Понятие и виды права недропользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

Недра, как и другие природные ресурсы в РФ, являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, находятся в ведении органов местного самоуправления Основным требованием, предъявляемым к пользованию недрами, является не просто оптимальное сочетание экономических и экологических аспектов, а придание этим взаимоотношениям качественно нового содержания Ограниченность и невозобновляемость полезных ископаемых, содержащихся в недрах, вызывают необходимость соблюдения режима экономии, сбережения при их эксплуатации, недопущения потерь при добыче и в процессе производства Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей природной среде и ее составным элементам.

Оглавление

Понятие и виды права недропользования
Основания и порядок возникновения права недропользования
Основания и порядок прекращения права недропользования
Оборот прав пользования участками недр
Задача №1
Задача №2
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольнная работа по экологическому.docx

— 43.29 Кб (Скачать)

     Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются законодательством.

     Сторонами соглашения являются: Российская Федерация - от ее имени выступают Правительство  РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы - граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения  юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.

     Соглашения  заключаются государством с победителем  конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством  о недрах. Законом предусмотрены случаи бесконкурсного заключения соглашений. Соглашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, а также связанные с недропользованием на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральным законом.

     Соглашения  о разделе продукции регулируют вопросы поисков, разведки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции  между государством и инвестором, а также ее транспортировки, хранения, переработки, использования и реализации.

     Особенности приобретения и осуществления права  недропользования предусмотрены законодательством  также применительно к добыче отдельных видов необщераспространенных полезных ископаемых.

     В частности, государство сохраняет  свою монополию на добычу радиоактивного сырья, захоронение радиоактивных  отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным Законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" государству (Российской Федерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользования и включаются в Федеральный фонд резервных месторождений.

     Право недропользования является платным, за исключением использования недр для общего геологического изучения, создания особо охраняемых геологических  объектов, а также добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных  вод собственниками и владельцами  земельных участков для своих нужд. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основания и порядок прекращения  права недропользования
 

     Право пользования недрами (в объективном  смысле) - это система правовых норм, которые регулируют порядок и  условия предоставления и использования  недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование.

     В зависимости от целей использования  недр право недропользования может  подразделяться на следующие виды:

     - для геологического изучения,

     - для разведки и добычи полезных  ископаемых

     - для строительства и эксплуатации  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопроводов,  производственных объектов, хранилищ  нефти и газа, захоронения отходов  производства, сброса сточных вод  и т. д.);

     - для образования особо охраняемых  геологических объектов, имеющих  научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное  значение (научных и учебных полигонов,  геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и  других подземных полостей);

     - для сбора минералогических, палеонтологических  и других геологических коллекционных  материалов (ст. 6 Закона РФ "О недрах").

     Пользователями  недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской  деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

     Объектами права недропользования являются обособленные в установленном законом порядке  участки недр, предоставляемые субъектам  в пользование.

     Они могут выступать в виде горного  отвода - геометризированного блока  недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных  сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).

     В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключительное право осуществлять пользование  недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить  работы несколько пользователей  недр.

     Право недропользования может быть срочным  и бессрочным.

     Недра предоставляются в пользование:

     - для геологического изучения - на  срок до 5 лет;

     - для добычи полезных ископаемых - на срок до 20 лет;

     при совмещении, указанных видов пользования - на срок до 25 лет.

     Без ограничения срока недра предоставляются  в пользование для строительства  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых, образования  особо охраняемых геологических  объектов и др.

     Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения  национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование  недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи  может быть частично или полностью  запрещено в случаях, если оно  может создать угрозу жизни и  здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным  объектам или окружающей природной  среде.

     К числу наиболее общих оснований  прекращения права недропользования относятся:

     - истечение установленного в лицензии  срока пользования;

     - отказ владельца лицензии от  права пользования недрами;

     - возникновение условия, указанного  в лицензии, с наступлением которого  прекращается право недропользования;

     - переоформление лицензии с нарушением требований закона.

     Право пользования может быть досрочно прекращено, а также приостановлено или ограничено в случаях:

     - возникновения непосредственной  угрозы жизни или здоровью  людей, работающих или проживающих  в зоне влияния работ по недропользованию;

     - нарушения недропользователем существенных условий лицензии;

     - систематического нарушения пользователем  правил пользования недрами;

     - возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и др.);

     - если пользователь в течение  установленного срока не приступил  к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

     - ликвидации предприятия-недропользователя;

     - по инициативе владельца лицензии. 
 
 
 

  1. Оборот  прав пользования  участками недр
 

     Участки недр предоставляются в пользование  для целей, указанных в Законе. В качестве оснований возникновения  прав пользования участками недр Закон называет решения уполномоченных органов государственной власти (исключение составляет возникновение  прав на основании концессионных  соглашений о разделе продукции, которые заключаются в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»).

     Иными словами, договор о предоставлении участков недр в пользование фактически утрачивает характер гражданско-правой сделки и выполняет чисто оформительскую функцию.

     Государство в одностороннем порядке наделяет правами и устанавливает правила  пользования участками недр. Кроме  того, согласно ст. 20 Закона о недрах государство может также в  одностороннем порядке досрочно прекратить, приостановить или ограничить право пользования недрами. Производится это решением органа, предоставившего  лицензию, и, несмотря на то что статья закона предоставляет право недропользователю, не согласному с таким решением, обжаловать его в судебном порядке, это не меняет административно-правового характера регулирования взаимоотношений недропользователя и государства. Естественно, такое положение дел не способствует становлению устойчивой системы прав на недра и развитию экономических отношений в сфере недропользования.

     Помимо  прямого запрета на отчуждение участков недр закон также существенно  ограничивает возможность оборота  прав пользования. В соответствии со ст. 17.1 Закона о недрах такие права  не могут быть переданы третьим лицам  посредством гражданско-правовых сделок, в том числе в порядке переуступки  прав. Те немногие случаи перехода прав, описанные в Законе, связаны с  процессами реорганизации либо прекращением деятельности юридических лиц; при  этом условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат [10].

     Таким образом, закрепленные Гражданским  кодексом РФ принципы свободы в установлении прав и обязанностей на основе договора и осуществлении прав по своему усмотрению при передаче в пользование участков недр не действуют.

     Меры  ответственности за нарушение условий  пользования недрами также носят  в первую очередь публично-правовой характер. Размер вреда при использовании  недр (а не убытков!) определяется самим  государством в лице федеральных  органов управления государственным  фондом недр (ст. 51 Закона о недрах). Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в бюджеты различных уровней (при этом Закон не предусматривает судебного порядка взыскания таких платежей). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача  №1 

     Согласно  Закону № 89-ФЗ отходы производства и  потребления — это остатки  сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые  образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские  свойства. Размещением отходов является их хранение и захоронение. Хранением  отходов признается их содержание в  объектах размещения отходов в целях  их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Объектом размещения отходов считается специально оборудованное  сооружение, предназначенное для  размещения отходов. Это полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др. Требования к размещению, устройству и содержанию объектов установлены в главе 4 СанПиН 2.1.7.1322—03, действующих с 15 июня 2003 года. Захоронение — это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

     Итак, платить нужно именно за размещение отходов. Базой для расчета платы  служит количество размещенных отходов. Вносить плату должны организации  и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых  возникают отходы. Значит, практически  любая фирма, даже аудиторская или  консалтинговая, может быть признана плательщиком. Ведь так называемый офисный мусор — бумага, упаковка, пищевые отходы, использованные канцтовары, лампы, расходные материалы для  оргтехники — образуется не только у промышленных предприятий, но и  у каждой организации.

     Обычно  юридические лица и индивидуальные предприниматели заключают со специализированными  организациями, непосредственно занимающимися  сбором, утилизацией и захоронением отходов, договоры на вывоз мусора. Многие ошибочно полагают, что наличие  подобного договора само по себе означает, что специализированная организация  должна сама внести плату за вывезенные отходы. Фактически существование такого договора не освобождает от обязанности  перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду. В  данной ситуации важно правильно  определить, кто из сторон договора должен это сделать — передающая мусор организация или компания, занимающаяся его вывозом. Для этого  следует изучить условия заключенного договора и понять, кто — заказчик или исполнитель — размещает  отходы. По общему правилу размещающим  отходы лицом признается либо их собственник, либо посредник, который размещает их от своего имени, но по поручению владельца.

Информация о работе Понятие и виды права недропользования