Правовой режим Национальных парков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 23:13, реферат

Краткое описание

Экологическое право - это отрасль белорусского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Оглавление

Введение 3
1. Национальные парки Беларуси 4
1.1 Характеристика Национальных парков: «Беловежская пуща» и «Браславские озера» 4
1.2 Характеристика Национальных парков: «Нарочанский» и «Припятский» 6
2. Правовой режим национальных парков 8
3. Ответственность за нарушение законодательства об особо охраняемых природных территориях 12
Заключение 15
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Национальные парки.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

· организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест [5, c.431].

С учетом природоохранной, научной, рекреационно-оздоровительной, историко-культурной, хозяйственной и другой ценности природных комплексов и объектов, а также иных объектов национального парка в его границах выделяются следующие зоны:

· заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития, в границах которой запрещаются все виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране;

· зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления, в границах которой устанавливается режим охраны и использования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответствии с положением о национальных парках [5, c.432];

· рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчивое использование рекреационных ресурсов;

· хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с использованием природоохранных технологий, не препятствующая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационных ресурсов [5, c.433].

В случае необходимости в национальном парке может предусматриваться выделение также других зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жизнедеятельности местного населения, эксплуатации хозяйственных и иных объектов парка.

Каждая из зон национального парка может быть территориально разобщена и состоять из нескольких участков, расположенных в разных местах территории национального парка.

Проектом территориальной организации национального парка в соответствии с положением о нем устанавливаются границы рекреационной, хозяйственной и других зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жизнедеятельности местного населения, эксплуатации хозяйственных и иных объектов парка, а также регламентируются застройка, планируемое хозяйственное и иное использование территории национального парка [2, c.197].

Организация регулируемого туризма, отдыха и оздоровления населения на территории национального парка осуществляется в соответствии с утвержденными проектами территориальной организации национального парка на основании лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма, отдыха и оздоровления населения при условии гарантированного соблюдения юридическими и физическими лицами режима охраны и использования национального парка.

Порядок лицензирования деятельности по обеспечению регулируемого туризма, отдыха и оздоровления населения на территории национального парка устанавливается Правительством Республики Беларусь [5, c.434].

Таким образом, правовое положение национального парка характеризуется двойственностью. С одной стороны, это государственное учреждение, выполняющее научные и туристические функции, занимающиеся просветительством. В этом качестве оно наделяется правами юридического лица и полномочиями субъекта права пользования землей, полученной из федеральной собственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических, рекреационных и просветительских задач.

 

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

 

Особо охраняемые природные территории (объекты) - это участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования [2, c.115].

Основной целью объявления территорий особо охраняемыми природными территориями является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Особо охраняемые природные территории - природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное важное значение, подлежат особой охране. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе объявляются особо охраняемые природные территории. К особо охраняемым природным территориям относятся заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы [2, c.116].

Объявление, преобразование или прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий и установление режима их охраны и использования осуществляются в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях.

Юридические и физические лица, допустившие нарушение установленного режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, их охранных зон и территорий, зарезервированных для объявления особо охраняемыми природными территориями, нарушение требований лицензий (разрешений) на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма, отдыха и оздоровления населения на особо охраняемых природных территориях, а также иных требований законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь [12, cт.44].

Вред, причиненный природным комплексам и объектам в границах особо охраняемых природных территорий вследствие нарушения законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, возмещается виновными в причинении вреда юридическими и (или) физическими лицами в полном объеме добровольно либо в судебном порядке.

В счет причиненного вреда включаются стоимость уничтоженных или поврежденных природных комплексов и объектов, а также затраты на восстановление нарушенного состояния этих природных комплексов и объектов. При возмещении вреда учитываются потери природных ресурсов, а также их экологическая ценность [14, ст. 26].

Государственные органы, осуществляющие государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, а также иные уполномоченные на то государственные органы в установленном порядке предъявляют юридическим и (или) физическим лицам иски о возмещении вреда, причиненного нарушением установленного режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Землевладельцам, землепользователям и собственникам земельных участков, земли которых расположены в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, возмещаются в полном объеме убытки в связи с изъятием их земельных участков с целью объявления особо охраняемых природных территорий, а также в связи с ограничением хозяйственной и иной деятельности на своих земельных участках в соответствии с режимом охраны и использования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон [12, ст. 45].

Особо охраняемые природные территории Республики Беларусь могут включаться в список объектов мирового наследия, водно-болотных угодий международного значения и перечни иных категорий объектов международного значения в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Если ратифицированным и вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора [12, cт.46].

Таким образом, за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий правонарушитель может быть привлечен к следующим видам ответственности:

1. административной

Ст. 88 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий или их нецелевое использование.

Органами, уполномоченными налагать административные взыскания за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий, могут быть и государственные природоохранные учреждения, осуществляющие управление заповедниками и национальными парками, когда правонарушение совершено на территории соответствующих заповедников и национальных парков и выявлено работниками, осуществляющими их охрану.

2. уголовной

Ст. 264 Уголовного Кодекса устанавливает ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий при условии причинения ущерба в крупном размере (в 250 и более раз превышающий размер базовой величины).

3. гражданско-правовой

Вред, причиненный природным комплексам и объектам, возмещается виновными в причинении вреда юридическими или физическими лицами в полном объеме добровольно либо в судебном порядке. В счет причиненного вреда включаются стоимость уничтоженных или поврежденных природных комплексов и объектов, а также затраты на восстановление нарушенного состояния этих природных комплексов и объектов. При возмещении вреда учитываются потери природных ресурсов, а также их экологическая ценность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Особо охраняемые природные территории - участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

Особо охраняемые природные территории находятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на особо охраняемые природные территории.

Владение и пользование особо охраняемыми природными территориями осуществляются уполномоченными государственными органами, юридическими лицами государственной формы собственности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования осуществляются Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иными уполномоченными на то государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Законодательство определяет правовые основы функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий и объектов, являющихся национальным достоянием народа Беларуси, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования. Так, согласно Закона «Об особо охраняемых природных территориях», при объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий социально-экологические интересы имеют приоритет над экономическими.

Правовое положение национального парка характеризуется двойственностью. С одной стороны, это государственное учреждение, выполняющее научные и туристические функции, занимающиеся просветительством. В этом качестве оно наделяется правами юридического лица и полномочиями субъекта права пользования землей, полученной из федеральной собственности. С другой стороны, это природный комплекс, изъятый из хозяйственного оборота, сочетающий в себе решение экологических, рекреационных и просветительских задач.

За нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий правонарушитель может быть привлечен к следующим видам ответственности:

1. административной

2. уголовной

3. гражданско-правовой

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Балашенко, С.А. Экологическое право / С.А. Балашенко. - Минск: «Веды», 1999. - 351 с.

2. Бобылев, А.И. Правовой режим использования и охраны природных объектов и природных ресурсов / Минск: Новый юрист, 1993. - 215 с.

3. Бринчук, М.М. Экологическое право (право окружающей среды) / М.М. Бринчук. - Минск: «Веды», 1998. - 259 с.

4. Гоев, А.В. Экологическое право Республики Беларусь / А.В. Гоев. - Минск: « Молодежное научное общество», 2000. - 160 с.

5. Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть / Д.М. Демичев. - Минск: «Вышэйшая школа», 2007. - 497 с.

6. Дубовик, О.Л. Экологическое право / О.Л. Дубовик. - Минск: Проспект, 2005. - 548 с.

Информация о работе Правовой режим Национальных парков