Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 08:39, реферат
Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности. Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы: приоритет охраны жизни и здоровья; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Экологическое законодательство РФ…………………………...4
Глава 2. Государственные органы охраны окружающей природной среды………………………………………………………………………..9
Глава 3. Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав…………………………………………………………………………12
3.1. Экологическая стандартизация………………………..12
3.2. Экологическая сертификация………………………….14
3.3. Экологическая паспортизация…………………………14
3.4. Лицензирование видов деятельности в сфере природопользования………………………………………………………..16
3.5. Оценка воздействия на окружающую среду………….16
3.6. Экологическая экспертиза………………………………17
3.7. Экологический риск……………………………………..19
3.8. Экологический мониторинг……………………………..21
3.9. Экологический контроль………………………………...22
3.10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения……………………………………………………………...23
Заключение…………………………………………………………………...27
Список литературы…………………………………………………………..28
Введение.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Экологическое законодательство РФ…………………………...4
Глава 2. Государственные
органы охраны окружающей природной
среды…………………………………………………………………
Глава 3. Правовые средства обеспечения
соблюдения экологических прав………………………………
3.1. Экологическая стандартизация………………………..12
Введение.
Экологическое право - одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений, это совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.
Экология
– наука, изучающая условия
существования живых
Экологическая
проблема возникла с
Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности. Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы: приоритет охраны жизни и здоровья; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе экологических организаций и некоторые другие.
На базе вышеприведенных принципов осуществляется охрана природной среды несколькими способами. Среди них следует особо выделить правовой способ, на котором и базируется такой предмет, как экологическое право.
Глава 1. Экологическое законодательство РФ.
Источниками экологического
Формирование российского
- возникновение, становление
и развитие в рамках
- развитие в рамках природоресурсных отраслей;
- выход за рамки
Первый этап (1917 – 1968гг.). Первым
нормативно-правовым актом
Второй этап (1969 – 1988гг.) характеризуется
активным формированием
Третий этап (1989г. – по настоящее
время). Постановление ЦК КПСС
и Совета Министров СССР от
07.01.1988г. создало условия
Важным этапом в формировании экологического законодательства явилось принятие 12.12.1993г. Конституции РФ, которая определила равноправие различных форм собственности (государственной, муниципальной и частной) на землю и иные природные ресурсы (ст.9, 36), а также гарантировала право граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42). После принятия Конституции РФ полностью было пересмотрено законодательство РФ, в том числе и экологическое. В основе нового экологического законодательства находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1990г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991г.) и Конституция РФ, принятая в результате всенародного голосования (1993г.)
Основой экологического
Законодательством предусматриваются требования к нормированию качества окружающей природной среды – предельно допустимые нормы воздействия на нее, гарантирующие экологическую безопасность населения.
В законодательстве впервые даны определения чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. Зоной чрезвычайной экологической ситуации считается зона, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. В этой зоне прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся мероприятия по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.
Зона экологического бедствия – территория, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию фауны и флоры. В этой зоне прекращается деятельность хозяйственных объектов, запрещается строительство, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.
Для поддержания равновесия в биосфере в природоохранном законодательстве значительное внимание уделяется особо охраняемым природным территориям и объектам, куда относятся государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения и животные, курортные и лечебно-оздоровительные зоны, зеленые зоны. На территориях указанных объектов запрещается хозяйственная, реакционная и прочая деятельность, противоречащая целям охраняемой территории и причиняющая вред окружающей среде.
Закон об охране природной окружающей среды России дает основания для создания цельной системы природоохранного законодательства.
Глава 2. Государственные органы охраны окружающей природной среды.
В систему органов управления и надзора по охране природы входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
«К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их полномочий: высшие федеральные, а также республиканские, областные и краевые законодательные органы России призваны определять основные направления экологической политики, утверждать экологические программы, устанавливать в пределах своей компетенции правовые основы и нормы.»3
На Правительство РФ возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ, а также координация деятельности всех органов в области охраны окружающей среды, образования и использования внебюджетных экологических фондов, установление порядка оплаты за природопользование, обеспечения населения экологической информацией.
К государственным органам специальной компетенции относятся органы, которые выполняют только природоохранные функции. Эти органы в свою очередь подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какую-либо из них. К таким органам относятся: Министерство природных ресурсов РФ (МПР России); Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ); Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет).
Отраслевые органы выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов или объектов. К ним относятся: Государственный комитет РФ по земельной политике (Роскомзем); Федеральная служба лесного хозяйства РФ (Рослесхоз); Государственный Комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство); Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России).
Функциональные органы выполняют одну или несколько родственных им функций в отношении всех природных объектов. К ним относятся: Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России); Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ); Министерство внутренних дел РФ (МВД России).
На Министерство природных ресурсов РФ возложены задачи по рациональному использованию и охране природных ресурсов, применяемых в экономике страны, а также межотраслевая координация природоохранной деятельности. В ведении МПР РФ находятся также управление фондом недр и водный фонд.
Департамент Госсанэпиднадзора РФ является органом в сфере санитарного надзора. Он разрабатывает и утверждает санитарные нормативы и правила, осуществляет надзор за соблюдением этих нормативов и правил.
МЧС РФ занимается вопросами обеспечения безопасности людей в условиях экстремальных ситуаций, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, в том числе и экологических.
Роскомгидромет является головной организацией в единой государственной службе мониторинга окружающей среды. На этот орган возложены организация и проведение наблюдений, оценка, прогноз состояния окружающей среды и ее изменений в процессе хозяйственной деятельности.
Информация о работе Правовые средства обеспечения соблюдения экологических прав