Понятие и виды права недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Недра, как и другие природные ресурсы в РФ, являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, находятся в ведении органов местного самоуправления Основным требованием, предъявляемым к пользованию недрами, является не просто оптимальное сочетание экономических и экологических аспектов, а придание этим взаимоотношениям качественно нового содержания Ограниченность и невозобновляемость полезных ископаемых, содержащихся в недрах, вызывают необходимость соблюдения режима экономии, сбережения при их эксплуатации, недопущения потерь при добыче и в процессе производства Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составным элементам.

Оглавление

Понятие и виды права недропользования
Основания и порядок возникновения права недропользования
Основания и порядок прекращения права недропользования
Оборот прав пользования участками недр
Задача №1
Задача №2
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольнная работа по экологическому.docx

— 43.29 Кб (Скачать)

     Право собственности на отходы принадлежит  собственнику сырья, материалов и иных продуктов, в результате использования  которых эти отходы образовались. Право может быть приобретено  другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или  иной сделки об отчуждении отходов (ст. 4 Закона № 89-ФЗ). Если в договоре на вывоз мусора предусмотрена передача права собственности на отходы к  вывозящей их стороне, обязанность  размещать отходы и вносить плату  за их размещение переходит к новому собственнику. Договор может не содержать  условие об изменении собственника отходов. Тогда плательщиком экологических  платежей будет организация-заказчик. Аналогичные разъяснения приведены  в письме Ростехнадзора от 25.07.2007 № 04-09/1001. Таким образом, передачу отходов с переходом права собственности на них к специализированной организации необходимо отличать от простой услуги по вывозу мусора.

     Если  собственник отходов передал  право собственности на них сторонней  организации, все последующие обязательства  по размещению отходов и внесению платы возникают у нового собственника.

     Специализированная  организация (посредник) имеет право  размещать отходы от своего имени, но по поручению их собственника. В  этом случае посредник приобретает  права и становится обязанным, а  значит, именно он должен перечислить  плату (письмо Ростехнадзора от 23.12.2005 № СС-47/145). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задача  №2 

     Обязательства вследствие причинения вреда как  отношения имущественные являются предметом правового регулирования  гражданского права. Гражданское законодательство устанавливает общие условия возникновения такого обязательства: наличие вреда, противоправность действия (бездействия), причинная связь между действием (бездействием) и наступившими последствиями (вредом), вина причинителя вреда. Статьей 1064 ГК РФ  сформулирован принцип возмещения вреда в полном объеме, который раскрывается в ст. 1082 ГК РФ: вред может быть возмещен в натуре путем предоставления вещи того же рода и качества, исправления поврежденной вещи и т.п. либо путем возмещения убытков, под которыми в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФпонимается реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено). Кроме того, гражданским законодательством установлены такие основополагающие принципы возмещения вреда, как принцип солидарной ответственности лиц, совместно причинивших вред, принцип ответственности юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником, принцип безвиновной ответственности владельца источника повышенной опасности и т.д..

     Возмещение  вреда, причиненного окружающей среде  в результате экологического правонарушения, также регулируется гражданским  законодательством. Однако специфика  объекта правонарушения, характер причиненного вреда, а также невозможность  реализации целей возмещения вреда, причиненного окружающей среде, механизмами  гражданского права потребовали  дальнейшего правового регулирования  рассматриваемых отношений.

     Так, в ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей основания  возникновения обязательства вследствие причинения вреда, речь идет о вреде, причиненном личности или имуществу  гражданина или имуществу юридического лица. Это означает, что по нормам гражданского законодательства вред подлежит возмещению, если он является следствием нарушения имущественных прав гражданина и юридического лица либо личных неимущественных  прав (благ) гражданина (здоровье, честь, достоинство и др.). В случае совершения экологического правонарушения вред причиняется  природным объектам. Гражданский  кодекс РФ признал некоторые природные  объекты видом недвижимого имущества. Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам  относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения. Таким образом, не все природные объекты отнесены к числу недвижимого имущества. В этом случае их правовое положение не укладывается в рамки гражданско-правового регулирования. Однако следует отметить, что все природные объекты, за исключением атмосферного воздуха, являются объектом права собственности, часть из которых может находиться в пользовании каких-либо субъектов. Поэтому причинение вреда таким природным объектам нарушает имущественные права и интересы собственника и природопользователей, что дает основание рассматривать его как одно из условий возникновения гражданско-правового обязательства.

     С другой стороны, специфика земли, недр, вод, животного мира состоит в  том, что они одновременно являются не только имуществом, объектом права  собственности и иных вещных прав, но и природным объектом как составной  частью окружающей среды, обладающим признаком  естественного происхождения, состояния  в экологической цепи природных  систем, способным выполнять экологические, экономические, культурные функции  и обеспечивать качество среды обитания человека . Таким образом, объектом причинения вреда в случае совершения экологического правонарушения является одновременно и имущество (или имущественные права), и природный объект.

     В соответствии со ст. 9 Конституции РФ  земля и другие природные ресурсы  используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. Основанная на этом конституционном положении  юридическая природа природных  объектов определяет наличие не только имущественного интереса собственника и природопользователя в отношениях, возникающих вследствие причинения вреда окружающей среде, но и существенную составляющую общественного интереса. В литературе была высказана точка зрения, что в отличие от деликатных отношений гражданско-правового типа, в отношениях по возмещению вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды, потерпевшая сторона четко не обозначена, ибо практически вред причиняется не только собственнику, но и обществу в целом .

     Таким образом, сложная юридическая природа  объекта причинения вреда при  совершении экологического правонарушения определяет общественный интерес в  возмещении вреда, причиненного окружающей среде или природным объектам, ее составляющим, что, в свою очередь, определяет тенденцию смещения правового  регулирования отношений, возникающих вследствие причинения вреда окружающей среде, в сферу публичного права. Эта тенденция проявляется в субсидиарном применении норм гражданского права при отсутствии специального правового регулирования. Иными словами: если иное не установлено экологическим, земельным законодательством, законодательством об охране и использовании лесов, вод, недр и животного мира, к регулированию отношений возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями, применяется гражданское законодательство. Такой механизм правового регулирования обусловлен спецификой объекта экологического правонарушения, своеобразием условий причинения вреда окружающей среде и главным образом качественной и количественной характеристикой такого вреда.

     К числу наиболее характерных особенностей правового регулирования возмещения вреда, причиненного окружающей среде  в результате экологического правонарушения, следует отнести приоритет применения такс и методик для определения  размера убытков по отношению  к гражданско-правовому способу  определения размера убытков, отказ  от принципа генерального деликта, действующего в гражданском праве (при установлении нормативов допустимого негативного  воздействия на окружающую среду), сроки  исковой давности предъявления требований о возмещении вреда и т.д. Эти и другие особенности правового регулирования отношений по возмещению вреда нашли свое отражение главным образом в Федеральном законе от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы 

  1. Нормативные правовые акты:
 
  1. "Конституция  Российской Федерации" (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) (с  учетом поправок, внесенных Законами  РФ о поправках к Конституции  РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
  3. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 12.12.2011) (с изм. и доп. от 06.01.2012)
  4. "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011)
  5. "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 06.12.2011)
  6. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "О недрах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.01.2012)
  7. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп. от 01.01.2012)
  8. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды"
  9. Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации"
  10. Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп. от 01.01.2012)
  11. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 14.06.2001, с изм. от 14.05.2009) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"
 
  1. Учебно-методическая литература:
 
  1. Бобин П.Н. Проблемы гражданско-правового регулирования  недропользования / П.Н. Бобин // Закон. – 2007. – №12. – с. 4–6.
  2. Боголюбов С.А. Экологическое право.- Юрайт, 2011
  3. Бринчук М.М. Экологическое право.- КонсультантПлюс, 2009.
  4. Кормош Ю. Правовой статус лицензии на пользование недрами / Ю. Кормош // Хозяйство и право. – 2007. – №12. – с. 45.

Информация о работе Понятие и виды права недропользования