Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:39, реферат

Краткое описание

Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности. Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы: приоритет охраны жизни и здоровья; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Экологическое законодательство РФ…………………………...4
Глава 2. Государственные органы охраны окружающей природной среды………………………………………………………………………..9
Глава 3. Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав…………………………………………………………………………12
3.1. Экологическая стандартизация………………………..12
3.2. Экологическая сертификация………………………….14
3.3. Экологическая паспортизация…………………………14
3.4. Лицензирование видов деятельности в сфере природопользования………………………………………………………..16
3.5. Оценка воздействия на окружающую среду………….16
3.6. Экологическая экспертиза………………………………17
3.7. Экологический риск……………………………………..19
3.8. Экологический мониторинг……………………………..21
3.9. Экологический контроль………………………………...22
3.10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения……………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………..28
Введение.

Файлы: 1 файл

реферат экология.docx

— 55.24 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………2

Глава 1. Экологическое законодательство РФ…………………………...4

Глава 2. Государственные  органы охраны окружающей природной  среды………………………………………………………………………..9

Глава 3. Правовые средства обеспечения  соблюдения экологических прав…………………………………………………………………………12

3.1. Экологическая стандартизация………………………..12

3.2. Экологическая сертификация………………………….14

3.3. Экологическая паспортизация…………………………14

3.4. Лицензирование видов деятельности в сфере природопользования………………………………………………………..16

3.5. Оценка воздействия на окружающую среду………….16

3.6. Экологическая экспертиза………………………………17

3.7. Экологический риск……………………………………..19

3.8. Экологический мониторинг……………………………..21

3.9. Экологический контроль………………………………...22

3.10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения……………………………………………………………...23

Заключение…………………………………………………………………...27

Список литературы…………………………………………………………..28

 

Введение.

          Экологическое право - одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений, это совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

      Экология  – наука, изучающая условия  существования живых организмов  во взаимосвязи с окружающей  средой. Этот термин был предложен  в 1866 году немецким зоологом  Эрнестом Геккелем (1834 – 1919), считавшим,  что под экологией мы должны  понимать «сумму знаний, относящихся  к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт»1.

      Экологическая  проблема возникла с появлением  человека на Земле. В естественный  и сбалансированный круговорот  вещества в биосфере вклинился  фактор хозяйственной деятельности  человека, который неуклонно вносил  дисбаланс в окружающую среду  по мере своего развития. Глубокие потрясения, связанные с геноцидом вначале по отношению к животному, а затем и растительному миру, сокрушительное давление на земельные, водные ресурсы и атмосферу породили тот клубок противоречий, который называется проблемой выживания человечества.

          Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности.    Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы: приоритет охраны жизни и здоровья; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.

На базе вышеприведенных  принципов осуществляется охрана природной  среды несколькими способами. Среди  них следует особо выделить правовой способ, на котором и базируется такой предмет, как экологическое  право.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экологическое законодательство РФ.

         Источниками экологического права  признаются нормативно-правовые  акты, в которых содержатся правовые  нормы, регулирующие экологические  отношения. К ним относятся  законы, указы, постановления и  распоряжения, нормативные акты  министерств и ведомств, законы  и нормативно-правовые акты субъектов  Федерации.  Система экологического законодательства России состоит из двух подсистем: природоресурсного и природоохранного. В природоресурсное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану и использование отдельных видов природных ресурсов, в природоохранное законодательство входят нормативные акты, регулирующие охрану окружающей среды в целом.

          Формирование российского экологического  законодательства прошло три  основных этапа:

- возникновение, становление  и развитие в рамках земельного  права;

- развитие  в рамках  природоресурсных отраслей;

- выход за рамки проиродоресурсных отраслей.2

           Первый этап (1917 – 1968гг.). Первым  нормативно-правовым актом Советского  государства явился Декрет «О  земле» от 26.04.(08.11.) 1917г. Основной его целью было изменение экономических отношений по землепользованию, но в то же время он закладывал и создавал основу для экологических отношений, так как устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, создавал условия для ее охраны. Далее были приняты Декреты «О лесах» от 27.05.1918г., «О недрах земли» от 30.04.1919г. и др. В этих документах появилась тенденция к бережному использованию природных объектов. В конце 50-х – начале 60-х гг. были приняты законы об охране природы во всех союзных республиках СССР. Развитие законодательства о природопользовании постепенно приводит к дифференциации по отдельным видам природных ресурсов и происходит обретение горной, водной, лесной и другими природоресурсными отраслями права самостоятельного статуса.

            Второй этап (1969 – 1988гг.) характеризуется  активным формированием природоресурсных отраслей права. Принимаются «Основы водного законодательства» (1970г.), «Основы законодательства о недрах»(1975г.), «Основы лесного законодательства» (1977г.). В 1980г. были приняты два союзных закона – об охране и использовании животного мира и об охране атмосферного воздуха. С введением в действие Конституции СССР 1977г. охрана окружающей среды приобрела конституционный статус (ст.18 и 42 Конституции СССР). На этом этапе начался постепенный переход от распространения исключительно административных методов к использованию экономических рычагов в области охраны окружающей природной среды.

          Третий этап (1989г. – по настоящее  время). Постановление ЦК КПСС  и Совета Министров СССР от 07.01.1988г. создало условия для  формирования нового подхода  к экологопользованию:

  1. Проведение реформы природоохранных органов. Был создан надведомственный орган Госкомприроды СССР ( в последствии – Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР)
  2. Создание в Москве в системе Госкомприроды СССР Всесоюзного научно-исследовательского центра по проблемам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов
  3. Создание системы экологической экспертизы
  4. Введение платы за выбросы веществ, загрязняющих окружающую природную среду.

       Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12.12.1993г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности (государственной, муниципальной и частной) на землю и иные природные ресурсы (ст.9, 36), а также гарантировала право граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42).  После принятия Конституции РФ полностью было пересмотрено законодательство РФ, в том числе и экологическое. В основе нового экологического законодательства находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов  РСФСР  о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991г.) и Конституция РФ, принятая в результате всенародного голосования (1993г.)

           Основой экологического законодательства  РФ является Закон РФ «Об  охране окружающей природной  среды», принятый 19.12.1991г. Этот закон  характеризуется следующими основными  чертами:

  1. Комплексный, головной законодательный акт прямого действия. Закон регулирует природоохранительные отношения, которые включают выполнение трех задач: сохранение природной среды; предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека; оздоровление и улучшение качества природной среды. Закон возглавляет систему экологического законодательства, т.е. в вопросах охраны природы законы не должны противоречить данному закону и он является законом прямого действия ( не требуется дополнительных актов, постановлений, инструкций и т.д.);
  2. Основная установка закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов при приоритете охраны здоровья человека. Мерой такого разумного сочетания являются предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности человека на природу, превышение которых создает опасность причинения вреда природе и здоровью человека;
  3. Закон формулирует экологические требования, обращенные не к природным объектам, а к источникам вредного воздействия на природу и здоровье человека;
  4. Центральный объект закона – человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Человек в законе рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую природную среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности (штрафные санкции вплоть до уголовной ответственности), и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями за возмещение причиненного вреда;
  5. Нормы закона закрепляют механизмы исполнения его предписаний. Он состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйствующего субъекта в охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний.

           Законодательством предусматриваются требования к нормированию качества окружающей природной среды – предельно допустимые нормы воздействия на нее, гарантирующие экологическую безопасность населения.

             В законодательстве впервые даны определения чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Зоной чрезвычайной экологической ситуации считается зона, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. В этой зоне прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся мероприятия по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

           Зона экологического бедствия – территория, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию фауны и флоры. В этой зоне прекращается деятельность хозяйственных объектов, запрещается строительство, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

          Для поддержания равновесия в биосфере в природоохранном законодательстве значительное внимание уделяется особо охраняемым природным территориям и объектам, куда относятся государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, курортные и лечебно-оздоровительные зоны, зеленые зоны. На территориях указанных объектов запрещается хозяйственная, реакционная и прочая деятельность, противоречащая целям охраняемой территории и причиняющая вред окружающей среде.

          Закон об охране природной окружающей среды России дает основания для создания цельной системы природоохранного законодательства.

 

 

 

Глава 2. Государственные органы охраны окружающей природной среды.

     В систему органов управления и надзора по охране природы входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

       «К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их полномочий: высшие федеральные, а также республиканские, областные и краевые законодательные органы России призваны определять основные направления экологической политики, утверждать экологические программы, устанавливать в пределах своей компетенции правовые основы и нормы.»3

         На Правительство РФ возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ, а также координация деятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образования и использования внебюджетных экологических фондов, установление порядка оплаты за природопользование, обеспечения населения экологической информацией.

          К государственным органам специальной компетенции относятся органы, которые выполняют только природоохранные функции. Эти органы в свою очередь подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

          Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какую-либо из них. К таким органам относятся: Министерство природных ресурсов РФ (МПР России);  Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ); Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет).

            Отраслевые органы выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов или объектов. К ним относятся: Государственный комитет РФ по земельной политике (Роскомзем); Федеральная служба лесного хозяйства РФ (Рослесхоз); Государственный Комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство); Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России).

            Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных им функций в отношении всех природных объектов. К ним относятся: Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России); Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ); Министерство внутренних дел РФ (МВД России).

             На Министерство природных ресурсов РФ возложены задачи по рациональному использованию и охране природных ресурсов, применяемых в экономике страны, а также межотраслевая координация природоохранной деятельности. В ведении МПР РФ находятся также управление фондом недр и водный фонд.

          Департамент Госсанэпиднадзора РФ является органом в сфере санитарного надзора. Он разрабатывает и утверждает санитарные нормативы и правила, осуществляет надзор за соблюдением этих нормативов и правил.

          МЧС РФ занимается вопросами обеспечения безопасности людей в условиях экстремальных ситуаций, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, в том числе и экологических.

             Роскомгидромет является головной организацией в единой государственной службе мониторинга окружающей среды. На этот орган возложены организация и проведение наблюдений, оценка, прогноз состояния окружающей среды и ее изменений в процессе хозяйственной деятельности.

Информация о работе Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав