координацию деятельности всей единой системы государственной экспертизы осуществляет Главное управление государственной экологической экспертизы Минприроды России (Главгосэкспертиза), привлекая для этого координационный совет госэкологической экспертизы.10

        Госэкспертиза проводится:

экспертными комиссиями, образованными  Минприроды России и его органами на местах;

межотраслевыми и экспертными  комиссиями, создаваемыми Минприроды России совместно с органами Министерства здравоохранения РФ, Госкомитета  санитарно-эпидемиологического надзора  РФ, других заинтересованных министерств  и ведомств.

       Председатель члены экспертной комиссии несут полную ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством РФ. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд и арбитражный суд. Экспертиза материалов, представленных на госэкспертизу, завершается составлением заключения экспертной комиссии.

          Заключение экологической экспертизы – документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобренный большинством списочного состава экспертной комиссии.

           Заключение экологической экспертизы может быть положительным и отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий для реализации объекта экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения является запрет реализации объекта экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.

Глава 3. Часть 7. Экологический риск.

          В условиях прогрессирующего загрязнения окружающей природной среды в основу государственной экологической политики постепенно закладывается концепция экологического риска. «Экологический риск – это оценка на всех уровнях вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время.»11

           Экосистема развивается сама, сама себя воспроизводит при отсутствии факторов, которые могут нарушить природное равновесие и устойчивость системы. Источниками неустойчивости могут быть природные стихийные явления (землетрясения, наводнения), живая природа (эпидемии), антропогенный фактор (аварии, катастрофы). Экологический риск – это вероятность разрушения круговорота жизни вследствие деятельности человеческого общества, ошибок в деятельности людей. Экологический риск возрастает при эксплуатации технических сооружений и коммуникаций.

Информация о работе Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав